Найти тему

Прогулка около дома. Передний край обороны Ленинграда. Ч.3. По пр. Стачек от ул. Лёни Голикова до Ленинградского сквера.

Уже давно собирался закончить с «Прогулкой по переднему краю» и вернуться к технике. Погода для прогулок сегодня не очень подходящая, поэтому сделал дополнительно к летним одно фото противотанкового надолба около «Максидома», и на этом решил ограничиться, а дальше можно возвращаться домой и вспоминать прошедшее лето.

Отсюда до переднего края немногим больше 2 километров по прямой. Слева – проспект Стачек, который переходит в Петергофское шоссе.  Про эти места, вплоть до аллеи Славы, где проходил передний край обороны, я уже написал (см. ссылки в конце).
Отсюда до переднего края немногим больше 2 километров по прямой. Слева – проспект Стачек, который переходит в Петергофское шоссе. Про эти места, вплоть до аллеи Славы, где проходил передний край обороны, я уже написал (см. ссылки в конце).

Если посмотреть на карту укреплений 42-й армии на этом направлении (участок карты есть в ч.1. и ч.2), то видно, что от железной дороги (в направлении от Балтийского вокзала в сторону ст. Лигово) в сторону залива параллельно линии фронта было вырыто несколько противотанковых рвов, Проспект Стачек и трамвайная линия рвами не пересекался, там были установлены противотанковые заграждения и управляемые минные поля. Из всех этих заграждений остался только одна бетонная конструкция, которую я сфотографировал.

Проспект Стачек, нечетная сторона. На другой стороне проспекта слева на заднем плане  видна больница Фореля. Источник изображения – альбом: Heinz Bergschicker, «Leningrad. Die Stadt, die den Tod bezwang» (Ленинград. Город, который преодолел смерть), 1966 год.
Проспект Стачек, нечетная сторона. На другой стороне проспекта слева на заднем плане видна больница Фореля. Источник изображения – альбом: Heinz Bergschicker, «Leningrad. Die Stadt, die den Tod bezwang» (Ленинград. Город, который преодолел смерть), 1966 год.

Пройдя мимо ТРЦ «Континент» дохожу до Трамвайного проспекта, теперь можно перейти на другую сторону Стачек и оглянуться. Направо – бывшая Княжевская электрическая подстанция Ораниенбаумской электрической линии (которая еще очень красиво называется «Оранэла») прямо – проспект Стачек и трамвайные пути в сторону Стрельны. До линии фронта отсюда всего 4 км. Нашел две такие замечательные замечательные фотографии, совмещающие одно и то же место Ленинграда 1942 и Санкт-Петербурга 2012.

Артиллерийский расчет на позиции.  Пр.Стачек 1942-2012.  Слева трамвайные пути и электрическая подстанция ж-д линии «Оранэла», позади видны дома в Автово. Источник изображения -  https://sergey-larenkov.livejournal.com
Артиллерийский расчет на позиции. Пр.Стачек 1942-2012. Слева трамвайные пути и электрическая подстанция ж-д линии «Оранэла», позади видны дома в Автово. Источник изображения - https://sergey-larenkov.livejournal.com
Артиллерийский расчет на позиции.  Пр.Стачек 1942-2012.  Впереди справа – ТРЦ «Континент». Источник изображения -  https://sergey-larenkov.livejournal.com
Артиллерийский расчет на позиции. Пр.Стачек 1942-2012. Впереди справа – ТРЦ «Континент». Источник изображения - https://sergey-larenkov.livejournal.com

Около трамвайного парка № 8 (ранее трампарк № 9 им. Котлякова, еще раньше депо «Княжево» Ораниенбаумской электрической линии, открыто в 1916 г.) в 2007 г. на постаменте установлен восстановленный трамвай типа МС (моторный стальной). Именно такие трамваи производства завода «Красный Путиловец» (после убийства С.М. Кирова переименован в 1934 г в Кировский завод) ходили в Ленинграде до войны и во время блокады.

Памятник блокадному трамваю, установлен в 2007 г.  Архитектор — Рустам Вафеев, конструктор — Геннадий Лобач.
Памятник блокадному трамваю, установлен в 2007 г. Архитектор — Рустам Вафеев, конструктор — Геннадий Лобач.
Та же модель трамвая, Военнослужащие без погон, поэтому не позднее весны 43 г.
Та же модель трамвая, Военнослужащие без погон, поэтому не позднее весны 43 г.

По бокам лестницы установлены две стелы с надписями: «Здесь в сентябре 1941 года Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков" и "Блокадный трамвай" типа МС установлен в 2007 году в честь столетия петербургского трамвая»

-7

Совсем рядом, в Ленинградском сквере – 2-амбразурный пулеметный ДОТ, построенный в 1943 году. В амбразурах устанавливались казематные шаровые установки НПС-3 для пулемёта Максима с оптическим прицелом. Установка имеет надежную бронировку, защищающую пулеметный расчет от попадающих в амбразуру пуль и снарядов. Установка НПС-3. Краткое руководство службы, 1941 Конструкция Дота обеспечивает защиту от одного прямого попадания 155 мм немецкой гаубицы.

Пулеметная двухамбразурная ДОТ возле дома 105 по пр.Стачек
Пулеметная двухамбразурная ДОТ возле дома 105 по пр.Стачек

Далее показана схема ДОТа того же самого проекта (ДОТ – музей, ул. Димитрова) и сектор обстрела. Схему ДОТа развернул примерно в соответствии с его расположением на пр.Стачек (прошу извинения у автора схемы – Л.Харитонова, если что не так). Надписи и обозначения тоже повернуты, их переделывать поленился.

Слева – схема двухамбразурного  пулемётного ДОТа  типового проекта №117.1. (© Л.Харитонов) Источник изображения - http://www.kupsilla.ru   Справа – направление огня и сектор обстрела ПДОТ-2 №930. Источник изображения http://www.lendot.ru
Слева – схема двухамбразурного пулемётного ДОТа типового проекта №117.1. (© Л.Харитонов) Источник изображения - http://www.kupsilla.ru Справа – направление огня и сектор обстрела ПДОТ-2 №930. Источник изображения http://www.lendot.ru
Cтела (архитектор В. Э. Шевеленко). В час смертельной опасности, когда немецко-фашистские войска рвались в город Ленина, мужественные ленинградцы под артиллерийскими обстрелами и авиационными бомбежками вместе с военными строителями создали непреодолимую оборону с долговременными огневыми точками. Здесь оборонялись части истребительно-противотанковой артиллерии 42 армии.
Cтела (архитектор В. Э. Шевеленко). В час смертельной опасности, когда немецко-фашистские войска рвались в город Ленина, мужественные ленинградцы под артиллерийскими обстрелами и авиационными бомбежками вместе с военными строителями создали непреодолимую оборону с долговременными огневыми точками. Здесь оборонялись части истребительно-противотанковой артиллерии 42 армии.

Тут же - самый замечательный памятник военной истории в нашем районе (имхо) – танк КВ-85, установленный на постаменте в 1951 г. В сети доступно много интересного материала, поэтому ограничусь парой предложений. Это переходная модель между танками серий КВ и ИС, разработана в инициативном порядке группой конструкторов под руководством Ж.Я.Котина. Всего изготовлено менее 150 штук, до нашего времени сохранилось всего 2 экземпляра. КВ-85 выпускался на Кировском заводе, но не на Ленинградском, а на Челябинском. Состоял на вооружении отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков.

Памятник «Танк-победитель», 1951 г.  Надпись на мемориальной доске: «Тяжёлый танк КВ-85 создан на Кировском заводе. Участвовал в боях в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг»
Памятник «Танк-победитель», 1951 г. Надпись на мемориальной доске: «Тяжёлый танк КВ-85 создан на Кировском заводе. Участвовал в боях в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг»

Прогулка около дома. Передний край обороны Ленинграда. Ч.1 Парк Александрино.

Прогулка около дома. Передний край обороны Ленинграда. Ч.2 Дудергофский канал - Аллея Славы.