Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.

 •Прогнозирование –научно обоснованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений, это обоснованное предвидение развития ситуации.

Прогнозирование –научно обоснованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений, это обоснованное предвидение развития ситуации. Факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ.

Виды прогнозов: по сферам, по срокам, комплексное прогнозирование (пессимистический, реалистический, оптимистический прогнозы)

Методы прогнозирования: Метод экстраполяции. Метод факторного прогнозирования. Метод модельного прогнозирования. Метод экспертного прогнозирования .

Экстраполяция - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Цель методов экстраполяции – показать, к какому состоянию в будущем может прийти объект, если его развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом. Методы экстраполяции достаточно широко применяются на практике, так как они просты, дешевы, и не требуют для расчетов большой статистической базы. Использование методов экстраполяции предполагает два допущения: а) основные факторы, тенденции прошлого сохранят свое проявление в будущем; б) исследуемое явление развивается по плавной траектории, которую можно выразить, описать математически. Названные допущения в большинстве случаев характерны для экономических процессов.

Метод факторного прогнозирования. Оценивается тот или иной целевой показатель, служащий своего рода ориентиром в процессе выработки оптимального для данного предприятия стратегического плана.
Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в том, что в основе прогноза лежит мнение одного специалиста или группы специалистов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте. Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки.

Плановая деятельность .

План – желаемый результат и способы его достижения (в этом отличие планирования и прогнозирования)

1.Дискретное планирование (планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим). Непрерывно-скользящее планирование (план периодически продляется еще до его завершения.)

2.Планирование имеет уровневый характер:

•международное планирование (совместная политическая, экономическая и иная деятельность стран);

•государственное планирование;

•отраслевое планирование;

•территориальное планирование;

•планирование территорий хозяйствующих субъектов.

Плановая деятельность .

По объекту планирования и применяемым показателям выделяют

•социальное планирование (распространяется на процессы и объекты социальной природы);

•производственно-экономическое планирование на макроуровне(нацелено на экономический рост);

•государственное финансовое планирование (связано с формированием государственных бюджетов, фондов).

Государственное программирование

Программно-целевой метод - основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества.

Специфические черты : четкие формулировки и систематизация целей («древо целей и задач»); обусловленность реализуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующихдействий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; системный подход к управлению программой и контроль за реализацией мер со стороны органов управления.

Сущность программного подхода раскрывается через понятия «программная область», «параметры программы», «структура программы».

Структура программы включает следующие блоки:

целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами, цели, задачи, сроки и этапы программы),

исполнительный(система программных мероприятий),

ресурсный (объемы, источники ресурсов),

организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка последствий, паспорт программы).

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий:

•целевая установка программы;

•научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления);

•структурная разработка (формирование разделов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий);

•ресурсная разработка (обоснование объемов и источников ресурсов, необходимых для реализации программы).

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:

1. По функциональной сфере государственной программы:

•социально ориентированные (социальные);

•научно-технические (инновационные);

•инвестиционные (воспроизводственные);

•экологические;

•программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных программ:

•территориальные (региональные);

•отраслевые;

•программы развития ресурсного потенциала;

•внешнеэкономические;

•организационно-управленческие;

•маркетинговые.

3. По сроку реализации программы:

•краткосрочные, на период до 3 лет;

•среднесрочные, на период 3-5 лет;

•долгосрочные, на период свыше 5 лет.

4. По степени государственной поддержки:

•программы, полностью осуществляемые за счет средств федерального бюджета;

•программы, поддерживаемые государством с привлечением негосударственных источников финансирования;

•совместные территориальные программы (поддерживаемые государством программы социально-экономического развития территорий);

•программы, связанные с текущей деятельностью федеральных органов власти и управления.

Оценка государственных программ =

+ оценка подготовки программы

+ оценка реализации программы

+ оценка результатов

+ оценка экономической эффективности

+ оценка последствий и эффектов.

Методика проведения оценки государственной программы разрабатывается на стадии формирования программы и должна быть адекватна ее содержанию.

Применяются:

1) метод экспертных оценок;

2) методы количественной оценки.

Национальные проекты (сокр. Нацпроекты 2019—2024) направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. 7 мая 2018 года Президент России В. В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

12 +1+1 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры"