Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний фрагмент послания святого апостола Павла к Галатам начинается с утверждения о том, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (II, 16).
Совесть говорит нам, что одни наши поступки достойны одобрения, а другие — осуждения, но абсолютно за все наши деяния мы несём ответственность. Как же нам обрести за них оправдание перед Богом? Для иудеев ответ был очевиден: законом. Господь предлагает благословение слушающим Его Заповеди и проклятие — отвергающим их. Значит, человек оправдывается тем, что он соблюдает Божии Заповеди. Но почему же он, по словам апостола Павла, не оправдывается делами закона? Потому что человек — грешник. Теоретически, мы могли бы оправдаться законом, но проблема в том, что мы его не исполняем. Проблема в том, что закон указывает нам на то, что мы согрешили, демонстрирует нам факт нашего провала. Поэтому мы и не можем спастись законом, но только верой в Иисуса Христа. В этом состоит ключевая часть послания апостола Павла: человек не может оправдаться перед Богом личными усилиями, но может принять оправдание в Иисусе Христе, Который умер за наши грехи и воскрес из мёртвых.
Мы считаем, что попытки, которые мы предпринимаем, чтобы угодить Богу: хорошее поведение, регулярное посещение богослужений, помогут нам набрать проходной балл в Царство Небесное. Однако реальность такова, что никто из нас этого проходного балла не набирает — мы все провалили экзамен и законом не оправдается никакая плоть. Но апостол утверждает, что мы приобретаем оправдание не нашей праведностью, но праведностью Иисуса Христа: если мы верим в Иисуса Христа, то наши грехи покрыты Его Крестной Жертвой.
Если Иисус Христос нас оправдывает, то закон теряет своё значение как средство оправдания. Христос привёл нас к тому, что мы больше не ищем оправдания в ветхозаветном законе.
Апостол Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. II,19). Он имеет в виду следующее: «Закон показал мне, что я грешник, и я умер бы как грешник, потому что возмездие за грех есть смерть». Но когда Христос умер на кресте, он освободил нас от притязаний закона: «...и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. II, 20). Это поразительная мысль: жить, подчиняясь не страху закона, а подчиняясь самому Христу (самой жизни Христа). Мотивация исполнять закон, чтобы не попасть в ад, является неправильной. Но если человек исполняет закон, потому что Христос говорит о Себе: «Я пришёл не нарушить закон, но исполнить» (Мф 5:17); если, подражая своему Учителю, человек идёт по Его стопам, Бог начнёт действовать в этом человеке, и праведность Христа, словно благоухание будет распространяться на него. Поэтому апостол Павел и говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. II,19-20).
«А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. II, 20). Христос умер за каждого из нас, и Он омыл нас Своей кровью. И мы призваны, умерев как грешники, воскреснуть (совоскреснуть) с Господом Иисусом Христом.
Друзья! В этот воскресный день вспомним ещё раз о нашем призвании возвещать самую главную истину христианского благовестия — Воскресение из мёртвых, без которого наша вера теряет всякую силу.
Аминь!