Четыре этапа развития информационных систем

108 прочитали
Содержание Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие «информационные системы»…………………………………..5
2. Пути развития информационной системы………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….13
Содержание Введение……………………………………………………………………….3 1. Понятие «информационные системы»…………………………………..5 2. Пути развития информационной системы………………………………8 Заключение…………………………………………………………………..12 Список литературы………………………………………………………….13

Введение

Информационные системы не появились в одночасье на рубеже XX и XXI веков. Как ни странно это звучит, но они существовали всегда. И, действительно, ведь человеческое общество на любой ступени своей эволюции нуждается в управлении. А, значит, и в систематизированной заранее подготовленной информации.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Информационные системы также предназначены для своевременного обеспечения определенной категории людей определенной информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в определенной предметной области, причем результатом работы информационной системы является информационная продукция, к которой относятся документы, массивы информации, базы данных и информационные услуги.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что с появлением новых разнообразных задач решаемых при помощи информационных систем они находятся в постоянном развитии.

Существенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов, касающихся развития информационных систем внесли Гаспариан М.С. «Информационные системы и технологии»; Трофимов В.В. «Информационные системы и технологии»; Хохлова О.А. «Информационные системы» и другие.

Цель: раскрыть понятие сущность развития информационных систем.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

- рассмотреть понятие информационных систем;

- рассмотреть пути развития информационных систем;

- изучить и проанализировать литературные источники по данному вопросу.

1. Понятие «информационные системы»

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление [2, c.78].

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы: ƒ

- ввод информации из внешних или внутренних источников;

- обработка входной информации и представление ее в удобном виде; ƒ

- вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; ƒ

- обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Информационная система определяется следующими свойствами:

- любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

- информационная система является динамичной и развивающейся;

- при построении информационной системы необходимо использовать системный подход; ƒ

- выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

- информационную систему следует воспринимать как человекокомпьютерную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте. Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации [4, c. 161].

Таким образом, информационная система представляет собой систему, которая предназначена для поиска, хранения и обработки информации, и соответствующие ей организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и пр.), обеспечивающие и распространяющие информацию.

2. Пути развития информационной системы

Пути развития информационных систем тесно связаны с автоматизацией деятельности предприятий и организаций, развитием моделей их управления.

Информационные системы первого поколения возникли в начале 60-х годов 20-го века при необходимости автоматизации управления предприятием на базе больших ЭВМ (электронных вычислительных машин) и централизованной обработки информации. Они создавались для управления отдельными подразделениями или видами деятельности и со временем интегрировались в комплексные автоматизированные системы. В зарубежной литературе данные системы называются Data Processing System - DPS (системы электронной обработки данных). В отечественной - автоматизированные системы управления (АСУ). В них для каждой задачи отдельно готовились данные и создавалась математическая модель. Самые известные и распространённые модели - это: MRP (Material Requirements Planing - планирование потребности в материалах) и MRP II (Manufactory Resource Planing - планирование ресурсов предприятия).

Для информационных систем первого поколения характерна эффективная обработка запросов, использование интегрированных файлов для связывания между собой задач и генерирования сводных отчетов для руководства. Каждая система была нацелена на конкретное применение, и поэтому описание ее функций был минимален и предназначался для специалиста в этой предметной области [5, c.216].

Второй этап (70-80-е годы XX в.) характерен разработкой программных продуктов в соответствии с концепций MRP и MRP II:

- MRP (Material Requirements Planning) - планирование потребности в материалах;

- MRPII (Manufactory Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия;

- CIM (Computer Integrated Manufactoring) - компьютеризированное интегрированное производство, предусматривает интеграцию всех подсистем: управление снабжением, производством, транспортно-складскими системами, качеством сбытом и т.д.

Одной из предпосылок возникновения информационных систем второго поколения было создание концепции компьютеризированного интегрированного производства. CIM, в начале 80-х годов, предусматривала автоматизацию интеграции гибкого производства и системы управления предприятием на основе мощных компьютеров. Развитие автоматизированных систем управления предприятием в технологическом плане шел путем от файловых систем к системам управления базами данных (СУБД), усложнение технических средств и увеличения их мощности, расширение перечня задач, которые решались.

В основе создания этих систем положена концепция единой базы данных, которую обслуживает специальная программа - СУБД. Однако вычисления осуществлялись на единой аппаратной платформе (одной машине).

Основные различия между различными СУБД вытекают из:

- структуры БД, реализуемой (иерархическая, сетевая, реляционная);

- типов ПК, где они должны быть реализованы;

- операционных систем, под управлением которых они могут функционировать.

Большинство широко распространенных СУБД адаптированы для различных типов ПК и операционных систем [5, c.221].

Третий этап (начало 90-х годов) характерен разработкой программных продуктов согласно концепции ERP (Enterprise Requirements Planning) - планирование ресурсов предприятия и переходом на новую техническую платформу - ПК, т.е. мэйнфреймов с централизованной обработкой информации в открытых системах с распределенной обработкой данных.

Широкое применение приобретают современные корпоративные информационные системы R/3, Вааn IV, Scala, Галактика и др. Развиваются клиент-серверные, web-серверные и Интернет-технологии.

Концепция распределенной обработки экономической информации, которая реализована на базе современных ПК и локальных компьютерных сетей, предусматривает формирование автоматизированных рабочих мест, которые дают возможность автоматизировать громоздкие вычислительные операции, выполняемые на рабочем месте соответствующим специалистом, активно влиять на процесс обработки информации с учетом реальной обстановки, пользоваться информативными ресурсами.

Автоматизированное рабочее место обеспечивает диалоговое информационное взаимодействие пользователей и оперативный доступ к централизованным базам данных.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации определенного вида деятельности.

АРМ является профессионально ориентированной информационно-вычислительной системой, которая работает как автономно, так и в составе сети. Его организуют по функциональному признаку.

Основными функциями АРМ могут быть:

- ввод, накопление и хранение данных;

- поиск данных по заданным признакам;

- выполнение прикладных программ обработки информации;

- вывод полученных результатов в заданном виде;

- контроль всех этапов обработки информации;

- автоматическое протоколирование рабочих процессов;

- отображения информации и результатов ее обработки на мониторе.

В течение 90-х годов XX в. автоматизированные системы управления предприятиями развивались в направлении применения систем поддержки принятия решений, экспертных систем и систем искусственного интеллекта. Происходит развитие и внедрение комплексных решений на основе локальных сетей, мощных СУБД, новейших технологий проектирования и разработки программных систем [1, c.193].

Четвертый этап (начало третьего тысячелетия) характерен глобальной компьютеризацией общества. Основу структуры корпоративных информационных технологий определяет методология CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. Отображает весь цикл производства - от проектирования и взаимодействия с заказчиками к дальнейшему сервисному обслуживанию.

Современное состояние развития информационных технологий характеризуется переходом на использование Internet/Intranet-технологий.

Особенности информационных систем четвертого поколения заключаются в:

- максимальном использовании потенциала ПК и среды распределенной обработки данных;

- модульному построению системы (сочетание различных типов архитектурных решений в рамках одного комплекса);

- экономии ресурсов системы за счет централизации хранения и обработки данных на высших уровнях системы;

- наличие эффективных централизованных средств сетевого системного администрирования [1, c.199].

Таким образом, мы рассмотрели пути развития информационных систем и стоит отметить, что на каждом этапе системы нового поколения не мешали развитию предыдущих, а просто расширяли диапазон их применения. В некоторых современных гибридных системах присутствуют элементы всех поколений информационных систем.

Заключение

Итак, исходя из поставленной цели и задач мы пришли к следующему выводу: информационная система – это программно-аппаратный комплекс, который используется для сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Традиционно Информационные системы работают с огромными объемами сложноструктурированных данных. Интеграция программного, аппаратного обеспечения и данных позволяет автоматизировать управление информацией.

Массовое распространение информационных систем вызвано всеобщим желанием и необходимостью получать информацию быстрее, так как основное назначение информационной системы — оптимизация. Развитие различных средств измерения, передачи и хранения информации привело к открытию новых общественных отношений, складывающихся по причине взаимодействия людей в информационных процессах. Информационные системы существенно ускорили и облегчили процесс использования информации, что положительно сказывается на жизнедеятельности человека, а значит, их развитие будет продолжаться и дальше.

Список литературы

1. Гаспариан М.С. Информационные системы и технологии. – М.: ЮРАЙТ, 2021. – 384 с.

2. Голицына О.Л. Информационные системы и технологии. - М.: Форум, 2023. - 192 c.

3. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии. – М.: ЮРАЙТ, 2023. – 375 с.

4. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - М.: Академия, 2022. - 288 c.

5. Хохлова О.А. Информационные системы. – М.: Инфра-М., 2019. – 601 с.