Да, именно так все чаще случается в последнее время - номинальный ввоз автомобиля на имя некоего гражданина часто влечёт для него вполне реальные проблемы, причём вплоть до «уголовки». Но обо всем по порядку…
Когда в прошлом году наш автомобильный рынок, мягко говоря, мучался в предсмертной агонии, а люди, несмотря на галопирующий рост цен, на последние деньги скупали последние же автомобили из товарных остатков на складах дилеров привычных, но уходящих марок - власти решили немного порадовать нас всех, разрешив так называемый «параллельный импорт» многих товаров, в том числе и автомобилей.
Суть этого проста - на многие номенклатуры ввозимых товаров было отменено обязательное согласие правообладателя на ввоз и продажу здесь их изделий. Ранее, если товар вводился в гражданский оборот без такого согласия (то есть ввоз осуществлялся не уполномоченной организацией, созданной самим производителем либо имеющей с ним соответствующий договор) - такой товар признавался контрафактным и подделал конфискации, а его импортёру назначался штраф.
Однако, поскольку вследствие известных событий многие компании перестали ввозить сюда свои товары официальным образом, а потребность в них никуда не пропала - власти разрешили импорт самого разного ширпотреба безо всякого согласия производителя. И в страну по различным хитрым схемам поехали многочисленные товары марок, «ушедших» с рынка. Магазины не опустели, изобилие осталось…
Однако новые реалии потребовали и новых участников, что стало особо актуальным для автомобильного рынка. Машины «запретных» марок стали ввозиться и оформляться «физиками» (то есть гражданами), как будто для личного использования. В этом случае можно было заметно сэкономить на оформлении - например, уплатить утилизационный сбор (УС) в размере 5200 рублей - для подержанных и 3400 рублей - для новых автомобилей, при этом вне зависимости от объёма двигателя (правда, с 01 августа УС был заметно повышен - государство не смогло смириться с тем, как граждане ловко экономят и не пополняют порядком поиздержавшийся бюджет, а потому ситуацию рассматриваю именно в отношении ввезённых до 01 августа машин, поскольку их - сотни тысяч, и это проблема ещё несколько лет будет весьма актуальной для многих).
Одновременно с ростом импорта автомобилей появилось немалое количество предложений подзаработать для всех желающих - стать теми самыми декларантами, ввозящими и оформляющими автомашины. И этот конвейер заработал - ведь стремящихся хоть как-то подзаработать (тем более в нынешнее, мягко говоря, непростое время) стало только больше. В результате многие наши сограждане стали импортёрами немалого количества автомобилей, порой - весьма дорогих и престижных.
Однако, как говорится, недолго музыка играла. Сначала государство делало вид, что все хорошо, тем самым заманивая всё новых импортёров в таможенные сети. Но теперь, похоже, халява кончилась - многие, кто за прошедшие полтора года ввозил сюда автомобили и платил минимальный УС, стали получать из таможни «письма счастья» - требования о предоставлении документов в отношении этих автомобилей.
Таможню при этом интересует буквально все, что касается приобретения - договора (иногда даже требуют давно отменённую справку-счёт), копии ПТС, данные о месте нахождения и нынешних владельцах, обстоятельства приобретения и ввоза, последующей продажи и т. п.
Разумеется, делается это всё не просто так - еще в 2019-м году Пленум Верховного Суда РФ в своём постановлении № 49 разъяснил, что систематическая (более двух раз) продажа товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в применении льгот при оформлении. И пресловутый утилизационный сбор не стал исключением.
И сейчас стала складываться вполне определённая практика - таможенные органы выявляют факты ввоза одним «физиком» нескольких автомобилей за относительно короткий период (три - пять месяцев), за которые уплачен минимальный утилизационный сбор, отбирая при этом варианты ввоза новых и дорогих автомашин,
и направляют этому гражданину требование о предоставлении дополнительных документов и информации.
Затем, как правило, следует обращение к мировому судье за судебным приказом, а после отмены этого приказа (если гражданин подал соответствующее возражение) подаётся административный иск в районный суд. При этом, как показывает анализ судебной практики, такие иски, как правило, удовлетворяются, при этом аргументация судов почти полностью совпадает с доводами таможни - учитывается период ввоза автомашин, их количество, явно превышающее реально необходимое одному человеку, быстрая перепродажа после ввоза (особенно без постановки на учёт на себя) и т. п.
При этом речь идёт о весьма заметных суммах - так, утилизационный сбор на новый автомобиль с объёмом двигателя от 3 до 3,5 литров составляет 1485000 рублей. Более же объёмный движок потребует аж 1623800 рублей. Вместо изначально уплаченных 5 с небольшим. Как говорится, почувствуйте разницу. Особенно если таких машин было несколько. И «отбиться» от таких претензий шансов практически нет, ибо факты - вещь упрямая: автомобилей действительно было много, а оплаты - мало. Не поспоришь…
Но есть и ещё одно неприятное последствие «экономии» на оформлении. Уголовное. А именно - ст. 194 Уголовного кодекса, которая может быть применена при крупном размере неуплаченного сбора (два миллиона, которые легко насчитать даже за пару не самых дорогих внедорожников). А недоплата в шесть миллионов является уже размером особо крупным и может отправить, как говорится, в места не столь отдалённые на пять лет. В лучшем случае, если не будет вменено совершение группой (что вполне вероятно, потому что одному такую «схему» не провернуть)…
В общем, думайте сами, решайте сами - ввозить или не ввозить…