Формулировка задания
Как работать над изложением?
- Прослушайте текст;
- Определите, о чем он. Например, о дружбе, о любви, о природе и т.д.;
- Разделите лист черновика на 3 части в соответствии с тремя микротемами;
Микротема - это ответ на вопрос: «О чем этот абзац?» Каждая микротема отражает лишь часть общей темы.
- При прослушивании запишите ключевые слова к каждой микротеме.
Ключевые слова - это главные слова, которые раскрывают суть предложения или текста.
Как найти ключевые слова?
- Грамматическая основа или один из главных членов;
- Даты, числа, имена собственные;
- Могут повторяться в тексте несколько раз;
- Слова-понятия.
Тренажер. Прочитайте текст, выделите ключевые слова.
Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.
Проверьте себя 👇
Какие приемы сжатия (компрессии) текста бывают?
Тренажер. Вычеркните лишние детали, обобщите факты одним словом и замените сложные предложения простыми.
Проверьте себя 👇
Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров (нелегкой работой). Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы (работу по дому) она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало (приводило к) любви за пределами (вне) дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.
Что в итоге?
- Написали сжатое изложение объемом 92 слова;
- сохранили все микротемы;
- в каждом абзаце использовали приемы сжатия текста.