После начала СВО многие россияне переселились — и привнесли с собой свои традиции и образ жизни. Представители новой волны российской эмиграции активно адаптируют местную инфраструктуру к своим привычкам и предпочтениям. Какие изменения уже произошли в местах их массового пребывания и какие из них вызвали недовольство у местных жителей?
Массовое появление экспатов и «цифровых кочевников» из разных стран в регионах обычно сопровождается различными изменениями, которые не всегда приносят радость местным жителям. Например, жители Барселоны жалуются на рост цен, который связан с притоком цифровых номадов: они вынуждены покидать город в поисках доступного жилья.
Промышленные районы городов превращаются в технологические кластеры с коворкингами, стильными кафе и дизайнерскими магазинами (но этот как раз не всегда и плохо). Аналогичные изменения замечены и в Португалии.
Особой популярностью у удаленно работающих фрилансеров из Великобритании пользуются Испания и Португалия, потому местные жители жалуются на то, что английская речь стала более распространенной на улицах больших городов, чем испанская или португальская.
В Грузии, Турции и Армении теперь на улицах можно услышать много русской речи. Эта категория новых иммигрантов включает в себя множество IT-специалистов и фрилансеров из России. Массовое присутствие россиян в этих странах вызывает разные чувства у местных жителей и местных властей.
Изменения в ценах и на рынке аренды жилья
Во-первых, цены на жилье выросли в разных странах, куда перебрались россияне. Например, на острове Бали в 2023 году была введена более строгая политика в отношении приезжих, включая россиян и украинцев, что привело к депортации более 100 человек.
Власти Бали начали проводить чуть ли не облавы, чтобы выявить нарушения миграционного законодательства, так как многие русскоязычные гости острова работали нелегально, имея туристические визы. Кроме того, летом было объявлено, что с 2024 года на острове будет введен налог на туристов в размере $10, чтобы сохранить культурную аутентичность острова.
Многие туристы на Бали не всегда следили за законами и традициями местного населения, часто совершали нарушения в миграционном, трудовом и налоговом законодательстве, не уважали местные религиозные обычаи.
Эти нарушения вызывали недовольство не только у местных жителей, но и у правительства, которое даже размещало рекламные билборды на русском и английском языке с призывом уважать местную культуру и соблюдать законы.
Подобные изменения затронули и другие страны. Например, рост цен на аренду жилья стал распространенной проблемой. В Грузии, Турции и Армении, куда многие россияне переехали, цены на аренду квартир существенно выросли после начала массовой релокации, что вызвало недовольство и среди местных жителей, и у российских иммигрантов.
Рост арендных цен сделал жилье недоступным для многих местных жителей: грузинским семьям с их зарплатами стало сложно снять жилье из-за высоких арендных ставок.
Такие изменения в рынке аренды наблюдались и в Турции, где цены на недвижимость выросли на фоне повышенного спроса со стороны россиян и высокой инфляции. Для местных жителей поднявшиеся цены на аренду жилья стали непосильной ношей.
Средняя зарплата в Турции составляет около 24 925 лир ($916) в месяц, часто встречается зарплата в 15 710 лир ($577) в месяц. Когда турки узнавали, сколько платят россияне за аренду, это вызывало у них удивление и шок. Правительство Турции попыталось регулировать ситуацию, вводя ограничения на выдачу туристических видов на жительство в некоторых районах.
Однако, согласно закону, повышать стоимость аренды более чем на 25% в принципе нельзя. Сейчас цены на аренду снизились на 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Хотя релокация россиян в Израиль тоже сопровождалась ростом цен на аренду жилья, это не сильно изменило образ жизни в стране. Во время эмиграционной волны арендные ставки выросли, но теперь ситуация стабилизировалась.
Подобные изменения в ценах ощутили и россияне, перебравшиеся в Армению. Вместе с ростом спроса на недвижимость появилась услуга аренды автомобилей для россиян, что повлекло за собой увеличение стоимости проката. Это стало поводом для недовольства как среди местных жителей, так и российских иммигрантов.
Бытовые мелочи и русский язык повсюду
С приходом российских релокантов на Кипр и в другие регионы видны изменения в местной инфраструктуре и предложении услуг. Волна эмигрантов приносит много новых кафе, ресторанов, кофеен, лекториев и нишевых магазинов, больший выбор мест для досуга на русском языке.
Стали появляться вывески и меню на русском, персонал заведений и водители такси начали общаться на русском на базовом уровне. Магазины теперь предлагают «русские» продукты —вареники, пельмени и селедку, а в кафе готовят сырники, салат оливье и блины.
Экономические эффекты притока иностранных релокантов
Приток российских релокантов в различные регионы также оказал влияние на развитие местных экономик и инфраструктуры:
- Развитие жилой недвижимости. В регионах, куда перебрались россияне, наблюдается активное строительство новых жилых комплексов: они ориентированы на инвестиции и предназначены для иностранных граждан, включая граждан бывшего СНГ, что способствует увеличению количества доступного жилья и разнообразию вариантов для жилья. Правда, ценник не то чтобы лояльный.
- Улучшение транспортной инфраструктуры. Приток релокантов способствует улучшению качества транспортной инфраструктуры. Развитие дорог, общественного транспорта и инфраструктуры связи может облегчить жизнь как местных жителей, так и новых резидентов.
- Рост разнообразия культурных и спортивных мероприятий. Приезд российских релокантов способствует увеличению разнообразия культурных и спортивных мероприятий. Запрос россиян на развлечения и досуг стимулирует создание новых мероприятий, экскурсий и даже расширение сезонной работы отелей, которые ранее закрывались на зиму, а теперь могут продолжать работу.
- Развитие бизнеса. Российские релоканты становятся владельцами или инвесторами в местных бизнесах: рестораны, кафе, магазины и другие предприятия. Это способствует конкуренции и улучшению качества услуг.
- Изменения в потребительских запросах. Легендарный пост про поиск тыквенного латте в Израиле показывает, какие ожидания могут иметь релоканты от новой страны. Этот случай вызвал горячие дискуссии о комфорте и привычках релокантов, а также привлек внимание политиков, которые обещали либерализацию рынка для конкуренции и расширение ассортимента продуктов.
- Расширение ассортимента продуктов. С приездом россиян в некоторых странах появилась необходимость расширить ассортимент продуктов в супермаркетах, чтобы удовлетворить потребности релокантов. Например, русские всегда едят много молочки, и супермаркеты теперь стараются удовлетворить этот спрос.
- Развитие культурных и социальных сфер. Приезд российских релокантов стимулирует развитие культурных и социальных сфер: появляются русскоязычные мероприятия, клубы, мастер-классы и другие культурные и образовательные инициативы, что обогащает социокультурную жизнь в этих местах.
- Активное участие релокантов в жизни общества. Российские релоканты активно включаются в жизнь новых мест и могут оказывать влияние даже на политическую повестку.
- Роль экспатов. Россияне, переселившиеся в другие страны, часто считают себя экспатами и подчеркивают свою роль в жизни новых мест, вносят существенный вклад в экономику и культурную сферу стран, в которых они оседают.
Новые бизнесы и культурные инициативы
С приездом российских релокантов в новые места начали активно открываться различные бизнесы и развиваться культурные инициативы, чтобы удовлетворить потребности и интересы этой аудитории:
- Открытие кафе, ресторанов и баров. Российские релоканты ожидают, что в новых странах будут доступны места, которые по стилю и меню напоминают им родные города, поэтому в этих странах начали появляться кафе и рестораны, специализирующиеся на русской кухне и предоставляющие русскоязычные культурные мероприятия.
- Популярность пивных баров. Поскольку в России распространена пивная культура, российские релоканты ищут подобные места в новых странах. Бары стараются предоставлять ассортимент пива, который соответствует ожиданиям посетителей.
- Развитие кофейной культуры. В некоторых странах российские релоканты содействуют развитию кофейной культуры, открывая новые кофейни и предлагая разнообразные виды кофе.
- Рост ассортимента и цен на продукты. Приезд россиян в некоторых странах способствовал расширению ассортимента продуктов в супермаркетах. При этом некоторые продукты из России могут стоить дороже из-за логистических издержек.
- Развитие цифровых коворкингов. В ряде стран, включая Турцию и Португалию, появились цифровые коворкинги с высокоскоростным интернетом, предоставляющие цифровым номадам место для работы и обмена опытом.
- Рост параллельного рынка услуг. В странах, где услуги стоили дешево, российские мастера, например, маникюра начали привлекать клиентов, создавая параллельный рынок услуг. Открытие бьюти-коворкингов помогло в том числе создать новые возможности для местных мастеров.
- Развитие мест для детей. В Лиссабоне россияне начали открывать больше мест для детей, включая частные детские сады и школы, места для творчества и вокальных занятий.
- Социальная и общественная активность. Российские релоканты активно участвуют в общественной и социальной жизни новых мест. Например, в Казахстане они проводят деловые мероприятия, общественные встречи, вечеринки и фестивали, способствуя взаимодействию между релокантами и местными жителями.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅Россия строит главную, самую мощную электростанцию в мире. Покажем, чем же она так хороша
✅ Школы дореволюционной России: 10 фактов, которые вас изумят
✅Почему коронавирус вернулся — и стоит ли его бояться по-прежнему
✅ С какими проблемами пользователи айфонов столкнутся в России уже очень скоро?
✅Зачем на подлодках нужны окна, когда их все равно нельзя открыть?