Как банки препятствуют агентам заниматься ипотечным страхованием и как им можно противостоять?

По данным информационного агентства «Известия», меньше половины банков открыто сообщают клиентам об их правах и возможностях. Таким образом они не только мешают агентам и другим игрокам рынка, но и выходят за грань закона. О том, как и почему банки создают препятствия для своих клиентов, читайте в этой статье.

О каких правах заемщиков идет речь?

Проблемы чаще всего возникают с двумя услугами, необходимыми для получения ипотечного кредита: страховании жизни и имущества. Сложности с ними возникали практически всегда, ведь банку было выгодно «навязать» клиенту свои условия. Обычно они предполагали страхование жизни и имущества непосредственно в банке или в одной из аккредитованных компаний-партнеров. Однако с 1 сентября 2023 года правила серьезно поменялись, ведь в силу вступило Постановление Правительства РФ от 18.01.2023 № 39.

Согласно ему, все банки в России обязаны принимать страховые полисы от любого страховщика с установленным рейтингом не ниже BB- и не выше A- от агентств «АКРА», «Эксперт РА», «НРА» и «НКР» и отвечающий общим требованиям банка, аппетиты которых существенно урезаны достаточно объёмным перечнем запретов.

Это кардинально меняет правила игры и создает новые возможности для страховых агентов.

По данным информационного агентства «Известия», меньше половины банков открыто сообщают клиентам об их правах и возможностях.

О каких страховых компаниях идет речь?

Рейтинги экспертных агентств — не самая важная информация для агентов, не говоря уже о заемщиках. Все эти данные находятся в открытом доступе, но мы отметим главное:

В рейтинги попадают почти все страховые компании, работающие в России, а рейтинг А- и выше есть почти у всех крупных компаний.

Это значит, что полисы большинства известных страховщиков должны приниматься без вопросов и отказов, а главное — без повышения процентной ставки. Если компании нет в рейтингах, банк может провести собственную проверку. По ее результатам полис также может быть принят, однако процедура потребует дополнительного времени. Работать с крупными страховыми в этом плане гораздо выгоднее.

Стоит отметить еще один нюанс: у банка все еще остается возможность предъявлять определенные требования к страховке на жизнь и имущество. Однако теперь они будут публичными и едиными для всех заемщиков. Найти их можно будет на официальном сайте организации.

Разумеется, в идеале такие меры должны существенно упростить выдачу ипотечных кредитов и стать стимулом для конкуренции на страховом рынке и, как следствие, к снижению цен для покупателей. Однако на деле все совсем не так радужно.

В чем проблема?

Разумеется, банкам не хочется терять дополнительный источник дохода. Условия, которые клиенту можно навязать, по определению не должны быть выгодными. Однако новый закон многое меняет, а банки ищут новые способы заработка.

Обычно они заключаются в том, что клиенту просто не говорят о его правах. Если заемщику «рекомендуют» оформить страховку у одной из аккредитованных компаний, при этом зачастую беря на себя всю процедуру оформления, он с высокой долей вероятности согласится.
Про то, что полис можно купить практически у любого страховщика, можно тактично умолчать.

По данным «Известий», о новых возможностях заемщикам сообщают только в 20% из ТОП-30 банков страны. Но даже в них эти сведения не раскрывают заемщикам открыто: обычно их можно найти в отдаленных разделах сайта, и то если поискать.

В Антимонопольной службе (ФАС) назвали отсутствие информации о правах заемщика на сайте «недопустимой практикой». В ведомстве пообещали расследовать и другие проблемы, например, неодинаковые требования банков к страховым компаниям. Такие ограничения фактически вынуждают клиента обращаться к одному из аффилированных страховщиков.

Как можно исправить ситуацию?

Страховые агенты могут ждать действий со стороны ФАС, но некоторые меры можно принять уже сейчас. Например, разместить информацию на сайте или в группе, а также доносить ее до клиентов при личной встрече.

В этом агенту поможет СекретарЪ. При оформлении ОСАГО или КАСКО в инструменте можно проверить наличие ипотеки по введенному адресу. После этого можно уточнить у клиента условия текущей страховки и предложить услуги для поиска более выгодного варианта.

Согласно упомянутому Постановлению, заемщики могут менять страховую компанию на протяжении всего срока жизни кредита.

Благодаря этому агент сможет предложить клиенту более выгодные условия. В СекретарЪ можно получить срез по стоимости полиса сразу от всех страховых компаний, с которыми заключен прямой договор, а также от площадок. После этого останется только выбрать наиболее выгодный вариант.

Автозаполнение по ипотечному страхованию доступно в СекретарЪ на тарифах «Стандартный» и «Профессиональный». Для новых пользователей также доступен демо-период, в течение которого можно оценить все функции инструмента.

Чтобы начать пользоваться СекретарЪ, создайте аккаунт на нашем сайте.

Оригинал статьи