Найти тему
835 подписчиков

Рассказ очевидца. Гражданская война в Таджикистане

Человек выдержал все витки эволюции только благодаря своей уникальной способности – выживать в самых неблагоприятных условиях. Подобное оказалось не под силу динозаврам и мамонтам, но homo sapiens любые трудности только закаляли, добавляли новых навыков и позволяли совершенствоваться. Казалось бы комфортная современность не то время, которое бросает вызовы существованию людей. Это не так. Мой собеседник – человек переживший, гражданскую войну в Таджикистане, и на собственном опыте убедившийся в неисчерпаемых возможностях человеческой натуры.

Человек выдержал все витки эволюции только благодаря своей уникальной способности – выживать в самых неблагоприятных условиях.

Как началась для вас гражданская война?

Немного пред истории. Я служил в погранвойсках КГБ CCCР. После августовского путча и «парада суверенитетов» всех союзных республик остался служить в аналогичной структуре независимого Таджикистана. Хотя я русский, но Таджикистан – моя родина. Здесь я родился, вырос, на его земле могилы моих родителей. Уезжать некуда.

Обстановка была не тревожная, а довольно необычная, но это было во всем бывшем Союзе. Титульная нация – таджики решали свои вопросы, собираясь толпами на двух столичных площадях Шохидон и Озоди. Мы – русские жили своей жизнью, надеясь, что все разрешиться мирно, таджики договорятся между собой. В один из весенних выходных дней я и мои друзья с семьями пошли в турпоход в горы. Совсем недалеко от Душанбе. Мы остановились на горной поляне пообедать. Тут из зарослей кустарника на нас вышел десяток вооруженных мужчин. С виду - настоящие басмачи из старых советских фильмов. Они могли сделать с нами все, что угодно, а мы были беспомощны перед вооруженными людьми. Конфликта не произошло, хотя разговор с ними и больше всего их взгляды напугали нас. Они ушли своей дорогой, но выходной был испорчен. Мы быстро собрали вещи и вернулись домой.

Человек выдержал все витки эволюции только благодаря своей уникальной способности – выживать в самых неблагоприятных условиях.-2

Что было дальше?

В Душанбе начали раздавать автоматы на площадях, записывая фамилии получивших оружие в какие-то ученические тетрадки. Потом прозвучали первые выстрелы, появились первые жертвы. Таджики разделились на «вовчиков» и «юрчиков». Во главе вооруженных отрядов встали бывшие буфетчики с рынка или настоящие уголовники. Перестрелки на улицах стали рядовым явлением. Представляете, жена ведет детей в школу, а с разных сторон улицы начинается стрельба, свистят, пули, прохожие валятся на землю. Перестрелка заканчивается также быстро, как началась. Люди встают с асфальта, отряхивают пыль с одежды и продолжают свой путь. Так почти каждый день.

Вам пришлось воевать по-настоящему?

Нет. В «службе» я был техническим специалистом. Я ремонтировал рации, другую технику, заведовал видеоаппаратурой.

Расскажите о самом опасном эпизоде вашей службы.

Меня с видеотехникой отправили в командировку. К месту назначения летели на вертолете, обратно – мне не хватило места в «вертушке». Пришлось возвращаться одному по земле. Путь проходил через районы контролируемые «юрчиками». Я ехал в кузове грузовика. Осень. Дехкане везли картофель на рынок. Всю дорогу я просидел на груде картошки в военной форме. Неприятно было ощущать на себе взгляды стоящих у дороги людей. Что у них на уме? Но обошлось.

Человек выдержал все витки эволюции только благодаря своей уникальной способности – выживать в самых неблагоприятных условиях.-3

Самое сильное впечатление от войны?

Может быть, стремительность перехода от вполне устроенной жизни к полной разрухе. Развал всего. Нехватка продуктов и голод. И какой-то сюрреализм или нереальность происходящего во всей обыденности жизни. Представляете! Огромная очередь за хлебом. «Юрчики» отступают из столицы в сторону кишлака Кофарнихон. Их преследуют вертолеты, которые реактивными снарядами обстреливают колонну отступающих. Люди из очереди молча наблюдают эту картину. Будто в кино!

Что больше всего жаль?

Я долго ждал квартиры. В самый разгар гражданской войны мне ее дали. Многоэтажка. Правда квартира на первом этаже, но я ее так долго ждал. Всей семьей мы приняли решение уехать в Россию. В никуда. Вот той квартиры мне больше всего и жаль.

Кстати, возвращаясь к вопросу о рисках гражданской войны. Продать квартиру в то время – весьма рискованное дело. Были случаи, что людей, подавших заявление о продаже, просто убивали бандиты, которых развелось немерянно. Убивали и закапывали, чуть ли не во дворе дома. Квартиру занимали, а пропавших без вести людей в то время никто не искал. Ко мне приходили разные люди. Кое-кто говорил, что подождет и мне придется просто отдать ее за копейки или уехать, вообще не продав. Я все же нашел честного покупателя.

Любимый «русский» вопрос – кто виноват?

У меня нет зла на таджиков. Хотя в России мне пришлось начать все с нуля, если не с отрицательных чисел. Прожив много лет в Таджикистане я имею право говорить, что большинство таджиков – очень дружелюбные люди. Люди вообще делятся на хороших и плохих вне зависимости от их национальности. Почему то так происходит, что в лидерах оказываются как раз плохие люди, в угоду собственных амбиций плюющие на жизнь других людей. Вот в этом «почему» состоит главный вопрос.