Найти тему

Управленческий учет и бюджетирование. Понятие себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг)

Фото с сайта Яндекс.Картинки - Управленческий учет фото и catherineasquithgallery.com
Фото с сайта Яндекс.Картинки - Управленческий учет фото и catherineasquithgallery.com

Всем здравствуйте и доброго времени суток!

В данной статье будет раскрыта информация о себестоимости продукции (работ, услуг) и основных видах затрат и расходов организации, которые включаются в состав себестоимости.

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькули­рование себестоимости продукции.

Себестоимость – величина использованных ресурсов в денежном выражении.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это вы­раженные в денежной форме затраты на производство продукции (выполняемые работы или оказываемые услуги) и их реализацию. Она складывается из зат­рат, связанных с использованием в процессе производства продукции (ра­бот, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, ос­новных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестои­мость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные средства, материалы, топливо и другие необходимые ресурсы, тем дешевле производство продукции обходится как организации, так и всему обществу.

В себестоимость продукции, в частности, включаются:

1) затраты труда, средств и предметов труда на производство продук­ции в организации. К ним, в частности, относятся:

1. Затраты над подготов­ку и освоение производства;

2. Затраты, непосредственно связанные с произ­водством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производствен­ных процессов и качества выпускаемой продукции;

3. Расходы, связанные с изобретательством и рационализацией;

4. Расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и техни­ки безопасности;

5. Расходы, связанные с набором рабочей силы, подготов­кой и переподготовкой кадров;

6. Отчисления на государственное социальное и обязательное медицинское страхование;

7. Расходы по управлению произ­водством и др.;

2) расходы, связанные со сбытом продукции:

1. Упаковкой, хранением, погрузкой и транспортировкой (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию);

2. Оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, комиссионными сборами и воз­награждениями, уплачиваемыми сбытовым и внешнеторговым организаци­ям;

3. Расходы на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках и др.;

3) расходы, непосредственно не связанные с производством и реализаци­ей продукции в данной организации, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции отдельных организаций необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства. Например, отчисления на покрытие затрат по геолого-разведочным и геолого-поисковым работам, на рекультивацию земель; плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду.

4) Кроме того, в себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются так­же:

1. Потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам,

2. Недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли,

3. Выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм (на основании судебных решений).

Если рассматривать классификацию себестоимости, то можно выделить следующее:

А) По отраслевому признаку различают индивидуальную и среднеотраслевую себестои­мость.

Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкрет­ного организации по выпуску продукции;

Среднеотраслевая характери­зует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Она рассчитывается по формуле средневзвешенной из индивидуальных себестоимостей организаций отрасли.

Б) В зависимости от учетных данных выделяют плановую и фактическую себестоимость.

В расче­ты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты организации на изготовление продукции, предусмотренные планом на пред­стоящий период.

Фактическая себестоимость характеризует размер действи­тельно затраченных средств на выпущенную продукцию.

В) В зависимости от видов затрат, включаемых в себестоимость про­дукции, можно выделить следующие виды себестоимости:

Цеховая себестоимость включает прямые затраты и общепроизводственные расхо­ды, она характеризует затраты цеха (структурного подразделения) на изготовление продукции;

Производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяй­ственных расходов, при этом она свидетельствует о затратах организации, связанных с выпуском продукции;

Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость, увеличен­ную на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель обобщает затраты организации, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

Такой подход несколько противоречит Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми в производствен­ную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы, а полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных) рас­ходов.

Принцип «различная себестоимость для различных целей» реализуется в 3 типах себестоимости:

1. Полная производственная себестоимость – она используется для установления цен и принятия управленческих решений при нормальных обстоятельствах.

2. Прямая производственная себестоимость (частичная) – используется для установления цен и принятия оперативных управленческих решений при специфических обстоятельствах.

3. Себестоимость по центрам ответственности – используется для планирования и контроля отдельных исполнителей.

В системе управленческого учета порядок формирования себестоимос­ти не столь регламентирован, как в финансовом. Эта себестоимость формируется не для целей налогообложения, а для того, чтобы управляющий имел полную картину об издержках. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различ­ные методы расчета себестоимости (в зависимости от того, какая управлен­ческая задача решается). В себестоимость могут включаться даже те издер­жки, которые не предусмотрены

Подходы к формированию себестоимости системах финансового и управленческого уче­та различны.

В рамках бухгалтерского финан­сового учета собранная информация об издержках позволяет в конечном счете сформировать прибыль от реали­зации продукции, работ, услуг организации. Здесь себестоимость каж­дого изделия, работы, услуги в этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитывается усредненно. В рамках всего организации учет и списа­ние затрат на себестоимость могут быть выполнены корректно с точки зре­ния налогообложения, но информация о структуре отдельных видов про­дукции при этом может быть искажена. Это приемлемо для целей финансового учета и налогообложения.

Информация, формируемая в системе бухгалтерского управленческого учета дает возможность влиять на себестоимость, т.е. управлять своими издержками, ведь для организации важна достоверная информация о струк­туре себестоимости.

При рассмотрении вопроса о себестоимости нужно понимать ее составляющие, то есть затраты и расходы организации.

Затраты – это основной объект управленческого учета. Затраты представляют собой стоимость материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности организации.

Расходы представляют собой стоимостное выражение использованных ресурсов, которое в течение определенного периода времени потрачено для получения дохода.

Таким образом, понятие «затраты» шире, чем понятие «расходы». Расходы представляют собой часть затрат, которые организация понесла в связи с получением дохода. Они отражаются в отчете о финансовых результатах.

Любое производство требует затрат. Затраты на производство и реализацию продукцию – это есть издержки производства. Они необходимы, чтобы продукт был произведен при любых условиях, и зависят от эффективности средств труда и производительности. Все значения издержек производства допустимо рассматривать в плоскости производственного процесса. При этом выделяют общие издержки – это все расходы и затраты труда организации на изготовление и реализацию товара. То есть потенциально возможная величина затрат на определенный момент времени.

В себестоимость продукции включаются различные виды затрат. Рассмотрим классификацию затрат для более полного понимания видов себестоимости и затрат.

Классификация затрат по различным видам деятельности:

I. Снабженческо-заготовительная деятельность (она связана с классификацией затрат по созданию, хранению и управлению запасами).

А: затраты на поддержание запасов, т.е. затраты, связанные с владение запасами (коммерческие затраты, затраты на хранение, затраты с риском потерь вследствие устаревания, порчи, замены одного запаса др.).

Б: затраты на управление запасами (на обучение и содержание конторских служащих, технического персонала и т.д.).

II. Производственная (основная) деятельность сопровождается своей классификацией затрат:

1. По отношению к объему производства затраты подразделяют на:

а) переменные;

б) постоянные.

а) Переменные затраты– это операционные затраты организации, которые зависят от объема производства (деловой активности организации). Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, с увеличением объема производства изменяются.

Переменные затраты разделяют на:

1. производственные, например, прямые материальные затраты, прямые трудовые, затраты на вспомогательные материалы, на вспомогательный труд и др., т.е. те, которые характеризуют стоимость производимого продукта.

2. непроизводственные, например, расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю; транспортные расходы, не возмещаемые покупателем; комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара и др.

б) Постоянные затраты – это операционные затраты организации, которые не зависят от объема производства (деловой активности организации). Постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, с увеличением объема производства продукции уменьшаются.

Постоянные затраты разделяют на:

1. производственные, например, расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.

2. непроизводственные, например, управленческие расходы и др.

На практике очень сложно чётко подразделить затраты на переменные и постоянные, т.к. многие из них являются полупеременными и полупостоянными (условно-переменные, условно-постоянные – затраты, которые имеют одновременно и постоянные и переменные компоненты: часть их изменяется при не объема производства, а часть остается фиксированной; например, плата за телефон: абонентская плата – это постоянные затраты, а поминутная оплата – это переменная часть затрат. Если телефон не применяется по назначению, то его оплата будет чисто постоянными затратами, а если применяется – то условно-переменными. Также выделяют дискретновозрастающие («ступенчатые») затраты, например, арендная плата, так как плата за аренду может то резко возрастать, то оставаться величиной постоянной.

2. По отношению к технологическому процессу (составу и назначению) различают затраты:

а) Основные – расходы, которые непосредственно связаны с технологическим процессом производства продукции (материальные, трудовые, затраты по обслуживанию основного технологического оборудования, затраты обслуживающих хозяйств и т.д.);

б) Накладные – это, как правило, расходы, связанные с организацией производства, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на объект калькулирования (продукция, услуга, подразделение и т.д.) накладные расходы являются косвенными.

3.В зависимости от способов отнесения на себестоимость продукта затраты подразделяют на:

а) Прямые – затраты на производство продукции, которые относятся на ее себестоимость прямым путем (прямые материальные затраты, прямые трудовые);

б) Косвенные – это расходы, которые относятся на себестоимость не прямым, косвенным путем. Они списываются на какой-либо конкретный вид продукции с помощью рассчитанных нормативных коэффициентов или с помощью специальных методов расчетов. К ним относятся общепроизводственные (производственные) и общехозяйственные (непроизводственные).

4.По целесообразности расходования (характеру) затраты делятся на:

а) Производственные:

- прямые материальные затраты,

- прямые трудовые затраты,

- производственные накладные расходы (аренда, коммунальные платежи, затраты обслуживающих производств (хозяйств)).

б) Непроизводственные:

- торговые издержки (издержки обращения),

- управленческие (административные) расходы,

- расходы на НИР и НИОКР.

5. По степени охвата планом расходы подразделяются на:

а) планируемые;

б) непланируемые.

6. По экономическим элементам (классификация применяется для целей ведения учета затрат и их распределения по счетам):

а) материальные затраты,

б) затраты на оплату труда,

в) отчисления на социальные нужды,

г) амортизация,

д) прочие затраты.

7. По статьям затрат (классификация применяется для калькулирования себестоимости продукции):

а) сырье и материалы

б) возвратные отходы

в) покупные изделия и полуфабрикаты

г) заработная плата производственных рабочих

д) отчисления на социальные нужды

е) топливо и энергия

ж) общепроизводственные расходы

(∑п. с а по ж = цеховая себестоимость продукции)

з) общехозяйственные расходы

и) потери от брака

к) прочие производственные расходы

(∑п. с а по к = производственная себестоимость продукции)

л) коммерческие расходы

(∑п. с л = полная себестоимость продукции)

III. В других видах деятельности, таких как финансово-сбытовая и организационная, а также для принятия управленческих решений, планирования, процесса контроля и регулирования выделяют затраты:

1. безвозвратные - расходы прошлого периода, которые возникли в результате принятого решения, они не могут быть изменены в будущем (например, приобретение материальных ценностей);

2. представительские расходы - связаны с коммерческой деятельностью организации, в основном состоят из расходов на проведение официальных приёмов, размещение гостей;

3. релевантные (иррелевантные) (другими словами принимаемые в расчет или не принимаемые) - будущие издержки, они меняются (не меняются) в зависимости от выбранного варианта решения (затраты на материалы);

4. дифференцированные - издержки, величина которых зависит от условий производства, они всегда относятся к какой-то конкретной ситуации, применяются при выборе альтернативного варианта;

5. вменённые («воображаемые») - расходы, которые увеличиваются при принятии управленческих решений, возникают в случае ограниченности ресурсов; это «воображаемые» или придуманные затраты их может и не быть. Это затраты только управленческого учёта, это упущенная выгода или возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради альтернативного решения. Вмененные затраты возникают лишь при ограниченности ресурсов.

6. инкрементные (приростные) – дополнительные затраты, возникшие в результате выпуска какой-то дополнительной партии продукции, например, премия за сверхурочную работу, за ускоренный выпуск продукции. В их состав могут включаться постоянные затраты.

7. регулируемые (нерегулируемые) – затраты, величина которых зависит (не зависит) от степени их регулирования со стороны менеджера. Все затраты являются регулируемыми, они могут являться не регулируемыми в зависимости от того какое звено управления рассматривается.

8. эффективные и неэффективные.

а) эффективные – расходы, в результате которых была выпущена продукция и получена прибыль от ее реализации.

б) неэффективные – расходы непроизводственного характера, например, потери на производстве от брака, простоев, при недостаче НЗП и материальных ценностей на складе, из-за порчи материалов и т.д.

По периодичности возникновения: текущие и единовременные затраты.

По роли в процессе производства: производственные и внепроизводственные.

По отношению к готовому продукту: затраты на готовый продукт и затраты на незавершенное производство.

По временной определенности: фактические и плановые (прогнозные) затраты.

По ценности для управленческих решений: релевантные и нерелевантные затраты.

Как видно видов затрат достаточное количество для возможности учесть все нюансы для их определения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Таким образом, одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это вы­раженные в денежной форме затраты на производство продукции (выполняемые работы или оказываемые услуги) и их реализацию. В целом выделяют плановую и фактическую себестоимость, цеховую, производственную и полную себестоимость продукции (работ, услуг). При рассмотрении вопроса о себестоимости нужно понимать ее составляющие, то есть затраты и расходы организации. Понятие «затраты» шире, чем понятие «расходы». Затраты представляют собой стоимость материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности организации. Расходы представляют собой часть затрат, которые организация понесла в связи с получением дохода. При этом, существует обширная классификация затрат. Для целей управленческого учета нужно знать классификацию затрат по статьям затрат для калькулирования себестоимости продукции, по экономическим элементам, в зависимости от способов отнесения на себестоимость продукта, по составу и назначению, по отношению к объему производства.

Ранее представленный материал:

Управленческий учет и бюджетирование. Сущность, цели и задачи управленческого учета
Наталь Я - Экономика и управление27 октября 2023
Управленческий учет и бюджетирование. Структура управленческого учета
Наталь Я - Экономика и управление29 октября 2023

Буду рада вашим комментариям!

Ставьте лайки и подписывайтесь! Новая информация впереди! 🌞🎓📈