Найти тему

Заповедник

4,2K прочитали

В Ярославской области есть село Ивановское. Его жители создали свой особый мир. Приехав туда однажды, многим хочется остаться навсегда.

За создание картины «Заповедник», рассказывающий о жизни в этом селе, режиссёры Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва из Екатеринбурга стали номинантами на Российскую премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» (в категории «Лучший полнометражный фильм») 2023 года.

Режиссёр Павел Фаттахутдинов
Режиссёр Павел Фаттахутдинов

- Павел, вы режиссёр-документалист. Что повлияло на выбор профессии?

- В советские времена мой отец получил квартиру от Союза художников. В нашем доме жили также музыканты, кинематографисты, и у многих были собаки. Мне завести щенка категорически запрещали, и я с удовольствием выгуливал чужих питомцев. Чаще всего мне доставался Томми - эрдельтерьер известного режиссёра Александра Аркадьевича Литвинова. Это были мои первые контакты с «кино»…

После окончания Уральского педагогического института меня распределили по специальности в Институт математики и механики в составе Уральского научного центра АН СССР. И, возможно, я работал бы там всю жизнь, если бы не фильм «Зеркало» Андрея Тарковского… Ранее ничто в этом мире не производило на меня такого впечатления! Я на некоторое время просто выключился из жизни и занимался только тем, что воспроизводил в памяти образы фильма. Мне открылось, что кино может иметь колоссальную силу воздействия на человека. И этим нужно овладеть!

Поехал в Москву, разыскал Андрея Арсеньевича и предложил ему свои услуги. Мне казалось, что я сделал ему необыкновенно выгодное предложение. Тарковский ответил, что в следующем году у него будет мастерская на Высших курсах сценаристов и режиссёров при Госкино СССР, и предложил мне туда поступить.

Тарковскому мастерскую не доверили, и я поступил к Глебу Анатольевичу Панфилову. Обучение прошло в непрерывной полемике с мастером о творчестве Тарковского.

- О чём вы любите снимать?

- Всегда есть внутренние причины, которые определяют интерес к теме. Меня с начала работы в кино увлекали вопросы семьи и всё, что с ней связано.

Первый неигровой фильм «Такое разное уральское кино» я сделал в 1993 году, когда еще не отдавал себе отчета, чего хочу от документалистики. Лента рассказывает об истории возникновения Свердловской киностудии и о самых известных ее режиссёрах. Фильм снимался в то время, когда киностудия уже начала движение к своему драматическому финалу…

Возможный смысл своих трудов в документальном кино я почувствовал, создавая первую картину в кинокомпании «СНЕГА» - «Лиза» в 2005 году. Героиня фильма ищет свою любовь в городе Карабаш, который из космоса выглядит как черная дыра в планете. Меня позвали, когда режиссёр-дебютант завалил работу и от бюджета почти ничего не осталось. Кроме того, необходимо было быстро «начать и кончить».

Мне захотелось осуществить в кино классическую Аристотелевскую драматургию - экспозиция, завязка, развитие, кульминация, финал. Однако, жизнь любого человека, в том числе и героя фильма, развивается не как придумали мы, а по драматургии Бога, которая неведома режиссёру. Иногда замыслы могут совпадать, или Господь снисходит до молитв режиссёра. И мы можем снять полезный эпизод для своей картины. Но происходят эти совпадения совсем не в сроки, отпускаемые на съемочный период Минкультуры России. Документальное кино надо снимать долго. Аристотелевская драматургия - это идеальные представления, от которых в ритмичном производственном процессе приходится отказываться.

Однако с первой картины я полюбил неигровое кино за естественность, которую ранее искал в актерском исполнении, а теперь увидел в обычных людях. В их проживании чувств - технически недосягаемом даже для хорошего актера. Меня до сих пор иногда потрясает мысль — кто бы так мощно сыграл, как делают герои документального кино? У человека, проживающего свою жизнь, гораздо больше «актерских наработок», чем у народных артистов! Кажется, что у них и мимических мышц на лице больше…

- Как вы познакомились с героями фильма «Заповедник»? Почему решили сделать фильм о них?

- С Владимиром Сергеевичем Мартышиным я познакомился в социальной сети.

Я убеждён, что нынешнее образование делает чудовищную вещь. Ребята, особенно из городов, презирают всё, что их окружает. Единственное их желание - уехать в «нормальное» место. Я узнал, что есть Ивановская школа на Лехте. То есть кто-то на свете делает конкретные вещи, чтобы предупредить опустошение Отечества.

- Как долго создавался фильм?

- Поскольку всё действие происходит в одном селе, в центре которого нас поселили, и все герои были в минутной досягаемости - съемки заняли три недели. Хотя процесс мог и затянуться. Рядом с Ивановским целый ряд других деревень, в которых живут ученики школы, а среди них много иностранцев, которые приехали со всех концов света. Там видимо-невидимо героев и тем…

- Что особенно запомнилось?

- Дети в этой школе очень раскованные, непосредственные и открытые. На вопросы отвечают умно, обстоятельно, с удовольствием. Они не видят во взрослых какой-то угрозы, наверное, поэтому сразу излучают доверие и расположение.

Часто вспоминаю с улыбкой… В одном из эпизодов снимались две подружки из четвертого класса. Через какое-то время одна из них принесла в дом, где жила съемочная группа, большую банку козьего молока, которую мы выпили с большим наслаждением. На другой день я поблагодарил девочек за молоко. А когда они отошли в сторону, начали спорить. Оказалось, что вторая сочла недопустимым делать нам подарки за ее спиной.

- Изменилась ли первоначальная идея фильма во время съемок?

- Всегда, когда едешь на съемки, выстраиваешь план работы, который предполагает выражение определенной идеи. Обстоятельства обязательно её корректируют. Порой чуть ли не до противоположной! Материала было отснято с избытком. Как в любом деле, в Ивановской школе во время съемок происходили сложные драматичные процессы и внутри коллектива, и вовне.

При монтаже мы отказались от эпизодов с разногласиями, решили показать жизнь в ее идеале и «перенесли конфликт в зал». Мы представили русскую жизнь, какой она должна быть. Кому-то это по душе, кому-то — противно. Предоставили возможность зрителю отрицать этот эталон или принимать.

- Фильм повлиял на вас?

- Картина заставила меня сожалеть, что я не родил больше детей! Как это сделал, например, отец Владимир. У него 18 внуков! Когда думаешь об этом, кажется, что рождение и воспитание детей — самая главная задача человека.

Труднее всего было не плюнуть на все кино и не остаться жить в этом раю! Представьте себе — просыпаешься ночью, выглядываешь в окно, а на пороге сидит лиса… и совсем тебя не боится…

- Над чем сейчас работаете?

- Продолжаем снимать «Заповедник 2». Про выпускников школы. Мне стало интересно — как эти ангелы найдут свое место в жизни, где бог — деньги? И в работе еще одна картина — про Северный морской путь.

- Что вы считаете самым важным при создании фильма?

- Я практик. Иногда в приливе сил могу перефразировать Чехова – хотите, завтра будет фильм про пепельницу! Скоро будет 50 лет моей работе в кино. Уже много лет подряд я изо дня в день хожу на студию. Самое для меня важное сейчас — это коллектив студии, съемочная группа, люди, с которыми я провожу каждый день своей земной жизни. Я вижу их больше, чем свою семью. Счастье, если живёшь с коллегами душа в душу, и любимый процесс создания фильма происходит в окружении близких друзей!

Режиссёр Светлана Боброва
Режиссёр Светлана Боброва

- Светлана, как вы пришли в кино?

- Моя основная кинематографическая профессия – режиссёр монтажа. Я не представляла себе, куда пойти работать после окончания филологического факультета Уральского государственного университета, и друзья пригласили на киностудию, в монтажный цех. Очень быстро я поняла, что это – моё. Всему приходилось учиться в процессе работы: у коллег, у режиссёров… Учусь до сих пор.

- Расскажите о вашей первой работе…

- Первый документальный фильм – «Великие реки Сибири. Бирюса» – я делала в 2014 году совместно с Павлом Фаттахутдиновым. Это комедия, редкий жанр в документальном кино. Фильм имеет подзаголовок – "Неудачное путешествие за 3000 километров". Съемочная группа приезжает снимать фильм о жизни староверов на Бирюсе, но натыкается на тотальный отказ сниматься. Работа с Павлом – дар для меня. У нас совпадения по всем жизненно важным вопросам, так редко бывает с режиссёрами. Мы много придумывали, импровизировали, искали ходы. Думаю, фильм получился, он многократно отмечен на фестивалях.

- Какую вы обычно ставите себе задачу при создании фильма?

- Суметь рассказать притчу, историю из реальной жизни, которая перестаёт быть частной историей, а становится важной для многих людей, для зрителей. Часто думается, что это слишком сложно.

- Что было самым трудным в работе над фильмом «Заповедник»?

- Отказаться от некоторых эпизодов, выстраивая картину. А также стараться не привносить своего видения, своей интерпретации. Это фильм - свидетельство.

- Вы сделали для себя какое-то открытие?

- Я увидела людей, которые живут правильно и праведно. Теперь я знаю, что это возможно. Это много.

- О чём вы хотели бы рассказать в продолжении картины?

- Некоторые зрители «Заповедника» спрашивали: «Как дети - герои фильма, воспитанные вдали от города, от современных соблазнов, смогут войти в эту жизнь? Им ведь предстоит получать дальнейшее образование в больших городах. Смогут ли они приспособиться, выжить вне «заповедника»?». На эти вопросы мы и хотели ответить в следующем фильме о выпускниках Ивановской школы на Лехте. Новое удивление!

Беседу вела Ирина Иванова

Фотографии и кадры предоставлены Павлом Фаттахутдиновым

Фильм "Заповедник" можно посмотреть онлайн

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.