Владельца фиванской гробницы TT78 зовут Хоремхеб, как и хорошо известного фараона, но эти два персонажа не современники: наш сегодняшний Хоремхеб жил примерно за 80 лет до государя. Благодаря своим текстам и изображениям эта гробница вносит важный вклад в изучение египетской культуры середины XVIII династии.
Из текстов можно узнать, что Хоремхеб начал свою службу при Аменхотепе I (~ 1439-1413 гг. до н.э.), и служил ещё двум: Тутмосу IV и Аменхотепу III.
Военные титулы Хоремхеба датируются правлением Тутмоса IV. Мы видим, что он начал как "Царский писец", затем стал "истинным царским писцом" и закончил как "Надзиратель над всеми писцами армии". Он достигнет вершины, став "Ответственным за набор и организацию войск".
Но его служебные функции включали не только военную, но и гражданскую сферу: именно он получал дань от зарубежных стран и контролировал население. Он также "Надсмотрщик за скотом", "Надсмотрщик за птицами и рыбой", что давало ему контроль над охотой и царскими поместьями.
Хоремхеб получил при Тутмосе IV и совершенно уникальную роль- он стал наставником дочери фараона:
Наконец, при Аменхотепе III он достиг важных жреческих должностей: "Смотритель полей бога Амона", "Надсмотрщик за скотом Амона", "Тот, кто отвечает за сооружения Амона", "Глава жрецов Верхнего и Нижнего Египта".
В целом, к концу жизни Хоремхеб носил двадцать два почетных титула, которые дают информацию о ранге владельца и уважении, с которым к нему относился государь. Среди них- "Главное доверенное лицо Повелителя Двух Земель", "Любимый, уверенный в себе", "Возлюбленный Совершенного Бога", "Ближайший к Гору", "верный писец царя, который любит его", "спутник Повелителя двух земель", "глаза царя сквозь землю".
Это интересно: зачем украшать гробницу?
Изображения на стенах гробниц, живут своей собственной жизнью, независимой от зрителя. Они были сделаны не столько для посетителей, сколько для владельца гробницы. Сцены не статичны, а полны движения, и даже интерьер гробницы, который мы находим тихим, на самом деле шуршит словами, произносимыми изображенными людьми и богами.
Египетское искусство в основе своей утилитарно: речь идет о создании - для заказчика!!! - нового жизненного пространства, ритуалы и магия которого обеспечивают его надлежащее благополучие.
Однако, боги и люди обращаются к зрителю, проецируются на него, хотя главные контакты лицом к лицу происходят внутри сцены.
Это не мешало древним посетителям часовни оценить качество работы. И они иногда оставляют надписи. Эти граффити могут иметь историческое значение.
Владелец крепко связан с украшениями своей гробницы: разбивая молотком его изображения, грабитель, одним ударом, может поставить под угрозу выживание умершего в загробной жизни или уменьшить его возможности действовать, в частности,отомстить...
В своей гробнице Хоремхеб наблюдает за процессией передачи дани от иностранцев в Египет, в которую входят как нубийцы, так и азиаты.
Вот сирийцы привозят товары, характерные для их страны. У большинства из них заостренная светлая борода; они одеты в длинные набедренные повязки, типично сирийские, белые, иногда чередующиеся с синими, обернутые вокруг несколько раз. В руках они держат золотые кольца, украшенные кувшины и вазы:
Два кушских принца (называемых "Нечестивыми принцами Куша из мерзкой страны Куш"), преклонив колени, приветствуют Хоремхеба. За ними следуют слуги, несущие шкуры пантер, а через некоторое время - женщины и дети. Женщины держат малышей за руки; даже самых маленьких кладут в корзину с чехлом из воловьей кожи, которую мать носит на спине и подвешивает на ремне ко лбу:
Да, помимо стереотипов и пропаганды, мы видим, что египтяне точно передают особые характеристики нубийских женщин (даже пленниц). Таким образом, точно показано, как они одеваются: их торс обнажен, часто обнажая отвисшую грудь, и они носят длинные юбки, вероятно, из кожи. Цвет их лица коричневато-красный, в то время как их дети могут быть просто черными. У них короткие вьющиеся волосы. Они часто носят серебряные украшения, ожерелья и большие серьги.
Крайне интересна сцена, изображающая нубийских танцоров. Тут как мужчины, так и женщины (на этой иллюстрации изображена только женщина) имеет множество деталей, таких как традиционный костюм, включая прическу:
Мне очень нравится надпись в гробнице:
"Для твоего Ка! Проведи праздничный день в своем прекрасном доме вечности, который будет твоим навечно. Твое лицо обращено к Амон-Ра, твоему Господу, который любит тебя! От руки твоей жены, любящей, верной".