Найти в Дзене

Марс. Туда и обратно

Предположим, что мы добрались до Марса и классно провели там свой отпуск.

Какие проблемы стоят на этапе возвращения на Землю?

Все те же, что и при полёте на Марс!

1. Энергетика.

Нужны ракета и топливо для взлета с планеты.

2. Корабль.

Нужен большой возвращаемый аппарат. Возможно, это будет тот же аппарат, на котором мы долетели до Марса.

3. Радиация.

На обратном пути тоже надо спасаться от радиации.

4. И еще одна нетривиальная проблема:

Перегрузки.

При возвращении скорости будут очень большими, поэтому нужно либо тратить топливо (а значит и деньги) и снижать скорость, либо бороться с перегрузками.

Давайте в этой статье поговорим о каждой из проблем подробнее.

Вопросы энергетики решаемы, идей, как сделать топливо того или иного типа, придумано немало даже для условий Марса, вопрос в экспериментах и доступных ресурсах.

Кстати, компания SpaceX планирует добывать топливо для своей марсианской ракеты Starship и генерировать его напрямую из атмосферы. Компоненты топлива для этой ракеты - метан и жидкий кислород, содержатся в марсианской атмосфере.

Для космических полётов нужны огромные скорости. Для получения таких скоростей используются принцип реактивного движения - движение тела за счет того, что от него отделяются частицы. По той же причине у оружия есть отдача, пожарные должны крепко держать пожарный рукав, а воздушный шарик, надутый воздухом, улетает в сторону, если его развязать.

Вот уже без малого столетие меняются лишь конструктивные решения и компоненты топлива, а физика - одна и та же. До Марса лететь в одну сторону примерно полгода. До других планет - несколько лет, а то и десятилетия. Очевидно, что человечеству для комфортных пилотируемых путешествий до ближайшей планеты и дальше, требуются как двигатели, спроектированные на новых физических принципах, так и более совершенные конструктивные решения.

Много скептиков полетов на Марс говорят о радиации.

Этот вопрос действительно один из самых сложных. Когда речь идет о полете на МКС, он не стоит так остро, так как вокруг Земли нас спасает магнитное поле, на Марсе оно гораздо слабее.

Астронавты на МКС получают облучение и у каждого из них есть шкала предельно допустимого уровня радиации, полученного за время полетов. Кстати, полет на Марс и обратно при нынешних скоростях заполнит эту шкалу полностью с нуля.

Получается, при полете к Марсу и обратно - мы не получим урона здоровью в результате облучения, это будет как раз максимально допустимая для космонавта доза радиации. Но если вам понравилось, второй раз в полет вас не пустят. Так же, пока не учитывается радиация полученная непосредственно на поверхности Марса.

Из школьного курса мы знаем, что радиация состоит из нескольких лучей.

Иллюстрация проникающей способности различного радиоактивного излучения.
Иллюстрация проникающей способности различного радиоактивного излучения.

Альфа-лучи губительны для организма, но обладают слабой проникающей способностью. От них защищает даже обычная одежда. Бета-излучение остановит обшивка корабля. Гамма-излучение наносит меньше всего вреда организму, но в то же время обладает наибольшей проникающей способностью. На Земле мы ограничиваем влияние гамма-лучей толстым слоем бетона и свинцовыми плитами.

Это школьный курс, теперь перейдем к реальности. На данный момент все исследования по защите экипажа космического корабля носят теоретический или лабораторный характер. Ведется работа по использованию новых материалов для корпуса корабля, которые лучше рассеивают вредное излучение. А так же предлагаются и необычные решения. Например, предлагают использовать гибернацию.

Ученым из Лаборатории криоконсервации и гипобиоза (совместный проект ИБК РАН и Фонда перспективных исследований) удалось ввести крыс в состояние гибернации на семь суток. Специалисты считают, что использование ксенона действительно может дать хороший результат без побочных эффектов. На реализацию проекта по разработке препарата для ввода в гибернацию крыс и кроликов ушло 40 месяцев. Следующая цель – разработка препарата для людей. И в то же время, проблему полетов на Марс можно решить, ускорив движение космического аппарата. Создание аппаратов, способных двигаться в космосе быстрее, решает множество задач и проблем, но так же создает новые.

-3

Для возвращения на Землю космическому кораблю нужно существенно снизить скорость. Это можно сделать с помощью ракетных двигателей - однако такой вариант сложный и дорогой (нужно тащить кучу топлива, чтобы использовать его для торможения корабля). Для снижения скорости можно использовать естественный физический процесс - торможение об атмосферу. Однако тут возникает еще одна проблема - из-за больших скоростей при входе в атмосферу возникают существенные перегрузки (больше 25-30 единиц, которые могут быть смертельны для человека).

Решить эту проблему помогает эффект рикошетирования об атмосферу (мой диплом) - торможения по схеме с несколькими погружениями. При определенных углах входа, космический аппарат будет отскакивать от атмосферы - как камешек от воды, когда мы кидаем «блинчики» на водоеме. Тем самым корабль будет постепенно снижать свою скорость на каждом погружении, а уровень перегрузки будет гораздо ниже. Получается, вместо одного перегруженного спуска, мы делим его на несколько погружений с небольшими перегрузками.

Этот эффект я и изучаю в своей научной деятельности, если вам будет интересно, расскажу подробнее.

Есть еще множество задач, которые необходимо решить прежде чем отправляться на Марс и возвращаться с него. Больших и малых, с которыми столкнутся первые покорители Красной планеты.

Технологии не стоят на месте. Разрабатываются новые ракеты, исследуются способы защиты от радиации. Мне представляется, как весь мир наблюдал за полетом первого человека в космос в 1961 году, высадкой астронавтов на Луну в 80е, так и наше поколение живет в не менее интересное время. Совсем скоро мы всей Землей будем наблюдать за тем, как первые люди полетят на Марс. И очень хочется быть причастным к этому событию.