Кизильские пещеры

Кизильские пещеры, Китай.
Кизильские пещеры, Китай.

Кизильские пещеры, также известные как Кизилгаха – комплекс буддийских скальных пещер, расположенных недалеко от поселка Кизиль в уезде Байчэн провинции Синьцзян (Китай).

Пещерный комплекс связан с древними тохарскими правителями Куча - буддийского царства, расположенного вдоль ответвления Шелкового пути, проходящего по северной границе современной пустыни Такламакан в бассейне Тарима и к югу от реки Музат.

Куча была частью экономики Шелкового пути и поддерживала контакты с остальной частью Центральной Азии, включая Согдиану и Бактрию, а значит, и с культурами Индии, Ирана и прибрежных районов Китая.

В пещере насчитывается 236 пещерных храмов, датируемых III-VIII вв. н.э., высеченных в скале протяженностью 2 км. Пещеры отличаются разнообразием архитектурных стилей и размеров: в ранних пещерах преобладают индийские и среднеазиатские образцы, в более поздних - китайские.

Общими архитектурными элементами являются молитвенные залы, залы собраний, коридоры и камеры для медитаций. Большинство пещер имеют центральную колонну, по которой паломники обходят вокруг центральной колонны с нишей для статуи Будды (что является аналогом ступы). В пещерах также находится множество буддийских скульптур и статуй - от небольших вотивных статуэток до более крупных изображений божеств, выполненных в основном из глины и лепнины.

Кизильские пещеры, Китай.
Кизильские пещеры, Китай.

Изучение фресок, найденных в пещерах, показало широкое использование синих пигментов, в том числе драгоценного ультрамаринового пигмента, получаемого из афганского лазурита.

Фрески делятся на три различных периода. К первому стилю, называемому «индоиранским стилем I», относятся ранние пещеры, украшенные нежной тональной росписью в коричневых, оранжевых и зеленых тонах. Термин «индоиранский» отражает слияние художественных влияний Индии и элементов иранского искусства, которые сыграли ключевую роль в создании первых наскальных рисунков.

Второй стиль, получивший название «индоиранский стиль II», характеризуется использованием сильно контрастных цветов, смелых штрихов, яркого синего цвета лазурита, а также коричневых, оранжевых и зеленых оттенков. И вновь под названием «индоиранский» подразумевается влияние Индии, а также значительный вклад среднеазиатского и иранского художественного пространства.

Наконец, появляется третий стиль, известный как «уйгуро-китайский», который прослеживается только в двух пещерах Кизильского комплекса.

Источник: Heritage Daily