Найти тему
Точка ART

Токсичные тайны Леонардо да Винчи

В середине октября 2023 года на сайте American Chemical Society были опубликованы результаты последних исследований, проливающих свет на состав красок, которые использовал да Винчи в работе. Кроме лабораторных исследований, были изучены рукописи и манускрипты эпохи художника, поскольку существует большая путаница в отношении исторического использования технических терминов и их перевода.

Рентген-исследование картины © C2RMF/D. VIGEARS
Рентген-исследование картины © C2RMF/D. VIGEARS

Происхождение пигментов красок — интересная тема, которая бередит умы ученых разных областей. Описываемое исследование не стало исключением. Для его проведения был изучены микрообразцы грунтового слоя, взятых с картин Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», с использованием методов рентгеновской спектроскопии, инфракрасной спектроскопии и сканирующей электронной микроскопии.

Также использовалась техника Фурье-спектроскопии инфракрасного излучения для получения двумерных карт. В результате исследования удалось выявить состав различных слоев картины, таких как грунтовый слой, слои с краской и имприматурой. В их составе обнаружилась необычная смесь сильно омыленного масла с высоким содержанием свинца и церуссита, обедненный пигмент свинцовых белил, которые являются чрезвычайно токсичным материалом.

Однако прорывом в работе исследователей, стало обнаружение присутствия редчайшего минерала плюмбонакрита. Ученые считают, что в попытке получить густую консистенцию краски, подходящей для грунтовки деревянной панели, Леонардо обработал слой масла большим количеством оксида свинца.

Упоминания плюмбонакрита в рукописях Леонардо (оригинальных и в переводе) не вносят больше конкретики и не дают однозначной информации. Однако, анализ фрагментов «Тайной вечери» подтверждает, что частью палитры Леонардо был не только плюмбонакрит, поскольку он был обнаружен как глет (α-PbO), но и массикот (β-PbO), а также плюмбонакрит и шеннонит (Pb2OCO3). Последнее соединение обнаруживается впервые в исторической живописи.

Все проводимые исследования помогают лучше понять происхождение и состав красок, используемых в произведениях не только Леонардо да Винчи, но и других художников. Эти знания представляют большой интерес для нас, так как расширяют понимание истории их создания и влияния на искусство в целом.

Читайте по теме:
«Леонардо. Гений несовершенства»: глава из книги Витторио Згарби «Спаситель мира» Леонардо да Винчи найдет пристанище в Саудовской Аравии Украденная картина Леонардо да Винчи случайно нашлась в Неаполе