Парк Малевича (площадь более 360 га) расположен в Одинцовском городском округе Московской области рядом с деревней Раздоры и является частью Ромашковского леса. Парк Малевича открылся для посещения относительно недавно, в декабре 2020 года. Скажу честно, меня Парк Малевича в первую очередь заинтересовал той зеркальной входной группой, созданной Григорием Ореховым по мотивам знаменитой картины "Черный квадрат" художника Казимира Малевича, которая сейчас часто мелькает в сети интернет. Мне конечно захотелось увидеть это всё непосредственно. Добраться до парка на общественном транспорте можно на электричке с Белорусского вокзала до станции Раздоры, время в пути около 40 минут. От платформы до входа в сам парк 6-8 минут. Фотографии сделаны мной в парке 23 сентября 2023 года.
Парк Малевича также известен тем, что на его территории размещено большое количество инсталляций (арт-объектов) в жанре супрематизма (направление в авангардистском искусстве), которое было основано знаменитым русским авангардистом Казимиром Малевичем в 1915 году. Я попытался обойти все инсталляции, установленные в парке. Первая из них находится чуть справа от входа в Парк Малевича, именуемая "Стабильная композиция" и является работой инженера-архитектора Романа Ермакова. Это произведение входит в авторскую серию Романа Ермакова под названием "Танцующая ось пятого измерения". Название и форму этого арт-объекта автор объяснил тем, что им было придумано некое мифическое 5-е измерение, где отсутствует гравитация и поэтому автор ничем не ограничен в формообразовании. На официальном сайте Парка Малевича указывается, что автор свои скульптурные композиции называет формулами новых состояний, подчеркивая их самодостаточный и беспредметный характер.
Вообще, почему парк назвали в честь Казимира Малевича? Художник часто бывал в соседней Немчиновке, гулял в этих местах и вдохновлялся местными пейзажами, после которых приходило вдохновение. Собственно, поэтому тут много художественных отсылок. Есть наверно уже многим известный "Дуб Малевича", под которым по легенде художник любил отдыхать, писать свои картины. У входа в парк находится кафе "Malevich" и кафе "Спортсмены", один из проектов Аркадия Новикова. Камеры видеонаблюдения, указатели, кнопки вызова охраны, освещение - всё это в наличии и радует глаз. В центральной части парка есть специальные места для активного отдыха - спортивные площадки на любой взыскательный вкус. На сайте парка указано, что даже два футбольных поля на территории парка - с подогревом. Я был в теплую погоду, поэтому проверить не имел возможности, но поверим на слово. На территории парка для гостей доступен дополненный аудиогид "Причем тут Малевич?", многие ходили по парку с аудиогидом, наблюдал это лично. По версии экспертов "АРХ Москвы" в июне 2023 года Парк Малевича был включен в пятерку лучших российских проектов "Общественные пространства". Награда абсолютно заслуженная.
В 2023 году были закончены работы по возведению двух водопадов с ручьями, фонтаном и смотровой площадкой, разработанных архитектурным бюро "Basis architectural bureau". Получилось невероятно замечательно и красиво. Фонтан и водопады с ручьями создают впечатление, что вы находитесь не в Одинцово в Московской области, а где-то за границей в одной из теплых стран. Уверен, что это нужно увидеть лично. В парке рядом с водопадами еще идут строительные работы, поэтому могу только предполагать, какая красота тут появится. С другой стороны, отличный повод вернуться сюда снова.
В начале 2000-х скульптор и художник-нонконформист Игорь Шелковский создал серию "Люди", представляющая собой множество разных человеческих фигур, которые легко масштабируются, вписываясь в любой ландшафт. Как указано на официальном сайте парка, по воспоминаниям Шелковского, его знакомство с русским авангардом состоялось в 1960-е годы во время работы в запасниках Третьяковской галереи, куда он получил доступ как реставратор. Автор конструирует своих персонажей из чётких линий, сближая своё творчество с многочисленными персонажами кисти Малевича, а также с экспериментами русского авангарда в создании моделей нового мира.
"Человек сидящий" это тоже арт-объект Игоря Шелковского, одного из ведущих художников современности. Его имя тесно связано с историей русского неофициального искусства 1960-1980-х годов. Художник отзывался о своей серии "Люди" так: "Я хотел бы все эти скульптуры видеть увеличенными. И чем больше, тем лучше. С пятиэтажный дом! Почему нет? Чтобы они работали вместе с природой, с пространством. Где-то в поле или на лугу".
Аристарх Чернышев является одним из пионеров медиа-искусства в России, а также мастером мультимедийного интерактивного искусства. На сайте Парка Малевича поясняется, что эта "Античная голова" символизирует собой поверженный академизм - главного врага всех авангардистов. По мнению автора, установка памятников всегда вызывает жаркие споры, потому что у них отсутствуют черты лица, а это то, на что обращено внимание публики и где каждый хочет видеть свое. Художник объясняет: наличие символического пустого места, наоборот, должно людей объединять и примирять. Прообразом для арт-объекта послужила голова Александра Македонского, а вместо лица на скульптуре - анимированный знак загрузки. Художник, совмещая "классическую" скульптуру с эстетикой коммуникационного общества, нам предлагает задуматься о судьбе современных монументов: насколько они уместны и каково их будущее.
Леонид Тишков является художником постмодернистом, творческие работы он объясняет следующим образом: "То, чем я занимаюсь в последнее время — пытаюсь визуализировать поэзию. Все мои работы — создание ощущения поэтичности без слов". Как указывается на официальном сайте: его арт-объект "Частное солнце" задумано им как посвящение Рене Магритту, при этом обращено к Малевичу и опере "Победа над солнцем". Если в авангардной постановке люди будущего изгнали Солнце, то Леонид Тишков, превратив картину Магритта "Le Banquet" - "Банкет" в пространственную инсталляцию, возвращает на небо супрематический солнечный диск, освещающий землю в любое время суток и любую погоду. На фотографии ниже вы можете увидеть "Частное солнце" Леонида Тишкова днём, а ночью его "Частное солнце" ярко горит как прожектор.
"Частная луна" это еще одна работа Леонида Тишкова, который впервые ее создал в начале 2000-х. С тех пор, как указывается на сайте парка, "Частная луна" побывала в огромном количестве уголков нашей страны и мира: висела на раскидистых экзотических деревьях в Сингапуре и на Тайвани, принимала участие вместе с художником в научной экспедиции на парусной шхуне по водам Арктики, где чуть не застряла во льдах, была в Париже, Лондоне, Риге, Линце, Милане, Берлине, Праге, Токио и Бухаресте. В Парке Малевича "Частная луна" расположилась в деревянной лодке посреди небольшого пруда. По задумке автора отражающийся в воде серп полумесяца и лунная дорожка должны образовывать композицию, напоминающую о супрематических построениях Малевича, но этот пруд в моё посещение видимо либо не успели почистить, либо просто забыли.
"Куб космоса" - третья работа Леонида Тишкова для Парка Малевича, завис в воздухе между деревьями. Согласно высказыванию Малевича, куб является символом новой вечности - космоса, порожденного божественным светом. Подвешенный на трёх опорах, на трёх столбах троичности, этот "Куб космоса" пронизан множеством отверстий и когда солнце уходит за горизонт, свет, исходящий из куба, проецирует звезды на лес и на каждое его дерево и нас самих, превращая всё вокруг в подобие космоса. В 2023 году исполняется 110 лет со дня премьеры оперы "Победа над солнцем", в декорациях которой Малевич впервые изобразил «Черный квадрат", обозначив его как "гроб для солнца". На сайте парка поясняется, что "Куб космоса" Леонида Тишкова - это тот самый супрематический объект, черный квадрат в объеме, внутри которого заключено непобедимое живое солнце.
"Вертикаль - Горизонталь" Франциско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой выявляет тончайшие связи, которые существуют между всеми объектами природы. Опутав стволы деревьев нитями, эти художники создают эффект световой паутины - своеобразной матрицы, посредством которой деревья обмениваются информацией. На сайте Парка Малевича указывается, что работа, являясь пространственным лабиринтом, внедряется в природу и при этом трансформирует "абсолютное пространство" в объект и объем, который всегда существовал, но был растворен в органическом хаосе природы. Визуально, работа по моему мнению смотрится слабее всех с точки зрения степени проявления интереса к ней со стороны посетителей парка. Но это моё мнение простого обывателя, я не художник.
"Из цикла "Жизнь квадрата" Франциско Инфанте-Арана - вторая работа автора для Парка Малевича, по-своему визуализирующая формулу "Черного квадрата" Малевича - как "абсолютного нуля в абсолютном пространстве". Как указано на сайте, художник переносит квадрат в пространство природы, разбивая его на множество сочлененных подобных фрагментов и преображая в зеркальные плоскости, отражающие землю и небо, деревья и травы. Эксперимент, осуществленный в Парке Малевича, предлагает стать соавтором художника, а размещенный им в лесном пространстве "Квадрат" позволяет построить множество вариантов артефакта в зависимости от расстояния и угла зрения прохожего.
Согласно информации на официальном сайте Парка Малевича, "Встреча" Аллы Урбан является зашифрованной поэмой, в которой воплощается ее стремление передать ощущение мира, разбитого на частицы, но стремящиеся к обретению равновесия и гармонии. Превратив сложенные из прозрачных пластин призмы в рассеянные среди деревьев светящиеся кристаллы, Алла Урбан будто наделяет способностью "расширенного смотрения" сам лес, научив природу смотреть "во все глаза" в ожидании встречи. Эта инсталляция находится чуть в стороне от дороги и ее можно не заметить, если быстро идти.
"Цветные деревья" Александра Константинова, русского архитектора и художника, который использовал для создания своих трехмерных гравюр готовые промышленные материалы, предназначенные для строительства. Графические серии Константинова всегда выдавали стремление автора "поправить" форму, сделать ее более собранной и подобно художникам авангарда он "проверял" природу прямой линией, выпрямлял изгибы стволов и ветвей, организуя мир согласно законам геометрии. Этот арт-объект смотрится действительно, с одной стороны необычно, а с другой, как будто является частью этого леса. Интересная композиция.
"Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона (1921)" Вячеслава Колейчука завершает маршрут в Парке Малевича. Произведение именуется как "первый интерактивный кинетический объект, использующий силы земного тяготения". Вячеслав Колейчук - один из пионеров кинетического искусства в России, который обратил своё особое внимание на работы Карла Иогансона. За простыми структурами, в основе которых было всего три металлических стержня, соединенных между собой тросами-растяжками, автор увидел не только первый в России кинетический объект, но и "пространственный модуль из нового класса конструкций", изобретателем которого считался Ричард Фуллер, американский инженер, назвавший изобретение "соединением путем напряжения". Вячеслав Колейчук воссоздал объекты Карла Иогансона, объявив его подлинным изобретателем системы, на основе которой уже во второй половине ХХ века сооружали сетчатые перекрытия, радиотелескопы, мосты и другие самонапряженные конструкции.
Парк Малевича превзошел все мои самые смелые ожидания, оказавшись не только отличным местом отдыха, но и местом получения новых знаний. Я по итогам прогулки в Парке Малевича как будто в отпуск съездил. Погода была отличная и думаю, что это важно, так как гулять здесь лучше без спешки, пытаясь спокойно обойти в парке все арт-объекты, а лучше с чашечкой кофе или чая, который здесь можно взять на входе в парк в одном из кафе. Отличное место, ухоженное и со своей историей. Я однозначно советую вам выбрать время и убедившись в хорошей погоде обязательно посетить Парк Малевича лично.