Найти тему
23,3K подписчиков

Танцующая нубийка

1,1K прочитали

Владельца фиванской гробницы TT78 зовут Хоремхеб, как и хорошо известного фараона, но эти два персонажа не современники: наш сегодняшний Хоремхеб жил примерно за 80 лет до государя. Благодаря своим текстам и изображениям эта гробница вносит важный вклад в изучение египетской культуры середины XVIII династии.

Деталь фрески из гробницы Хоремхеба.
Деталь фрески из гробницы Хоремхеба.

Из текстов можно узнать, что Хоремхеб начал свою службу при Аменхотепе I (~ 1439-1413 гг. до н.э.), и служил ещё двум: Тутмосу IV и Аменхотепу III.

Тутмос Четвертый. Деталь фрески из гробницы Хоремхеба.
Тутмос Четвертый. Деталь фрески из гробницы Хоремхеба.

Военные титулы Хоремхеба датируются правлением Тутмоса IV. Мы видим, что он начал как "Царский писец", затем стал "истинным царским писцом" и закончил как "Надзиратель над всеми писцами армии". Он достигнет вершины, став "Ответственным за набор и организацию войск".

Набор воинов. Деталь фрески из гробницы Хоремхеба.
Набор воинов. Деталь фрески из гробницы Хоремхеба.

Но его служебные функции включали не только военную, но и гражданскую сферу: именно он получал дань от зарубежных стран и контролировал население. Он также "Надсмотрщик за скотом", "Надсмотрщик за птицами и рыбой", что давало ему контроль над охотой и царскими поместьями.

Хоремхеб получил при Тутмосе IV и совершенно уникальную роль- он стал наставником дочери фараона:

Принцесса Именемипет на коленях у Хоремхеба.
Принцесса Именемипет на коленях у Хоремхеба.

Наконец, при Аменхотепе III он достиг важных жреческих должностей: "Смотритель полей бога Амона", "Надсмотрщик за скотом Амона", "Тот, кто отвечает за сооружения Амона", "Глава жрецов Верхнего и Нижнего Египта".

В целом, к концу жизни Хоремхеб носил двадцать два почетных титула, которые дают информацию о ранге владельца и уважении, с которым к нему относился государь. Среди них- "Главное доверенное лицо Повелителя Двух Земель", "Любимый, уверенный в себе", "Возлюбленный Совершенного Бога", "Ближайший к Гору", "верный писец царя, который любит его", "спутник Повелителя двух земель", "глаза царя сквозь землю".

Это интересно: зачем украшать гробницу?

Изображения на стенах гробниц, живут своей собственной жизнью, независимой от зрителя. Они были сделаны не столько для посетителей, сколько для владельца гробницы. Сцены не статичны, а полны движения, и даже интерьер гробницы, который мы находим тихим, на самом деле шуршит словами, произносимыми изображенными людьми и богами.
Египетское искусство в основе своей утилитарно: речь идет о создании - для заказчика!!! - нового жизненного пространства, ритуалы и магия которого обеспечивают его надлежащее благополучие.
Рука древнего вандала.
Рука древнего вандала.
Однако, боги и люди обращаются к зрителю, проецируются на него, хотя главные контакты лицом к лицу происходят внутри сцены.
Это не мешало древним посетителям часовни оценить качество работы. И они иногда оставляют надписи. Эти граффити могут иметь историческое значение.
Владелец крепко связан с украшениями своей гробницы: разбивая молотком его изображения, грабитель, одним ударом, может поставить под угрозу выживание умершего в загробной жизни или уменьшить его возможности действовать, в частности,отомстить...
Рука древнего вандала.
Рука древнего вандала.

В своей гробнице Хоремхеб наблюдает за процессией передачи дани от иностранцев в Египет, в которую входят как нубийцы, так и азиаты.

Вот сирийцы привозят товары, характерные для их страны. У большинства из них заостренная светлая борода; они одеты в длинные набедренные повязки, типично сирийские, белые, иногда чередующиеся с синими, обернутые вокруг несколько раз. В руках они держат золотые кольца, украшенные кувшины и вазы:

Дань от азиатов.
Дань от азиатов.

Два кушских принца (называемых "Нечестивыми принцами Куша из мерзкой страны Куш"), преклонив колени, приветствуют Хоремхеба. За ними следуют слуги, несущие шкуры пантер, а через некоторое время - женщины и дети. Женщины держат малышей за руки; даже самых маленьких кладут в корзину с чехлом из воловьей кожи, которую мать носит на спине и подвешивает на ремне ко лбу:

Нубийка с ребёнком.
Нубийка с ребёнком.

Да, помимо стереотипов и пропаганды, мы видим, что египтяне точно передают особые характеристики нубийских женщин (даже пленниц). Таким образом, точно показано, как они одеваются: их торс обнажен, часто обнажая отвисшую грудь, и они носят длинные юбки, вероятно, из кожи. Цвет их лица коричневато-красный, в то время как их дети могут быть просто черными. У них короткие вьющиеся волосы. Они часто носят серебряные украшения, ожерелья и большие серьги.

Крайне интересна сцена, изображающая нубийских танцоров. Тут как мужчины, так и женщины (на этой иллюстрации изображена только женщина) имеет множество деталей, таких как традиционный костюм, включая прическу:

Танцующая нубийка.
Танцующая нубийка.

Мне очень нравится надпись в гробнице:

"Для твоего Ка! Проведи праздничный день в своем прекрасном доме вечности, который будет твоим навечно. Твое лицо обращено к Амон-Ра, твоему Господу, который любит тебя! От руки твоей жены, любящей, верной".