Привет, дорогие!
Недавно мне задали не теряющий актуальности почти за всю мою клавишную деятельность еще с конца двухтысячных годов:
"Даш, скажи, пожалуйста, а зачем приглашать сессионного клавишника если можно играть под плейбек?"
Да. Из-за плейбеков и того, что позволяют сейчас современные технологии, я и сама считала профессию клавишника "мёртвой", ну или умирающей. Это, кстати, тоже сильно тормозило мое возвращение в музыкальную деятельность после паузы на несколько лет.
Я думала, что моя специализация неактуальна и невостребованна (подчёркиваю: в той стилистике, в какой я хочу быть музыкантом) и что мне стоит переучиться, например, на вокал или на бас.
Однако, спустя N лет, я все-таки забила на это негативное убеждение и вернулась в качестве клавишника в музыку вновь. А затем стала профессиональным сессионным музыкантом, весьма за короткий период после своего возвращения в музыку.
Так вот.
В чем тут "дискриминация"? А в том, что не только клавишника, а абсолютно любого другого музыканта можно поместить в плейбек или кем-то другим из группы заменить, раскидать партии, не в ущерб звучанию.
Например, Черный Кофе (где трудится мой коллега и в некой степени старший товарищ Саша Дронов) – это коллектив, где нет бас-гитары. "Как так?" – спросите вы. А вот так: ДядьСаша справляется, насколько я знаю, "и за себя, и за того парня" (парня, у которого в руках должна быть бас-гитара).
Еще пример — коллектив Powerwolf живьем играет без баса.
Хватит? Или еще? А, ок. Еще.
Году эдак в 2009 я была на концерте индастриал-метал проекта Hanzel Und Gretyl. Так вот, как они двое заявлены на студийках, так и выступают: Кайзер жужжит на гитарке, а рыжая Вас поёт. Остальное, причем, не только пресловутые клавиши, которые многие считают первой "кандидатурой на вылет", но и барабаны, вторая гитара для плотности, бас, — всё в плейбеке.
При этом почему-то ни хорошие басисты, ни гитаристы, ни, тем более, барабанщики без сессионной работы-то не остаются.
Дальше. Недавно лента соцсетей принесла какой-то рекламный пост про кавер-шоу (детали что-то вылетели из головы) и там было написано: "Оригинальные нейроголоса".
Про то, что нейросеть может благополучно "стыбзить" уникальный и единственный в своем роде голос человека, — это уже не секрет. Один недавний нашумевший скандал с актрисой чего стоит.
Более того, давно уже есть программы типа vocal remover и иже с ними, и иногда мы пользуемся вокалом в плейбеке, репетируя к Big Powermetal show: у нас часто разные приглашенные артисты, которые не могут присутствовать абсолютно на всех рабочих репетициях. Некоторые артисты — не из Москвы, у некоторых очень плотный график. Потому на репетициях у нас иногда присутствует либо "выдернутый" в программе вокал, либо записанный кем-то из пришлашенных "черновичок" для репетиций.
Вернусь к клавишам и плейбеку. Игру под плейбек с живой игрой можно успешно сочетать. Это можно увидеть и в работе культовых весьма клавишников метал-жанра: Т. Холопайнен (Nightwish), Mustis (Dimmu Borgir) и др.
Кстати, у меня тоже местами присутствует подобный опыт, например, в рамках проекта Астарта.
Почему человек выбирает живого музыканта, а не плейбек, и наоборот?
Ну тут во многом, безусловно, личное предпочтение. Спрос на любого живого музыканта есть, равно как и спрос на плейбеки вместо каких-либо живых музыкантов.
Кстати, плейбек еще надо уметь сделать :) Это могут не все, тем более, что это — полноценная студийная работа, даже если касается клавиш и миди. Многие не умеют, многие не хотят заморачиваться.
Да, составление плейбека можно также вполне делегировать сессионному клавишнику. Иии... Снова без работы не остаешься.
Живые артисты на сцене – это часто и их энергетика. И вот тут, зачастую, именно как живого артиста тебя, что называется, "продает личность", а не просто некие "правильные ноты", сыгранные на очень скучных щах.
Короче, кто-то выбирает плейбек? Пусть выбирает. Кто-то выбирает живого клавишника и чертовски доволен. А кто-то выбирает клавишнику заказать сделать этот самый плейбек.
На этом завершаю лонгрид и благодарю за столь теплую поддержку моих статей :)