ДОМ СЕВАСТЬЯНОВА. КТО ПОСТРОИЛ МАЛАХИТОВЫЙ ТЕРЕМ ЕКАТЕРИНБУРГА

Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. Медная история в Екатеринбурге началась с момента основания города. Здесь в самом центре города полтора века работал Монетный двор, и печатали большую часть медных денег России. А еще у меди есть красивый побочный продукт – малахит – оксид меди. Сегодня в Екатеринбурге есть небоскреб с медной короной – башня «Исеть», медный дворец – штаб-квартира Русской медной компании, а между ними расположился малахитовый терем – дом Севастьянова.

Это здание выстреливает в зрачок гостя Екатеринбурга без осечки.  Что это за дом, спрашивают они? Нарядный как торт, вычурный как дворец, дом-праздник.

Давайте поговорим о том, как появилось это самое узнаваемое здание Екатеринбурга, кто дал ему имя и что значит оно для горожан.

ОТ ХИБАРЫ ДО ДВОРЦА

Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. Медная история в Екатеринбурге началась с момента основания города.

Свято место пусто не бывает. Екатеринбург начинался как город-завод. Он пыхтел трубами, стучал молотами, а вокруг него обустраивали свои дома будущие горожане. На гравюре 1789 года на месте, где мы привыкли видеть дом Севастьянова, уже есть постройка. В то время живописцы позволяли себе фантазировать, потому мы не знаем точно, как выглядел дом в то время. Художник нарисовал живописную деревянную хибару. Известно, что дом в то время принадлежал Александру Раздеришину.

Через четверть века на этом месте уже стоял каменный дом с ротондой. Владел им маркшейдер Иван Полков. Традиция не сносить здания для новой постройки, а перестраивать их под свой вкус, используя существующие стены, завелась в Екатеринбурге очень давно.

Николай Севастьянов перекупил дом и место у наследников Полкова в 1860-м году. Здание с ротондой основательно перестроил. На фасаде появился пышный декор, заострилась часть окон, более выразительно была оформлена ротонда. Колдовал над этим архитектор Александр Падучев, но, возможно, и не он. Известно, что Падучев как главный архитектор подписывал проект. Теперь историки архитектуры видят в здании элементы мавританского стиля, готики, историзма. Все это разноцветье в архитектуре называется эклектикой.

Учитывая, что и вся застройка Екатеринбурга эклектична, дом Севастьянова можно считать самым главным домом города. С него-то все и началось.

При Николае Севастьянове дом обрел нынешние черты, но продолжал меняться. В 1914 году его расширил архитектор Федоров, а в 1930-х архитектор Сигизмунд Домбровский хотел нарастить дом, чтобы он соответствовал этажности новых зданий на площади Труда.

Окончательно контуры дворца закрепила реконструкция 2009 года, когда Екатеринбург готовился к саммиту ШОС и БРИК. Капитальную реконструкцию объекта провела компания «Атомстройкомплекс» при участии Екатеринбургского художественного фонда. Особняк получил новую кровлю и фундамент, в здании провели современные системы отопления, водоснабжения и электричества. Были восстановлены лепнина, художественный паркет и мраморная облицовка внутренних колонн. Компания пристроила к зданию новое крыло, и визуально оно ничем не отличается от исторической части дома.

Реставраторы вернули дому малахитовый цвет. Сейчас здание является екатеринбургской резиденцией Президента Российской Федерации. Оно внесено в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

КТО ЖЕ ТАКОЙ ЭТОТ НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВ И ЗАЧЕМ ЕМУ ТАКОЙ ДОМ?

Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. Медная история в Екатеринбурге началась с момента основания города.-2

Городские легенды упорно записывают Николая Севастьянова в купцы. Но это не так. Скорее его можно назвать чиновником-предпринимателем. Правда, чтобы заниматься коммерцией и платить правильные налоги, нужно было состоять в купеческой гильдии. Наш Николай Севастьянов был дворянином.

Родился он на Урале в 1819 году и его юность пришлась на те годы, когда екатеринбургские купцы добывали пудами золото, горные чиновники чувствовали себя королями, а Екатеринбург застраивался новыми домами, церквями и резиденциями. Его отец был помощником управителя Березовских золотых промыслов, и Севастьянов жил в самом сердце горного мира. Когда он подрос и закончил Горное училище, то тоже поступил на горную службу. Стал чиновником особых поручений при главном начальнике Уральских горных заводов Владимире Глинке. Одной из самых главных задач горной власти в то время была организация логистики. Доставка товаров, денег, продуктов. Грузы надо провести по убитым дорогам и своенравным рекам. Севастьянов с задачами справлялся хорошо. Как это было заведено в то время, параллельно с государственной службой занимался и собственным бизнесом. Получит заказ на госслужбе и сам себе его поручит. Стал владельцем пароходов. Параллельно он начал приобретать недвижимость: винокуренные заводики, имения, прииски.

В 1856 его покровитель генерал Владимир Глинка покинул Урал, и Севастьянов тоже ушел со службы в горном ведомстве. Вел бизнес не только на Урале, но и в Средней Азии. Многого насмотрелся. И на причудливые восточные здания в том числе.

Дом в Екатеринбурге должен был свидетельствовать об экономической состоятельности Николая Севастьянова и быть залогом для крупных сделок. Окнами дом выходил на резиденцию бывшего благодетеля Севастьянова – главного начальника уральских горных заводов. Рядом располагался прогулочный сквер, и каждый горожанин, проходя мимо, заглядывал в окна новой резиденции, которую владелец покрасил в малахитовый цвет.

КРАХ, ПРОДАЖА, СУД

Николай Севастьянов любил операции, которые приносили быстрые деньги. Занимался самым разным бизнесом: искал золото, выдавал кредиты, производил спиртные напитки, построил суконную фабрику. Дом был им построен в 1866 году, но через несколько лет его дела пошатнулись. Слишком рискованными и крупными были его проекты. Севастьянову пришлось продавать уральское имущество. Сначала заводы, потом землю, а потом и дом. В июне 1874 года Николай Севастьянов продал свой шикарный дом в Екатеринбурге и уехал в столицу. Город давно нуждался в здании для суда, и в особняке расположился Окружной суд.

К сожалению, неудачи продолжали преследовать Николая Севастьянова. Он потерял свое большое состояние и доживал век скромно. Умер в 1883 году в 64 года в Петербурге.

НОВЫЕ СОЮЗЫ И ЛЕГЕНДЫ ДОМА СЕВАСТЬЯНОВА

Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. Медная история в Екатеринбурге началась с момента основания города.-3

С 1874 по 1919 год в здании располагался Екатеринбургский суд. На фасаде даже установили вывеску «Окружной суд», а здание все чаще и чаще стало попадать на видовые открытки.

В 1917 году по Екатеринбургу прокатался смерч из солдат Ачинского полка. Они громили все, что попадалось им под руку. Скинули с пьедестала памятники Петру и Екатерине в соседнем сквере, ворвались в музей и прокололи штыками картины, а заодно разгромили здание суда.

Советская власть установилась в 1919 году, и здание занял Уральский комиссариат труда, первое подобное учреждение такого рода в советской России. Чуть позже в особняке разместился Областной совет профсоюзов. На многих советских открытках хорошо прочитывается лозунг «Слава рабочему классу!»

Севастьянов владел домом четырнадцать лет, Окружной суд провел в нем 45 лет, а профсоюзы аж 89, но имя Николая Севастьянова навсегда прикипело к дому вместе с легендами, которые горожане слышат с самого детства.

Рассказывают про купца-толстосума, который построил дворец, но сам в нем не жил, продолжал ютиться в старой лачуге, а на дом приходил смотреть-умиляться. Или про то, как купец захотел покрыть крышу золотом и был наказан за свою гордыню церковной епитимьей. Дескать, золотить можно только маковки церквей.  Приказали ему в чугунных калошах ходить в храм, прощение за гордыню вымаливать. И про то, что заказал он строить дом сразу трем архитекторам, дескать, денег на все хватит. Вот и получился дом-дворец.

Кто и когда придумал эти легенды, и как выглядел Николай Севастьянов, мы не знаем, но малахитовый дворец бывшего горного чиновника в Екатеринбурге покажет любой. Екатеринбуржцы так любят Дом Севастьянова, что готовы были видеть его на деньгах. Голосовали за то, чтобы он появился на новой пятитысячной купюре, но когда это не удалось, отпечатали к юбилею города серебряную монету с севастьяновским особняком. Дом стал той частью Екатеринбурга, без которой его уже невозможно представить, настоящим национальным достоянием.

ТЕКСТ ТАТЬЯНЫ МОСУНОВОЙ ДЛЯ КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ. ПРИ НАПИСАНИИ БИОГРАФИИ НИКОЛАЯ СЕВАСТЬЯНОВА ИСПОЛЬЗОВАНА СТАТЬЯ ВЛАДИМИРА МИКИТЮКА. ИЛЛЮСТРАЦИИ О. СОКОЛОВОЙ, И. ОВЧИННИКОВОЙ, А. ОМЕЛЬЧЕНКО (ФОТОБАНК ЛОРИ).