6,7K подписчиков

Опасная работа. Как преследовали адвокатов раньше и как преследуют сейчас

5,9K прочитали

Быть адвокатом в России, мягко говоря, не совсем безопасно. Это не секрет даже для тех, кто далёк от сферы права. И возникла такая ситуация не вчера, не позавчера и даже не 24 февраля 2022 года. Однако, в пятницу, 13 октября 2023, гонения на адвокатов достигли буквально немыслимого уровня. Вадима Кобзева, Игоря Сергунина и Алексея Липцера "в лучших традициях" рано утром схватили в собственных домах, устроили погром обыск и бросили в СИЗО. Официальная причина - передача "на волю" писем и сообщений от их доверителя Алексея Навального. То есть, на этот раз они даже не пытались придумать формальный повод, открыто арестовали людей за профессиональную деятельность и только за неё! Ведь передавать сообщения из мест лишения свободы через адвоката - это неотъемлемое право как осуждённого, так и адвоката. Даже по репрессивным российским законам.

Алексей Липцер, Вадим Кобзев, Игорь Сергунин (слева направо) в суде (изображение: https://data.vb.kg/image/big/2023-10-14_17-10-40_712622.jpg)
Алексей Липцер, Вадим Кобзев, Игорь Сергунин (слева направо) в суде (изображение: https://data.vb.kg/image/big/2023-10-14_17-10-40_712622.jpg)

Да, у этой акции есть конкретная отвратительная цель: у Алексея Навального прошла апелляция по новому приговору, он вступил в силу, а значит, заключенного будут переводить в другую колонию (особого режима). Устранение адвокатов позволит скрывать его местоположение как можно дольше. Вообще, полнейшее беззаконие в деле Навального - его неотъемлемая часть с самого начала, с тех пор, когда это еще не стало мейнстримом.

Но ситуация с преследованием адвокатов за исполнение обязанностей не единична и имеет также цели гораздо более глобальные.

"Помочь работать" силовикам

В России очень слабая власть. Мятеж Пригожина показал: она даже физически не контролирует регионы, кроме Москвы с окрестными областями. В такой ситуации единственной опорой остаются силовики. Которые готовы запугивать население, но за свои услуги начинают просить всё больше и больше. Так, уже летом указом президента им серьёзно повысили зарплату. Ещё раз: повысили зарплату людям, которые во время единственного серьезного испытания (мятежа) попрятались и даже не попытались защитить кормящую их систему. Но и этого мало. Теперь, с точки зрения людей из системы, надо убрать "то, что мешает работать". Разумеется, с их позиций это вовсе не отрицательный отбор, не вертикаль власти и не безумные репрессивные законы, по которым каждого жителя страны можно посадить, а им, соответственно, сажать.

С точки зрения силовиков, главная помеха в работе - это всё ещё закреплённые законом права человека, справедливый суд (это мы понимаем, что его нет, но для силовиков 0,4% оправдательных приговоров - это слишком много: "Люди, понимаешь, работают, а потом суд отпускает злодеев") и, конечно, деятельность защитников.

Вроде бы, и адвокаты, и следователи понимают, что нормальный адвокат (не "решала") ничего не сделает, приговор суда всё равно будет таким, какой нужен стороне обвинения. Однако, следователя до мурашек раздражает само присутствие адвоката на допросе или в суде. Ведь он, сволочь, мешает выбить чистосердечное признание! Да ещё и разъясняет доверителю его права! Хотя по закону, напомню, это задача следователя. Чего хуже, адвокат может найти в материалах дела ошибки, карандашные пометки, вырванные страницы, - а за такое можно нагоняй от начальства и прокурора получить.

Поэтому силовики так боятся и ненавидят тех, кого сами называют "аниматорами", "паллиативной помощью" и похуже. И вот, очевидно, силовики "продавили"-таки свою позицию и взяли курс на искоренение из процесса неподконтрольных себе адвокатов в принципе.

Почему бы просто не поменять закон?

Кто-то скажет: "Ну и что удивительного? Разве мы не привыкли за последние годы к такому?" На эмоциональном уровне можно было бы согласиться, но я отвечу вопросом на вопрос: "А почему тогда мы не можем обнаружить аналогичных примеров в мировой истории?" Даже тоталитарные государства не банили адвокатов за их работу. Даже в СССР всегда (включая времена большого террора) существовала адвокатура, причем не "карманная" и вполне профессиональная - истории дел некоторых советских адвокатов сейчас изучают студенты на юрфаках. В нацистской Германии адвокатов - неевреев никто не отправлял в концлагеря и не пытал в застенках гестапо. Список можно продолжать.

Ответ прост, на самом деле. В системах, подобных нашей, где неформальные договоренности важнее закона, у "элит" куда больше вероятность оказаться подследственным, чем у "простых людей". И в таком случае им самим понадобится хороший адвокат. Не тот, который знает кому занести взятку, а тот, который вчитается в каждую страницу уголовного дела, предложит наиболее подходящую стратегию защиты, который в пять утра поедет на следственные действия и пробудет там до трёх ночи, который забросает жалобами прокуратуру и суд, который будет по восемь часов на морозе стоять перед воротами СИЗО и ждать, пока допустят на встречу с доверителем, а потом кататься как на работу в отдаленную колонию, чтобы передавать весточки о здоровье родственникам, тем самым обеспечивая физическое выживание в условиях российской тюрьмы. Именно поэтому гонения на адвокатов - это, уж извините за такой штамп, выстрел себе в колено. И те, кто это делают, очень скоро почувствуют на своей шкуре, что именно они натворили...

В недемократических, человеконенавистнических, но устойчивых режимах силовые структуры адвокатов не боятся. Взаимодействие с ними - столь же, пусть неприятная, но неотъемлемая часть ежедневной работы, как, например, многочисленные бумажные отчёты, неудобная форма, отваливающаяся штукатурка на стенах и вечно зависающие компьютеры. Хороший следователь быстро научится справляться с такими условиями работы, плохой всё время будет ныть, что ему что-то мешает...

В этом плане Россия удивительным образом догоняет по уровню репрессий Беларусь. Лукашенко устроил искоренение честных адвокатов после того, как сокрушительно проиграл выборы 2020 года, и его режим повис на соплях в виде денег и угрозы вмешательства со стороны России.

Что изменилось за двадцать лет?

Всё это прекрасно понимал и путинский режим. За последние двадцать лет мы не видели столь демонстративных облав на адвокатов. Но это не значит, что их не было.

Отличительной особенностью подавления адвокатуры все предыдущие двадцать лет было использование не кнута, а пряника. Каждый адвокат вставал перед непростым выбором: остаться верным принципам права и жить бедно или пойти на сотрудничество со следствием, стать "карманным адвокатом" и жить припеваючи? Такая жесткая альтернатива породила значительное количество адвокатов - "решал", о которых мы подробно говорили здесь.

Были, впрочем, и отдельные кейсы страшных репрессий против адвокатов, которые "по-хорошему не понимают". Так, например, ещё в далёком 2009 году в московском СИЗО замучили до смерти Сергея Магнитского, который пытался добиться возбуждения дела по обнаруженным им фактам хищения миллиардов рублей из бюджета на махинациях с возвратом НДС. После смерти Сергея и последовавшей за ней травле самого юриста в СМИ всем "непослушным" адвокатам был дан сигнал: не сотрудничать с властью не только экономически невыгодно, но и опасно для жизни. Однако, массовыми гонения на адвокатов всё же не стали.

Могила Сергея Магнитского на Преображенском кладбище в Москве (изображение: https://1.bp.blogspot.com/-GEEXkcEI4N8/XeGKgKlOkgI/AAAAAAABPZ4/zuhUe7nAJxQ3uLLN9ARsxgbwDEJUQuiWgCLcBGAsYHQ/s1600/Magnitski%2527s%2Bgrave.jpg)
Могила Сергея Магнитского на Преображенском кладбище в Москве (изображение: https://1.bp.blogspot.com/-GEEXkcEI4N8/XeGKgKlOkgI/AAAAAAABPZ4/zuhUe7nAJxQ3uLLN9ARsxgbwDEJUQuiWgCLcBGAsYHQ/s1600/Magnitski%2527s%2Bgrave.jpg)

Несмотря на столь суровый выбор, в стране осталось огромное количество адвокатов, оставшихся верным принципам и интересам доверителей. Власти, по вышеизложенным причинам, не торопились применять кнут к таким принципиальным, но давали силовикам возможность бороться с ними, только "без фанатизма". С молчаливого одобрения властей вот уже второй десяток лет полицейские придумывают разные пакости для адвокатов: от плана "Крепость" (разрешающего не пускать адвоката в полицейский участок) до давления на руководство адвокатских палат, чтобы лишили статуса неугодных.

До ареста адвоката за его непосредственную работу и за рамками конкретного уголовного дела пока не доходило. Могли изолировать на несколько необходимых следствию часов от доверителя по надуманному поводу. За пронос телефона в СИЗО, например.

Адвокаты постоянно умудрялись находить способы борьбы с такими кознями: и "Крепость" научились обходить, и успешно обжаловать дисциплинарные взыскания адвокатских палат, и успевать на судебное заседание в удалённом регионе, если его назначили за пять часов до начала. Российские адвокаты демонстрировали и продолжают демонстрировать невероятную степень креативности. Тем самым ещё больше раздражая силовиков.

Надо отметить, что всего этого не было бы без общественного запроса. Адвокат не получает зарплату в палате, как кому-то может показаться. Наоборот, членские взносы платит. Адвокат - это предприниматель, как бы кому ни было неприятно это слышать. Предприниматель не выживает без клиентов, готовых платить, без них ему буквально не на что есть и приходится искать другую работу.

Казалось бы, между адвокатом - "решалой" и честным защитником любой разумный человек должен выбрать "решалу". Он создаст результат, добьётся прекращения уголовного дела или условного срока. Честный адвокат будет биться в стену и добьётся, в лучшем случае, снижения реального срока в апелляции на три месяца. Однако, были, значит, и есть люди, готовые отдать последние деньги честному человеку, работающему только по закону! Значит, есть понимание, почему "результат" и "защита" в уголовном процессе не одно и то же. Лично для меня это убедительный аргумент, что нет в нашей стране никакого "дикого" народа, как бы нас в этом ни пыталась убедить пропаганда.

Поэтому, на мой взгляд, истинного уважения и восхищения заслуживают не только адвокаты, сохранившие высокие принципы и стандарты работы в немыслимо тяжелых условиях репрессивного государства, но и те, кто поддерживает их все эти годы словом и делом. Кто не обращается к "решалам", а работает с лучшими представителями адвокатского сообщества. Кто донатит правозащитным проектам и участвует в сборах на оплату работы адвокатов для тех, кто сам не в состоянии потянуть такие затраты. Кто пишет письма политзаключённым и не забывает иных несправедливо осуждённых. Кто сохраняет веру в справедливость и не принимает правила игры, в которых неформальные "понятия" важнее закона. Сейчас как никогда актуален слоган, который я использую во всех своих публикациях:

Вместе мы обязательно сделаем правовую действительность лучше!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал!

Отныне просторы Сети мониторят не только чиновники и боты, но и специальная программа "Окулус". Такой "охотник из Матрицы" не знает усталости и может сканировать тысячи страниц контента в час. И да, я на своей шкуре столкнулся с его работой - несколько моих "древних" публикаций были заблокированы в последние пару месяцев. Так что современная автоматизированная цензура - это, увы, больше не шутки.

На платформе Дзена невозможно называть происходящее своими именами, невозможно даже конкретно и однозначно показывать свою позицию - блокировка будет моментальной, и никто из вас даже не увидит такую публикацию. Я переживу, хоть на создание каждой статьи уходит приличное количество времени. Но вот у читателей тогда точно начнёт складываться впечатление, что все кругом "всё поддерживают". Неудивительно, если благодаря новым машинам вам в ленту будет лезть исключительно "правильный" Z-контент.

В таких обстоятельствах реально невозможно хоть что-то писать, скоро у меня закончится и словарный запас "эзопова языка", и фантазия, как называть вещи не своими именами. Да и не люблю я этого, скажу прямо. Я постараюсь на этом канале выпускать статьи на "не главные" темы вроде этой, но писать про то, что сейчас реально важно, на Дзене стало абсолютно невозможно.

Отныне я продолжу создавать контент только в Телеграме. Я очень хочу оставаться на связи со своими, пусть и немногочисленными, но оттого ещё более дорогими мне читателями. Если это желание взаимно, пожалуйста, подпишитесь на Телеграм-канал. Вот несколько причин, почему это точно стоит сделать:

  1. Контент в Телеграме выходит гораздо чаще. Однако, не слишком часто. Я стараюсь не публиковать чаще одного раза в день, обычно 3 - 4 раза в неделю. То есть, мой канал не превратиться в очередную "черную дыру" в вашей ленте с 300+ непрочитанных сообщений. А если вы отключите уведомления сразу после подписки или позже, уведомления о новых постах не будут нарушать ваше личное время и пространство. Сам всегда так делаю и всем рекомендую, особенно с учётом пункта 4;
  2. Я гораздо больше времени провожу в Телеграме (почти круглосуточно), поэтому смогу оперативно отвечать на комментарии и даже поддерживать дискуссию в обсуждениях (с соблюдением правил этики общения, разумеется);
  3. В Телеграме все вещи я называю исключительно своими именами, там есть и слово из пяти букв и другие запрещённые на российских площадках слова и выражения;
  4. Это безопасно для вас. Цифровой след из "Яндекса" моментально попадает в руки спецслужб, а содержание ваших просмотров, лайков и переписок в Телеграм можно узнать, только если вы лично в присутствии "сотрудников" разблокируете свой аккаунт. Согласитесь, вероятность ниже на порядки;
  5. Посты в Телеграме меньше по объёму. Это сбережёт вам некоторое время. При этом, я не ограничиваюсь выводами, но и аргументирую их, только очень кратко, "без воды".

Вот ссылка на канал