Найти тему
Юлия Шаромова

Быть невидимкой

Чтобы стать монстром, вовсе не нужно делать что-то особенное. Иногда достаточно просто ничего не сделать.

Когда обобщала информацию об антибуллинге, вспомнила, что у меня есть книга про травлю. Начала читать и не смогла остановиться.

"Невидимку" прочитала запоем. Мне кажется, что эту книгу должны прочитать абсолютно все учителя и родители.

Элой Морено "Невидимка"
Элой Морено "Невидимка"

Элой Морено пишет о зарождении травли в отношении нормального парня. Автор делает упор именно на нормальности главного героя, нет никаких формальных причин для буллинга. Оказывается, что причины в самом нападающем, а жертва буквально выбрана случайно.

Каждая глава посвящена одному из героев, мне нравится такой ход: заглядываешь в мысли каждого и лучше понимаешь причины их поступков.

Здесь нет авторского отношения, читатель сам волен решать: кому он симпатизирует, какие поступки героев можно оправдать, а кто достоин осуждения. Мы видим историю травли с разных сторон: жертва, его друзья, агрессор, учителя. Нет родителей, они самоустранились.

Вот мысли отца жертвы:

И в этот момент сердце его защемило от боли. В ту ночь он пытался вспомнить, сколько раз оставался дома среди недели: когда подхватил сильный грипп, когда сильно ушиб руку, когда умер дедушка; ещё ему давали выходной, чтобы он смог сходить на похороны тëщи... Но никогда он не оставался дома, чтобы отпраздновать выпадение первого зуба, научить сына ездить на велосипеде, вместе отметить день рождения или сходить на пляж. Да что там говорить, для единственных, действительно важных вещей а твоей жизни на работе никогда не дают выходных.

А вот как ведëт себя отец обидчика:

Он никогда не разговаривает с сыном и никуда не ходит с ним вместе, потому что не знает, как посмотреть в глаза тому, что произошло. Единственный выход для себя он видит в том, чтобы работать как можно больше, чтобы его сын смог купить себе всë, что только пожелает, за исключением, конечно, тех вещей, которые не купишь ни за какие деньги... моментов, проведённых вместе.

И вот как раз из-за этого и растëт в парне обида, которая заставляет бить подушку, людей, самого себя. Он мечтает быть хорошим: получать лучшие отметки, сделать важное открытие, стать известным изобретателем. И когда он возвращается в реальность и понимает, что он второгодник, неудачник, то его мозг начинают обуревать ярость, ненависть, зависть, злость. И он идëт травить, унижать того, кто слабее, чтобы хотя бы так самоутвердиться. Свою слабость он компенсирует жестокостью. И пока взрослые делают вид, что ничего не происходит, то эта схема работает неплохо.

-3

В повести мне понравилось описание урока одной учительницы. Кажется, что можно брать этот материал и идти с ним в класс, даже если травли вроде бы нет.

Она повернулась к классу и положила мел на стол.
- Я тут подумала, что с сегодняшнего дня несколько минут от урока мы будем посвящать анализу слова. И начнут мы вот с этого слова: трус.
Все сидели в недоумении, никто не произносил ни звука.
- Давайте посмотрим, что говорит словарь. Первое значение слова "трус" звучит так: "Человек, лишённый мужества или силы духа, неспособный противостоять опасным или рискованным ситуациям". Но есть и другое определение: "Человек, причиняющий боль или вред исподтишка, из-за нехватки собственного мужества". Кто-нибудь рискнëт придумать фразу с этим словом? Давай ты, - обратилась она к девочке в первом ряду, - приведи какой-нибудь пример.
- Ну... вот... Он поступил как трус, когда не решился прокатиться на американских горках.
- Что ж, хорошо, вполне подходящий под определение слова пример. А кто-нибудь знает антоним к слову "трус"?
Мы же все знаем, что такое антоним, не так ли? - В классе послышался смех. - Ну, кто скажет?
- Храбрец! - выкрикнул один из моих одноклассников.
- Прекрасно, - ответила учительница. - Какой-нибудь пример с этим словом?
- Он поступил как храбрец, потому что залез на американские горки, - сказал другой, и все разразились смехом.
- Ну-ну, всегда идем по лёгкому пути, - заметила учительница. - Видите ли, язык иногда вводит нас в заблуждение, и часто мы уже не знаем, где же та тонкая грань между двумя значениями одного и того же слова или значениями двух разных слов, например между трусом и храбрецом. Вот почему нам так важен контекст. Всë зависит от контекста. Представим себе, что живëт некий воин, высокий, сильный, и всю жизнь он тренируется. И вот однажды ему выпадает шанс сразиться с драконом, который терроризирует его деревню. Полагаю, если он вступит в сражение, мы все скажем, что он храбрец, не так ли?
По классу пробежал шепот согласия.
- А теперь представим, что, увидев дракона, этот воин испугался и убежал, но поскольку свою силу ему всë-таки надо продемонстрировать, он решает сразиться с более слабым врагом, наример с белкой.
Класс хором сказал сразу: "О-о-ой".
- Теперь этот воин вам по-прежнему кажется таким же храбрым?
На этот вопрос никто не решался ответить. Думаю, потому что все уже поняли, про какого война шла речь.
- Понимаете, в мире полно воинов, проблема только в том, что среди них слишком мало настоящих храбрецов. А вот трусы, наоборот, встречаются повсюду: на улице, на работе, в школе и даже в вашем классе. - На этом учительница сразу поменяла тему. - Что ж, а теперь давайте вернемся к учебникам. На какой странице мы  остановились?
Мы открыли учебники, не произнося ни слова. Все прекрасно знали, кем был тот самый трусливый воин, кем была белка, и не так давно все видели собственными глазами, кем был пролетевший над деревней дракон.

#книга #буллинг #травля #учитель