Найти тему

История IT глазами ребенка. Часть 0: "А что за ребенок-то?"⁠⁠

Эта серия статей является копипастой моего цикла с Пикабу. После изменений, которые претерпел тот портал в 2023 году, мне с трудов верится, что весь контент на нем выживет...

Если вы не можете назвать себя фанатом слезливых историй о том, как «раньше было лучше», «трава была зеленее» и т.п., то… оставайтесь – тут и для вас будет много интересного (но не сразу!).

WARNING: Будет ну очень длиннопост.

В том случае, коли вы читали заключительную часть моего цикла про заработок с помощью Pentium MMX, то, быть может, помните, что я на данный момент так и не определился с тем, на какую тему «пилить» дальнейшие посты. В комментариях народ также однозначной позиции не выразил, поэтому я решил следующее: стол для моих ретро-железяк заказан, пока его запиливают, расскажу о том, как же я докатился «до жизни такой». Я не планирую делать из этих постов основу для своей биографии или чем-то хвалиться (было бы еще чем). Скорее стоит рассматривать эту писанину как способ взглянуть на развитие популярности вычислительной техники глазами человека, который появился на свет в СССР спустя почти 5 лет после появления первого IBM PC.
Откровенно говоря, первый пост может вам показаться жутко скучным, ибо больше рассказывает на о каких-либо железяках, а обо мне. Я написал этот текст еще несколько недель назад, но долго перечитывал и переделывал, чтобы он был хоть немного интересен. Почему же я вообще его оставил? Мне кажется, что без него у читателя не получится прочувствовать мои эмоции так, как их чувствовал я. Обещаю, в продолжении (если оно будет, а не канет в лету под тяжестью минусов) я постараюсь как можно меньше рассказывать о себе, оставив только те факты, которые действительно необходимы для последовательного повествования.

В этом небольшом цикле постов я планирую рассказать вам немного интересных фактов из истории вычислительной техники, которую я мог в какой-то мере наблюдать собственными глазами. Здесь не будет презанятнейших историй о том, как наш отдел отважно бегал со стопками перфокарт, тонкостей замены ламп в многочисленных шкафов операционного зала и прочей интересной, но такой чуждой лично для меня информации. Вместо этого я расскажу немного о себе, о своем детстве, о своих воспоминаниях и, что самое главное – о том, как в странах бывшего СССР зарождался компьютерный мейнстрим. Почему мейнстрим? Да потому что про андерграунд – это явно не ко мне.

Впрочем, предлагаю начать со скучного – с меня. Родился в небольшом городке северного Казахстана в 1986 году. Дальше… дальше жил. По большей части там же. Как вы могли догадаться, в моем детстве компьютер вряд ли мог занимать главенствующее положение, тем не менее, какая-то «магия» в этих машинках еще в дошкольном возрасте меня очень и очень занимала – любой фильм, в котором было хоть что-то похожее на ПК или ноутбук, обязательно приковывал мое внимание. При этом никаких толковых источников информации кроме разве что тех же фильмов у меня не было. Толком не понимая, что же такое компьютер, я был уверен – это что-то крутое и мне такое ННННАДАА!

Заготовка для "ноутбука" в 90-х :)
Заготовка для "ноутбука" в 90-х :)

Дошло до того, что, гуляя вечером неподалеку от дома, возле базарчика, на котором днем продавали все подряд – от жвачек и сигарет, то душ невинно убиенных младенцев, я нашел коробку от батончиков «сникерс». В школу я тогда еще не ходил (но со дня на день собирался), но буквы знал, а посему решив, что из этой коробки можно сварганить «ничёшный себе такой ноут», я принес ее домой, нарисовал на крышке экран (а еще кнопки переключения каналов, куда ж без них – если есть экран, значит и каналы на нем можно переключать), на дне же открытой коробки я нарисовал клавиши. Ни о какой QWERTY-раскладки не могло быть и речи, только АБВГД! Только хардкор! Настолько хардкор, что я даже пробел и цифры не стал рисовать! Несмотря на то, что даже найденная на улице коробка от «сникерса» в то время считалась реальным таким артефактом (коллекционировалось тогда все – пивные банки, сигаретные пачки, красивые бутылки, не говоря уже о фантиках и вкладышах), родители ее довольно быстро выкинули… так закончилось мое «первое знакомство с компьютером».

* * *

Однажды (уж не помню с чего все началось) я спорил со своей мамой, как ни странно, на компьютерную тему. Впрочем, спор был отнюдь не из разряда: «Текстовый интерфейс или графический» или «Объектное или процедурное программирование»… черта с два. Все было куда эпичнее: я утверждал, что компьютер – это «где экран», а мама настаивала на том, что «где клавиатура». Стоит сказать, что это был наш последний спор на компьютерную тематику, более того, из него я еще и вышел проигравшим, ибо на вопрос «А ты откуда знаешь?», мама ответила, что компьютер видела у знакомых. Как вы понимаете, последующие несколько недель большая часть моего времяпрепровождения заключалась в регулярных уговорах сходить в гости к этим эпическим знакомым, у которых дома есть «аж компьютер»!

Спустя вечность ожиданий (которая на деле оказалась парой недель), мы все-таки собрались осенним вечерком и потопали в гости. Естественно мамины знакомые уже были предупреждены, что к ним домой вот-вот заявится малолетний шкет с шилом в заднице, который уже вынес весь мозг уговорами показать ему настоящий компьютер, поэтому как только мы переступили порог и сняли верхнюю одежду, меня тут же сопроводили в детскую комнату, где меня уже ждал сын этих самых знакомых. Парняга тоже не отличался особым количеством прожитых лет и был старше меня всего на два года, однако и в таком возрасте (а мне тогда было лет 6-7, т.е. год 92-93) его познаний хватило, чтобы достать из шкафа какой-то занятный чемоданчик.

Моя первая мысль была о том, что внутри этого чемоданчика я увижу нечто, что пару раз уже встречал в кино и уже успел однажды смастерить из той злосчастной коробки. Но нет, глупо было бы надеяться на то, что в самом начале 90-х, у какого-то ребенка в шкафу будет просто так валяться ноутбук. На самом деле это оказался…

Один из самых популярных клонов спектрума, коих существовал ЛЕГИОН!
Один из самых популярных клонов спектрума, коих существовал ЛЕГИОН!

…Нафаня!

Фактически, это был один из множества клонов ZX Spectrum, которые в те годы по скорости «лепки» могли конкурировать с пельменями. Их делали все, кто обладал прямыми руками, доступом к необходимым радиодеталям и умением правильно держать паяльник. Однако этот агрегат был не кустарной подделкой, а заводским произведением искусства. Впрочем, как вы можете понять по фотографии, данное «произведение» было весьма бюджетным, что заметно хотя бы по его клавиатуре – поверьте, хуже нее могла быть только клавиатура ZX80, которую у нас в стране мало кто видел, а наиболее точно ее можно описать так: «Представьте, что вам необходимо набирать текст на микроволновке…».

Как бы то ни было, каким бы нелепым этот компьютер не казался бы сегодняшним детям, для меня тогдашнего это все еще было откровением: куча проводов, какие-то непонятных хреновины, а главное – туева хуча кнопок! Ведь чем больше кнопок – тем лучше!

Первое, что меня немного озадачило – отсутствие монитора. Почему-то я был стопроцентно уверен, что компьютер должен подключаться к какому-то «специальному экрану», однако, кабель от него был довольно оперативно воткнут в стоящий в уголке телевизор, на что я отреагировал вполне адекватно – как бы то ни было, примерно так я себе это и представлял (даже кнопки переключения каналов есть!).

Куда больше меня удивил кассетный магнитофон и несколько аудиокассет, исписанных мелкими английскими надписями и украшенных картинками, напечатанными на матричном принтере. Дело в том, что аудиокассеты я до того дня воспринимал исключительно как нечто, на чем записана музыка, а во-вторых, даже такие «обложки» выглядели необычно, ибо чаще всего в те годы у кассет их… не было, а догадываться о содержимом приходилось по надписям на торце, сделанным шариковой ручкой.

К сожалению, я уже не помню, услышал ли я тогда тот заветный «спектрумовский» звук или он был (не)предусмотрительно выключен. Скорее всего не услышал – ведь такое бы я вряд ли забыл, но как бы то ни было, через 4-5 минут на экране появилось вот такое меню:

Заставочка первой компьютерной игры, которую я увидел в своей жизни - Exolon.
Заставочка первой компьютерной игры, которую я увидел в своей жизни - Exolon.

За все последующие годы я довольно редко встречал эту игру (надо будет поиграть), если встречал вообще, но с того самого заветного дня я запомнил, что единственная кнопка на джойстике позволяет не просто стрелять, но и запускать ракеты! Для этого ее нужно было зажать и не отпускать некоторое время.

Что же касается самой игры, то по современной классификации это вполне традиционный сайдскроллер (правда, без скроллинга), в котором мне не удалось пройти дальше 3-4 экрана (а поверьте, для первого раза, да еще и на спектруме, игры которого всегда отличались особой жопоразрывательной способностью, даже эти 3-4 экрана являются реальным достижением).

Скрин первого уровня Exolon
Скрин первого уровня Exolon

Вдоволь налюбовавшись на бедного космодесантника, который за все 5 лет существования игры не умирал столько раз, сколько за тот вечер, мне было предложено поиграть во что-нибудь другое. Причем, мне даже предложили несколько названий, вот только какой в этом был смысл, учитывая, что я за всю свою жизнь на тот момент видел всего одну компьютерную игру… Как бы то ни было, выбор следующего «заруба» я оставил за хозяином компа и…

Pacmania на ZX Spectrum: изометрическое 3D - это все таки 3D?
Pacmania на ZX Spectrum: изометрическое 3D - это все таки 3D?

Не охренеть до потери пульса мне помогло только то, что я на тот момент не знал, насколько круто, когда что-то «в 3D». Нет, я конечно понимаю, что это обычная изометрия, но ведь виден объем! Он даже через стены прыгать умеет! Даже с моими тогдашними скудными критериями, эта игра заслуживала все 11 из 10. А учитывая, что после каждого уровня (которые, впрочем, проходил уже не я) показывали коротенький «мультик», восторг был неописуемый…

Вот только играл я в нее еще хуже, чем в предыдущую. Все-таки здесь постоянно что-то шевелилось, враги кружили, да еще и изометрическая проекция не давала быстро сориентироваться, где верх, где право, где лево, а где низ…

Спустя еще какое-то время, меня все-таки утащили домой. Казалось бы – всего две игры, но и этих впечатлений мне хватило надолго. Придя домой я долго вспоминал каждый пиксель, виденный на экране и долго не мог уснуть, последней же мыслью, которая посетила мой детский мозг перед тем как я заснул, был вопрос: «Если чтобы поиграть мы нажимали четыре кнопки, то зачем там все остальные?»…

Фоточка Дома Культуры, где я проводил немало часов в детстве
Фоточка Дома Культуры, где я проводил немало часов в детстве

Моя следующая встреча с компьютером произошла уже в местном Доме Культуры (сверху даже фотка есть!). Как мне радостно сообщил сосед (являвшийся по совместительству еще и одноклассников), у них там есть не только игровые автоматы, но и компьютеры! На которых можно поиграть в прикольные игры! Стоит заметить, что в этот зал игровых автоматов я до этого хаживал, однако, на стоящие в уголке два компьютера с мониторами даже не смотрел – побаивался.

Куда активнее я измывался над автоматом, проверявшим знания ПДД – вот уж где я достиг таких высот, что получал призовую игру с каждой попытки. Занятно, что водительских прав у меня нет до сих пор… но хоть знаки помню. Другой автомат, который иногда меня интересовал – всем известный «Морской Бой». Стоит ли о нем что-то рассказывать? Думаю, что нет. Такие стояли по всему миру, работали одинаково, да что уж там – даже их резиновые «перископы» во всех залах одинаково воняли. Наконец, третий автомат – не менее известная «Клешня», правда, выполненная в виде стола. Подцепить с ее помощью что-либо не удавалось ни мне, ни кому-либо из моих знакомых, правда, с каждой неудачной попыткой она иногда подцепляла со дна мелкие декоративные камешки. За неимением чего-либо более значимого, иногда мы выгребали их из отсека для приза и клали в карман, дабы оставить хоть какое-то воспоминание об игре…

Но вернемся к компьютерам. Как я уже упоминал, стояло их в этом зале аж две штуки. Выглядели они абсолютно одинаково и на них всегда были запущены одни и те же две игры.

Boulder Dash - прародитель известного Supaplex
Boulder Dash - прародитель известного Supaplex

Во-первых, известный многим Boulder Dash. На самом деле, вариаций этой игры существовали огромное количество и названия у них были самые разные. Но суть всегда оставалась одна – собрать все кристаллы, не попасться в лапы врагов и не завалить себя камнями. Быть может кто-то из здесь присутствующих играл в досовский Supaplex – вот те же яйца, только в профиль.

Честно говоря, мне эта игра заходила не очень, ибо казалась довольно сложной. Судя по тому, что в нее вечно рубились ребята постарше, мое мнение разделяла и другие сопляки, которым был более мил другой комп, на котором обычно крутился…

River Raid. Просто, но увлекательно
River Raid. Просто, но увлекательно

Вот это было куда проще. Скроллшутер, в котором нужно было лететь над рекой, мочить врагов, взрывать мосты, уворачиваться от выстрелов и не забывать заправляться, пролетая над участками с надписью Fuel. Что занятно, обычно во время игры мы палили без перерыва, дабы дать меньше шансов вражинам. Из-за этого под раздачу попадали и «заправки», которые радостно взрывались при попадании. В результате, мы чаще дохли не из-за попадания шальной пули, а тупо из-за нехватки бензина.

Теперь пару слов о том, что же это были за компьютеры. Несмотря на то, что я прекрасно запомнил их внешний вид, долгое время я считал, что это были просто какие-то аккуратные клоны спектрума. Это ощущение у меня долго поддерживалось по нескольким причинам: во-первых, игры, о которых я писал, были и на спектруме, во-вторых, к компам был подключен джойстик с одной единственной кнопкой, а в-третьих, однажды я пришел раньше обычного и увидел какого-то парня, который грузил в свежевключенные компы игры с маленького магнитофончика.

Правда открылась только спустя несколько десятилетий – буквально в прошлом году я случайно наткнулся на фото, где был изображен тот самый компьютер из Дома Культуры. Что занятно, фотография была размещена отнюдь не на русскоязычном сайте, что практически сводило на нет гипотезу о том, что я играл на клоне спектрума. Чуток погуглив, в 31 год я наконец-то понял, что в раннем детстве узрел:

Откуда оно тут взялось - загадка бытия
Откуда оно тут взялось - загадка бытия

Atari 600XL.

Тот же бежевый корпус, расположение кнопок справа (в особенности нетипичного для спектрума «Start») – все на месте. Честно говоря, я за всю свою жизнь больше ни разу вживую компьютеров от Atari не видел (особенно в наших широтах), так что до сих пор нахожусь в некотором удивлении…

* * *

Наконец, еще одна встреча с компьютером состоялась еще спустя несколько месяцев. Была она короткой и хотелось бы ее упомянуть исключительно как пример сурового разрушения стереотипов.

Через какое-то время после того, как стал частенько играть в River Raid и Boulder Dash, я узнал, что в городской библиотеке тоже поставили несколько компов, на которых можно за умеренную плату поиграть. Уж не знаю, была ли это попытка хоть как-то привлечь детей в библиотеку (но почему не в детскую?) или же просто кто-то решил подзаработать, но эта новость меня особенно обрадовала по двум причинам – во-первых, библиотека находилась во дворе моей прабабушки, а во-вторых, судя по тому, что я слышал, играть там можно было в разы дешевле.

И вот, я направился навстречу незамысловатым компьютерным развлечениям. Войдя в зал, где был установлен один единственный компьютер, я уперся в целую ораву детей, из-за которых толком нельзя было увидеть даже экрана. Поинтересовавшись, кому тут давать денег, чтобы поиграть, я вручил оплату за 10 минут какой-то «тёте» (если я не ошибаюсь, ей было лет 16) и встал в очередь. Пока я стоял, «кассирши» у меня пару раз спрашивали – а смогу ли я поиграть, ведь это не какой-то «денди» (которые уже тогда начинали набирать популярность). Уверив, что «Да я уже сто раз играл, не сцыте», я продолжил ждать своей очереди.

И вот тут меня ждало двойное разочарование. Во-первых, каждый новый игрок упорно требовал, чтобы ему поставили какую-то особенную игру. Учитывая, что игры с аудиокассеты грузились в среднем минут по 5, у меня постепенно таяла надежда на то, что я вообще успею во что-то сыграть. Но куда хуже было второе откровение. Как выяснилось, далеко не у всех компьютеров есть джойстики! Повтыкав на то, во что играют другие ребята, на какие кнопки они жмут, я еще некоторое время продолжал стоять и ждать, но потом понял, что это «не мое» и ушел… даже не забрав «задаток».

* * *

Вот, пожалуй, на сегодня и все. В этом месте заканчивается та часть моего детства, в котором у меня не было возможности как следует разобраться с этим чудо-агрегатом под названием «компьютер», хреновиной, о которой я мечтал и которой побаивался (особенно после последнего случая). Но спустя несколько месяцев все изменилось, впрочем, об этом в следующий раз, где будет куда больше конкретики, технических заморочек (естественно, глазами ребенка), а также учтенных замечаний, которых я жду от вас в комментариях (правда, не стесняемся – пишем, а то я так и буду выдавать портянки такого уровня).