Гряди краснейшая денницы,
Гряди и светлостью лица
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца.
М.В. Ломоносов
Какими темпами меняется мода? Как приходят и становятся обыденными в культуре речи термины: джеггинсы, тренчкот, бомбер и джоггеры? Пусть это будет тема другой статьи и другого автора. В этой статье пойдет речь о хранительницах традиций Русского севера и их успешной «адаптации» в современном мире.
«Название у вашей мастерской со смыслом и заявкой на определенную торжественность и стиль, как в оде «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» 1748 года М.В. Ломоносова. А может, багряная листва, небо с багрянцем. С этими эпитетами связано?» - поинтересовалась. «Красивая одежда. Багряницей называли торжественную верхнюю одежду, или мантию монархов, царей пурпурного или червлёного цвета. Слово означает пурпур, порфира», – пояснила Валентина Константиновна Лисина.
Создательница мастерской «Багряница» Валентина Лисина родом из Кандалакши – жемчужины Заполярья, города на берегу Белого моря, она хорошо знает историю своей родной поморской промысловой земли некогда богатой, ведь промысловый календарь был круглогодичным. Один жемчуг приносил поморам не малый доход. Свои головные уборы и одежду девушки украшали жемчугом. И вот, так случилось, что создав свою первую работу в 2003 году – лоскутное одеяло, по первому образованию инженер, она отдает себя рукоделию, шитью предметов церковного обихода, исторической реконструкции традиционной одежды, техникам старинного кроя, работе с жемчугом, старинной вышивке. Первыми работами были лоскутные одеяла, и это был далекий 2003 год, уже тогда работы были отмечены на конкурсах «100 лучших товаров Мурманской области» и «Сто лучших товаров России».
Следующие кардинальные перемены, казалось, были очевидны. Работа с жемчугом, вышивка в старинной технике «сажение по бели», где не всякая имитация жемчуга подойдет, лишь кропотливый подбор материалов – залог успешной будущей работы. В этой технике был создан фрагмент кокошника XIX века. Для совершенствования своего мастерства в 2011 году мастер прошла обучение в золотошвейной мастерской «Урбус» при Подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге, после стали появляться первые головные уборы, искусно выполненные жемчугом. Завораживающие своей орнаментальностью, словно северные хороводы, расшитые хрусталем и канителью кружевные воротники. Полнота образа пришла с первыми коллекциями. Первая коллекция современной одежды по старинному крою, «Травы Поморья». Подолы расшиты растительной вышивкой: цветами пижмы, лапчатки, тимофеевки, сныти, ромашки, иван-чая. В противовес крупным гигантам моды, мастерская была вне конкуренции, и не производила одежду в традиционном стиле на потоке. «Багряница» вдохновляла и заметно притягивала людей творческих, которым нужна северная «изюминка», комфорт, одежда с историей, а не модный хайп. Тянулись к Валентине Константиновне люди творческие, все больше появлялось заказов. Затем появилась коллекция «По мотивам кубовой набойки». И пока мастер работала над второй, зародилась идея создания третьей с названием «Биармия», по названию северной местности. Персональные выставки прошли во многих городах России и в Хельсинки и многие источники в то время указывали на единственную в Мурманской области мастерскую по пошиву не просто одежды старинного кроя, но и православной одежды и предметов церковного обихода. Телеканал ОТР в 2014 году в Кандалакше снял репортаж, его вела Валентина Васильева, состоял он из нескольких сюжетов, в том числе про мастерскую, но у репортажа грустный финал, «мельчает» население – уезжает кандалакшская молодежь с этих мест...
Так случается в жизни, Валентина Константиновна с дочерью Ириной переехали в Кириллов и открыли мастерскую «Багряница» в музее-заповеднике. Не место человека, а человек место красит! Именно так гласит всем известная русская пословица. На протяжении столетий в Кирилло-Белозерском монастыре трудились искусные мастера: портные, кузнецы, плотники, резчики, кожевники, краселя, здесь были устроены шваленный, угольный, санный, гостевой дворы. Сам монастырь являлся не только местом паломничества, но и богатейшим хранителем икон и книг, часть монашеской братии была грамотной, они были иконописцами и книгописцами. Историк и богослов, академик Н.К. Никольский, автор фундаментального труда о Кирилло-Белозерском монастыре, изданного в 1897 году, предполагал, что распределение монастырских зданий, при котором все службы относили в противоположную от жилых келий часть обители, было уже во время возникновения монастыря. И если в наше время посетитель подойдет к плану-схеме архитектурного ансамбля музея-заповедника, он без труда определит эти территории, где они находились в прошлые времена. Мастерская «Багряница» по пошиву традиционной северной одежды, располагается в крепостной стене, вблизи от Троицких врат и выглядит довольно привлекательно в общем облике музея, всё большее число поклонников набирает.
С момента открытия мастерской в крепостной стене, началась работа над созданием коллекции. С 2018 года состоялось открытие нескольких выставок . «Травы Кириллова», «Продолжение традиций», где растительная вышивка с целебными и редкими травами Белозерья украшала работы: майский ландыш, тысячелистник обыкновенный, брусника, черника, мать-и-мачеха, лапчатка, валериана, пижма, колокольчик, тимофеевка, сныть, ромашка, иван-чай.
Для экспозиции «Ремесло и шедевры» были созданы ряд работ: Вифлеемские звезды, воротники и зарукавья, выполненные в технике вязания серебряной нитью, зарукавья, вышитые бисером, жемчугом и украшенные апатитом.
За работу «Вифлеемские звезды» на Международном фестивале символического искусства, присуждено первое место! В представленной раритетной коллекции «Ручная вышивка жемчугом и натуральными камнями от Валентины Лисиной» – реконструкция роскошных сумочек, растительная вышивка с использованием жемчуга, турмалинов, циркониев, сапфиров, бисера, стекла, кристаллов Сваровски. Одной из работ присуждено I место в выставке «Art Week in Franc», проходившей во Франции. В 2017 году участие в проекте «Неделя искусств во Франции», проект был посвящен 95-летию Пьера Кардена. Диплом о присуждении I места в номинации «Художественная вышивка» Валентине Лисиной подписал лично сам кутюрье Пьер Карден.
В 2021 году в музее открылась выставка показом коллекции летних пальто из домотканой льняной ткани «Возращение к истокам». По индивидуальным эскизам, под чутким руководством Валентины Константиновны ее создали мурманчанки! Сотрудницы Кольской атомной станции создали для себя пальто из льна, приехали и продемонстрировали коллекцию на торжественном открытии выставки.
Помимо льна, используются другие, наполненные историческим веянием ткани: бархат, парча, легкие однотонные ткани и ткани с церковными стилистическими орнаментами, штоф, штапель.
Продолжатели традиций готовы обучить и познакомить с древнерусским шитьем, чтобы они «не канули в Лету», а продолжали жить в век новых технологий, в век машин. В мастерской швейная и вышивальная машины есть, и роль им отводится порой главная, об этом расскажет и на практике покажет Ирина Константиновна; как строчит в ритм машина и создается мотив по ткани по компьютерной программной вышивке.
Посетители получают много полезной информации о старинной технике шитья и реконструкции предметов одежды определенной местности, расстаются под большим впечатлением и стар и млад. В этом году Ирина Константиновна стала выпускницей Русской христианской гуманитарной академии по специальности «Философия». Она интересный собеседник, ее с интересом слушают дети, вместе с Валентиной Константиновной в последние годы были подготовлены и проведены не одна встреча-экскурсия в мастерской с посетителями старшего поколения, детьми и молодежью.
В настоящее время ведется реконструкция женского головного убора по иллюстрациям русского художника, архитектора и историка Федора Григорьевича Солнцева.
Желаем во всем удачи, вдохновения для творческого роста!