Начинали с героев, а закончили олигархами: Как же так, комсомол?

2,8K прочитали
   105 лет назад в СССР родился коммунистический Союз молодежи. Фото: Бармин Юрий/Фотохроника ТАСС
105 лет назад в СССР родился коммунистический Союз молодежи. Фото: Бармин Юрий/Фотохроника ТАСС

Чем был комсомол при рождении и почему распался? Куда ушли его герои и придут ли новые? Об этом «КП» спросила 1-го секретаря ЦК ВЛКСМ в годы Перестройки Виктора Мироненко.

- О комсомоле, особенно раннем, говорят как о кузнице героев. Какими они были?

- Разными, но они герои. Комсомольцами были большинство молодых людей в СССР от 14 до 28 лет. И потому они принимали участие и в хорошем, чем гордимся, и в плохом, чего стыдимся. Героев никакое политическое движение, не делает - ими люди становятся сами. Но комсомол этому, конечно, способствовал - для повышения престижа и своего и страны. Иногда заслуженно, иногда не очень. Героизм, как и предательство – вещи сугубо индивидуальные.

- Но эпохи Николая Островского с его «Как закалялась сталь» и Виля Липатова с «И это все о нем» – очень разные, и сами герои не схожи.

- Эпохи то разные, но важно, что общество в ту или иную эпоху считало подвигом, а что - чуть ли не преступлением. В этом смысле в 1970-80 года по сравнению с 1920-30-ми да, многое изменилось. Но перемены в комсомоле не сильно отличались от перемен в стране в целом.

- Павка Корчагин после революции в холоде и голоде строил узкоколейку, а брежневско-горбачевские комсомольцы жили уже без такого драйва и экстрима.

- Павка Корчагин олицетворял ту стихию, что шла из низов. Тогда молодежь воодушевляло освобождение революцией молодой энергии. Но СССР 1922 года, 1938-го, 1953-го, 1969-го, 1983-го и 1991-го – это эпохи шести разных стран, и разных комсомольцев.

ЧЬИ СТРОЙКИ

- Почему большие советские стройки называли «комсомольскими» - хотя на них работала и масса зэков?

- Тогда особо не распространялись о составе строителей на комсомольских стройках. Дело в том, что на любой большой стройке - и до, и после войны - ни заключенных, ни вольнонаемных не хватало. Приходилось восполнять молодежью, привлечением которой и занимался комсомол. Потому великие стройки и назывались «ударными комсомольскими». Их имидж резко возрастал, а энтузиазм молодых взвинчивал темпы строительства. Кто это придумал первым – не знаю.

- Какую из Всесоюзных комсомольских строек считаете самой выдающейся?

- Не знаю, как можно измерить накал соревнования комсомольцев на возведении Магнитки или ДнепроГЭСа, КамАЗа или БАМа. Да, мотивация на разных стройках была разной. Но мысль о том, что это очень важно для страны – была что в Запорожье, что в Забайкалье. Я имел отношение к БАМу. Там неплохо зарабатывали. Но большинство молодых еще и помнили, что Байкало-Амурская магистраль очень важна, она соединит части огромной страны.

- А чего было больше у комсомольцев на БАМе – желания творить историю, или уехать со стройки на «жигулях»?

- И то, и другое было. Кто-то пел «а я еду за туманом и за запахом тайги». Кто-то прибыл за длинным рублем. А кто-то всерьез полагал, что делает большое дело для большой страны.

ДВИЖКИ И ЛИФТЫ

- Что, кроме высоких идей давал комсомольцам сам ВЛКСМ?

- Люди, конечно, рассчитывали и на моральную оценку своих достижений, и на государственную. У комсомола была своя система наград. От почетных грамот, до особых значков и знаков. Самыми уважаемыми были значок «За активную работу в комсомоле» и Почетный знак ВЛКСМ – как высшая награда.

- Но была и другая сторона?

- Да. Помощь в карьере и личных планах. Вступить в партию в те времена было залогом успешной карьеры, а без рекомендации из комсомола это было почти невозможно. То же самое с поступлением в престижные вузы. Хорошо это или плохо – вопрос другой.

- Сейчас молодым врачам или учителям для работы на селе дают миллион рублей, жилье. У комсомола были такие поощрения?

- Нет, подобного комсомол позволить себе не мог. Это же не государство с его бюджетом. И в то время были другие принципы - ты молод, амбициозен, у тебя нужная профессия – и ты поедешь в село только ради миллиона?

- Комсомольцы становились еще и «дружинниками», которые смотрели за порядком на улицах.

- Я был в таком оперативном отряде – их создавали при райотделах МВД. Желание комсомольцев противостоять хулиганам поддерживалось государством. Но участие в таких отрядах создавало у молодого человека некое ощущение своей власти над другими. В этом была своя отрицательная сторона.

   Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Иванович Мироненко во время выступления на торжественной церемонии открытия XX съезда ВЛКСМ. Фото: Владимир Мусаэльян, Эдуард Песов/ТАСС
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Иванович Мироненко во время выступления на торжественной церемонии открытия XX съезда ВЛКСМ. Фото: Владимир Мусаэльян, Эдуард Песов/ТАСС

ХАПУГИ ИЗ РАЙКОМОВ

- При каком советском лидере в комсомол шло больше карьеристов?

- Что иметь в виду под «карьеристом»? Хорошая карьера – нормальное желание для многих молодых. Да, комсомол давал дополнительные возможности. А в некоторых областях без него было вообще никак. В таком обществе мы жили 70 лет. Но если говорить о массовом притоке людей, которые делали карьеру, просто используя комсомол для собственного продвижения – да, такое стало ощущаться в 1970-е и 1980-е. К моему сожалению. Но не скажу, что при Хрущеве, Брежневе или Горбачеве карьеризма в комсомоле было больше или меньше.

- Много лидеров комсомола конца 1980-х пошли в бизнес — от Лисовского и Фридмана до Чубайса с Ходорковским (признан иноагентом). Комсомольские работники кинулись делать миллионы, а на высокие идеи им было уже плевать?

- А «много лидеров» - это сколько? Из 42 миллионов комсомольцев вы вспомнили лишь несколько фамилий. Было ли тем, кто пошел из комсомола в бизнес, плевать на идеи – спорный вопрос. А зачем вообще нужны такие большие молодежные организации, как комсомол? Как например, я сам себе на него отвечал?

- И как? Вы возглавили комсомол в 1986-м, когда объявили Перестройку, а ушли в 1990-м — и это были две разные страны.

- Я в 1986-м получил доступ к ранее не известным мне фактам. Это очень изменило мои взгляды на нашу общественно-политическую систему. Да, в 1990-м не только страна, но все мы были совсем другими, чем в 1986-м. Я и мои товарищи к 1990-му не сразу, не легко пришли к выводу: главное назначение комсомола в его тогдашнем виде – в выравнивании шансов для молодых на жизненном старте, родился ты в семье столичного профессора или сельского механизатора. Мы так к 1990-му стали понимать «социальную справедливость».

- Социальный лифт для всех?

- Да, в этом мы видели выход из крушения многих идей к концу СССР. Мы готовили план реформирования комсомола. Меня раздражали споры, как называться новому молодежному союзу. Многие продолжали утверждать, что в его названии должно быть социалистический или коммунистический. А мы тогда в ЦК ВЛКСМ уже видели смысл лишь в том, чтобы направлять молодую энергию на самореализацию.

- Но при СССР было равенство, а после его крушения...

- Было очевидно, что мы идем к большим разрывам в материальном положении молодых. При папе-миллиардере ты можешь учиться где угодно и получить любую карьеру, а если ты сельский парень, то у тебя возможностей попасть, условно, в МГУ — ноль. Мы не успели это сделать — новый союз с равными шансами на старте. Развал СССР нас обогнал. Да, часть комсомольских работников среднего уровня смогли поработать с «ничейной собственностью». И поспособствовали строительству общества с диким социальным неравенством - чего мы в ЦК ВЛКСМ в 1990-м пытались избежать.

- У вас не вышло.

- Нет. Я ушел весной 1990-го.

А ЧТО ДАЛЬШЕ

- Нужен ли сегодня России комсомол?

- Комсомол — порождение времени. Он был рожден революцией, которую давно пора заканчивать. Наша цель была — выйти из той революции с минимальными потерями. Создавать «новый комсомол» - бессмысленно. Его худшие стороны, которые были в нем на излете — могут заново проявиться и стать главными. Нужно понимание - что такое молодежь и что от нее зависит. Это стратегический ресурс любого общества! Ей нужна свобода — творческая и политическая. Но надо уметь этой свободой управлять. Мне в 1990-м говорили: Вот сейчас мы комсомол закроем и расцветут тысячи молодежных организаций. И где они?

- Каких трех героев комсомола вспомните в день рождения ВЛКСМ?

- Их точно больше чем три. Николай Островский, Александр Матросов... Таких имен тысячи. У меня есть и свой герой. Когда я учился в Нежинском пединституте, я комсомол люто ненавидел. Были там два вожака - институтского и факультетского комсомола. Меня от них тошнило. Я комсомольской работы сторонился. Когда факультет наш перевели в Чернигов, я пошел становиться на учет в комитет комсомола. А там шла смена секретаря. Новым стал Виталий Васильевич Куцый. Преподаватель, блестяще знающий английский язык и литературу, не говоря о русской. Он меня увидел: ты откуда, с истфака — пойдешь ко мне в комитет комсомола замом? И два-три года, что я с ним работал, были прекрасны. Потом я стал большим комсомольским начальником, и взял его переводчиком в первую поездку в США. Ярчайший человек. Космос комсомола.

6 ИЗ 7 ПЕРВЫХ СЕКРЕТАРЕЙ БЫЛИ РАССТРЕЛЯНЫ

(ВМЕСТНО ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКИ)

- Что такое комсомол?

- Это часть российской революции. Разбуженная стихия. Миллионы молодых, которые кроме своего села ничего не видели, были вынесены в новую жизнь. И новой советской власти эта молодежная стихия начала мешать, стала опасной. Ее надо было усмирить. Не случайно 6 из 7 первых секретарей ЦК комсомола были расстреляны. Когда жесткими методами усмирили, комсомол превратился в инструмент мобилизации молодых — для войны, для великих строек. Он отлично работал. Взнос комсомола в Победу был огромен. В индустриализацию страны — не меньше. До 1986-го комсомол было разрешено только хвалить. После 1986-го разрешили ругать... Но и хвала, и критика были лишь частью правды о комсомоле.

   Фото: Сергей Смольский/ТАСС
Фото: Сергей Смольский/ТАСС

МНЕНИЯ НЕ ПОСТОРОННИХ

На два важных вопроса о комсомоле от «КП» также ответили его прошлый и нынешний лидеры.

Кто сломал и как построить зановово

Секретарь ЦК ЛКСМ, председатель центральной ревизионной комиссии Ярослав Листов:

- Почему комсомол сначала рождал героев, а к концу СССР - хапуг?

- Это «заслуга» не комсомола. Не он рождал хапуг. Но вся госмашина, выстроенная в конце 1980-х теми, кто развалил СССР, сделала прямым путь именно для таких.

- Комсомол нельзя было спасти?

- Когда разрушалась страна? Уже нет. Началась чехарда секретарей, два состава ЦК сменилось за три года. К управлению приводились люди искусственно, под задачи Горбачева и его команды. Они разделяли идеи развала страны, превращения всего в наживу. Отсюда появились Ходорковский (признан иноагентом. - Ред) и другие горе-комсомольцы. Но вы таких не наберете больше тысячи. А миллионы были честными и работящими людьми.

- Нужно ли комсомол возрождать?

- Комсомол нужен, чтобы пассионарии могли объединится и менять мир к лучшему. Вот к нам часто приходят студенты, которые были аполитичны, пока не столкнулись с несправедливостью - отобрали бесплатный проезд или не дали места в общежитии. Комсомол возрождается в крупных городах - Москве, Питере, Новосибирске, Иркутске. У нас сейчас 23 тысячи активных комсомольцев по стране.

И вообще - в России на 40% выросло число молодежи, читающей Маркса, Энгельса и Ленина. Это цифры Литреса (ресурса, продающего книги. - Ред).

Нужен как никогда!

А вот что ответил «КП» секретарь ЦК ВЛКСМ в 1981-89 годах Николай Долгушкин:

- Так как же так вышло, что комсомол вместо героев стал рождать хапуг?

- Время было такое. Один из росийских олигархов заявил, что он просто оказался в нужное время в нужном месте и - стал миллиардером. Скоро будут отмечать юбилей БАМа и 70-летний юбилей освоения Целины, где были комсомольцы, не хапуги. Но сегодня повторить ни БАМ, ни Целину невозможно, ушли идеалисты. Ельцин заявил, что нам идеология не нужна - и вот результат. Слава богу, сейчас идеология появляется — в том числе благодаря работе Кириенко - тоже бывшего комсомольского лидера. Вспомните, с чего начиналось разрушение СССР? Сначала дискредитировали армию, затем комсомол и в последний момент рухнула партия.

- Нужно ли комсомол возрождать?

- Сегодня нужно как никогда! Жизнь показала - это большая сила миллионов людей. Я буду голосовать обеими руками за его возрождение, как бы он по-новому ни назывался. А 29 октября подниму тост за связь всех поколений комсомольцев.

   Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мироненко покидает трибуну XXI съезда ВЛКСМ после своего самоотвода. Фото: Птицын / РИА Новости
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мироненко покидает трибуну XXI съезда ВЛКСМ после своего самоотвода. Фото: Птицын / РИА Новости

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Не вступал. Но по ВЛКСМ скучаю

Владимир ВОРСОБИН, обозреватель «КП»

Раз в год, в конце октября, я с гордостью вспоминаю, что, несмотря на свою древность - не был комсомольцем.

Когда-то это воспоминание было радостным. Когда Перестройка дала нам, homo soveticus, невиданную свободу. Запретный плод. Невиданное до селе право: не хочешь - откажись.

И я отказался.

- Почему? – холодно полюбопытствовали комсомольские вожаки. - Что ты этим хочешь сказать?

И я, как профессор Преображенский Швондеру в «Собачьем сердцем», ответил:

- Не хочу. Я имею право – не хотеть?

И с удовольствием наблюдал их заинтересованные лица, мол, а что – так можно было?!

Но со временем – в день рождения комсомола я вдруг стал ощущать легкую грусть, ту самую - пост-советскую. Я вдруг заскучал по стройотрядам, гитаре у костра…

И родилось у меня даже такое предположение: а что если в середине 70-х Комсомол тихо скончался? И возникло настоящее, невыдуманное ВЛКСМ, по которому многие сейчас скучают. Слетела идеологическая шелуха.

Тогда, при позднем Брежневе, комсомольцы еще отсиживали положенные часы на собраниях, но их настоящая жизнь уже бурлила вне этого. И, кстати, мало отличалась от современной - заработки на комсомольских стройках, секс, карьеризм, рок-н-ролл, «Битлз» и, конечно, «изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно».

И вот в 105-летие рождения Комсомола подумалось – можно ли возродить ли его? Были же попытки. В конце концов, это разумно - в бесконечном поиске госидеологии придумать для самой рискованной и буйной части населения – взаимовыгодный инструмент. Молодежь получает карьерный лифт, государство – лояльность…

И, согласитесь, любопытно - почему такое простое логичное решение не проходит?

Молодежь при капитализме и миллиарде источников информации до такой тошноты презирает политику, что – пытаться сделать из тинейджеров пламенных комсомольцев не получится. Если «пионерии» еще есть шанс что-то внушить, то подросткам – с их мятежным эгоцентризмом и вечным спором «отцов и детей» – иди, попробуй.

Но это не значит, что Комсомол бесследно исчез. Через какое-то время он, уверен, прорастет снизу. Как все настоящее - сам. Движение, объединяющее молодежь в ее естественной жажде романтики, добра, денег, справедливости и свободы. Это будут совсем другие времена «горизонтальных социальных связей», когда сообщества волонтеров, правозащитников, кружков по увлечениям, клубов (то есть того, что не организованно сверху, а живет само) будут постепенно и добровольно объединяться для совместных проектов. В городах возникнут сотни «комсомолов», и тогда может и возродится Большой Всероссийский. Может, его по старой привычке даже назовут Комсомолом, уже подзабыв что это значит.

Как устоявшееся. Как великий бренд. Как «Комсомольская правда»…

Автор: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ