Найти в Дзене
Фильманьяк

Марни (1964) - фригидная мошенница против абьюзера-спасителя

Маэстро провожает воровку взглядом, после чего оборачивается к зрителю, как бы подмигивая.
Маэстро провожает воровку взглядом, после чего оборачивается к зрителю, как бы подмигивая.
Марни - мошенница со стажем. Миловидная девушка устраивается на работу в крупную компанию, а позже бесследно исчезает вместе со всеми доходами фирмы. Однажды она нанимается к человеку по имени Марк Ратлэнд, который ранее был свидетелем её трудоустройства в обворованной конторе. Марк с первого взгляда понимает, зачем Марни пришла к нему. Но вместо того, чтобы сдать её полиции, он терпеливо ждёт, когда представится возможность самому застигнуть её врасплох.
Пресловутый «фрейдизм», разумеется, подаётся скороговоркой с яркими образами. Ну, по крайней мере, это не выглядит так анекдотично топорно как в «Заворожённом»
Пресловутый «фрейдизм», разумеется, подаётся скороговоркой с яркими образами. Ну, по крайней мере, это не выглядит так анекдотично топорно как в «Заворожённом»

Первая половина 60-ых ознаменовалась новым витком карьеры Альфреда Хичкока - который ныне принято считать вершиной его творчества. Для любителей психоанализа «Психо», «Птицы», «Марни» - образуют своеобразную психоаналитическую трилогию Хичкока – хотя к ним вполне можно причислить и «Головокружение». А если мысленно окинуть всё творчество режиссёра, то в целом отмечаешь, что Хичкок всегда тяготел к воплощению на экране определённой двойственности.

Персонаж Шона Коннери в чём-то даже интереснее героини Типпи Хедрен. Поскольку нельзя однозначно сказать, что им движет. Любовь с первого взгляда к очаровательной блондинке, авантюрный характер аристократа-транжиры, или некие собственные комплексы, в силу которых он подобным образом обращается с женщиной.
Персонаж Шона Коннери в чём-то даже интереснее героини Типпи Хедрен. Поскольку нельзя однозначно сказать, что им движет. Любовь с первого взгляда к очаровательной блондинке, авантюрный характер аристократа-транжиры, или некие собственные комплексы, в силу которых он подобным образом обращается с женщиной.

Некоторые аналитики его творчества любят определять почти весь его творческий путь как заигрывание с бессознательным. «Марни» в этом определении оказывается, пожалуй, самой декларативной работой режиссёра. Особенно в сравнении с «Психо» - в финале нам предлагалось разъяснение причины загадочных событий в мотеле Бейтс. В «Марни» просматриваются схожие приёмы.

В самом спорном моменте камера с застывшего лица Марни отъезжает прочь, устремляя взгляд в иллюминатор. Характер приключившейся между героями близости остаётся на усмотрение фантазии зрителя.
В самом спорном моменте камера с застывшего лица Марни отъезжает прочь, устремляя взгляд в иллюминатор. Характер приключившейся между героями близости остаётся на усмотрение фантазии зрителя.

Начинаясь в духе детективного триллера, фильм ещё до своей хронометрической середины успевает изменить жанр на исследование психопатологий персонажей. Макгаффином становятся не деньги в чемодане, а непосредственно главная героиня, чья загадка терзает героя Шона Коннери, а заодно и зрителей. Просматривается и интересная параллель с «Головокружением» - там Скотти терзал главную героиню, пытаясь слепить из неё плод собственной фантазии.

Отсылка к «Психо» играет на руку сюжету. Фигура матери Марни действительно несёт в себе нечто угрожающее, несмотря на внешне беззащитный облик. Ну кто бы увидел угрозу в хромающем человеке?
Отсылка к «Психо» играет на руку сюжету. Фигура матери Марни действительно несёт в себе нечто угрожающее, несмотря на внешне беззащитный облик. Ну кто бы увидел угрозу в хромающем человеке?

В «Марни» Марк хоть и очарован внешними проблесками неуловимой Марни, но куда сильнее им движет желание увидеть ту, что скрывается под разным цветом волос и другими паспортами. Яркий набор психологических триггеров в итоге становится слишком навязчивым, образуя некий лабиринт в котором бьётся главная героиня словно птица в клетке. А поведение Марка хоть и может показаться шибко насильственным, но таковым оно воспринимается в первую очередь для Марни, которую он ведёт навстречу собственным страхам.

Как-то удивительно, что Хичкок изначально надеялся, что роль Марни исполнит Грейс Келли.
Как-то удивительно, что Хичкок изначально надеялся, что роль Марни исполнит Грейс Келли.

То, как заботливо он выводит её навстречу рассвету в финале, оправдывает все нападки на этого персонажа, которому вменяли манипулирование, подкреплённое исключительно плотским интересом. Однозначно рекомендуется смотреть, если вы любите Хичкока, однозначно смотреть, если вам нравятся психологические триллеры. Маэстро здесь на высоте – начиная с массы занятных деталей на экране, наиточнейшим образом вписывающихся в рассказываемую историю, и заканчивая, собственно, мастерством. Сцена ограбления из фильма 1964 года заставляет дрожать сердце куда сильнее, чем тьма опусов схожей тематики, выпущенная десятилетия спустя.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.