Немецкая Левая партия столкнулась с экзистенциальным кризисом накануне выборов в Европарламент

Немецкая левая партия Die Linke (GUE/NGL) находится на грани раскола: харизматичный бывший лидер группы Сара Вагенкнехт угрожает баллотироваться с собственной партией на европейских выборах.

Сара Вагенкнехт на акции протеста в Берлине. Она могла бы встряхнуть европейских левых с помощью новой партии.
Сара Вагенкнехт на акции протеста в Берлине. Она могла бы встряхнуть европейских левых с помощью новой партии.

После многих лет столкновений с несколькими партийными лидерами Вагенкнехт в этом году подтвердила, что может объявить о создании новой партии к декабрю, пишет сегодня независимая общеевропейская медиасеть, специализирующаяся на делах Евросоюза, EURACTIV.

Партия «Левые» уже находится на переломном этапе, поскольку ей не удалось получить ни одного места на региональных выборах в прошлые выходные, в чём сопредседатель партии Джанин Висслер обвинила напряженные отношения с Вагенкнехт. Некоторые члены Левой даже потребовали исключить Вагенкнехта из партии.

Эксперты полагают, что раскол, который, как ожидается, будет официально объявлен в ближайшее время, повлечёт глубокие последствия для левых в Германии и Европейском парламенте, поскольку новая партия Вагенкнехт может отобрать голоса как у левых, так и у крайне правой АдГ на европейских выборах в следующем году.

«Die Linke и левые в Европейском парламенте сталкиваются с большими проблемами», — заявил Euractiv Озлем Демирель, депутат Европарламента и один из главных кандидатов от левых в новый Европейский парламент, указывая на внутренние беспорядки, а также на «выгоды для открыто фашистских партий».

Die Linke уже давно успешно занимает социалистическую, анти-истеблишментскую нишу в левом спектре Германии, даже возглавив оппозицию в 2013 году. Однако в настоящее время она переживает серьеёзный кризис, усугубленный уходом Вагенкнехт, поскольку после последних всеобщих выборов её доля в опросах застряла на уровне около 4%.

Левые в кризисе

Эксперты объясняют это смещением приоритетов избирателей от типичных для Левой тем, связанных с экономическим перераспределением.

«Недовольство после финансового кризиса 2007 года вылилось в конфликты по поводу идентичности и ценностей в Германии», — сказал Euractiv Вольфганг Шрёдер, политолог из Кассельского университета.

Разочарованные избиратели, особенно в оплоте левых на востоке, были, таким образом, переманены АдГ, правой партией, также выступающей против истеблишмента, в то время как «Зелёные» потеснили левых на социальном левом фланге, объяснил Шрёдер.

Внутренние разногласия по поводу будущего направления партии не помогли.

«Распри отвлекли внимание от нашего политического послания, и в этом главным образом вина Сары Вагенкнехт и ее союзников», — сказал Euractiv бывший лидер Левой партии Бернд Риксингер.

Вагенкнехт же обвинила в проблемах партии ее предполагаемый отход от избирателей из рабочего класса и переход к экологической, гендерной политике и политике меньшинств.

После ее настойчивой критики у нее не было другого выбора, кроме как создать собственную партию, чтобы не потерять авторитет у рабочего класса, утверждает Риксингер.

Угроза для Европейских объединённых левых / Лево-зелёных Севера (GUE/NGL)

Европейские выборы в следующем году обещают благоприятные условия для успешного премьерства будущей партии Сары, сказал Euractiv Константин Вюртманн, политолог из университета Майнца. «На европейских выборах не существует избирательного порога, тогда как на национальных выборах он составляет 5% (…). Явка также ниже. Так что Вагенкнехт нужно только мобилизовать много сил», — сказал он. «Половина голосов [Die Linke] может принадлежать ей», — предсказал Шредер, исключив партию из Бундестага на следующих всеобщих выборах.

Новая левая партия также станет несвоевременным вызовом левым в Европейском парламенте (GUE/NGL) на фоне внутренних беспорядков, поскольку Die Linke, ключевая партия, не единственный член, испытывающий трудности.

Греческая Сириза, крупный член GUE/NGL, изо всех сил пытается оправиться от катастрофических выборов, в то время как ее недавно избранный лидер может сдвинуть партию в сторону левоцентристского лагеря.

Между тем, новая испанская левая партия «Сумар» рассматривает возможность объединения с «Зелёными», в то время как ее левые соперники-соотечественники внутри GUE/NGL остались в меньшинстве.

Будучи самой маленькой партийной группой в Европарламенте, GUE/NGL может потерять почти 15% своих мест в 2024 году, когда Вагенкнехт покинет Die Linke.

Угроза для крайне правых

Однако исследования Вюртмана и политологов Сары Вагнер и Яна-Филиппа Томечека показали, что новая партия Вагенкнехт также нанесет удар и по крайне правым.

«Наши данные показывают, что одобрение Вагенкнехт среди избирателей АдГ выше, чем среди избирателей партии «Левые», — сказал Вюртманн Euractiv.

«[Она] нравится (…) людям, которые считают себя консерваторами, критикуют иммиграцию и частично являются выходцами с востока», — сказал он, отметив, что Вагенкнехт является больше «правой в социально-культурном смысле».

Примечательно, что она была одним из первых противников политики предоставления убежища Ангелы Меркель. Она также открыто раскритиковала НАТО и попала в заголовки газет, организовав на Украине «Демонстрацию мира», которую многие считали пророссийской.

ЕС «капиталистический заговор»

Что касается ее позиции по ЕС, Людгер Фольмер, бывший министр зелёных, который работал с Вагенкнехт в межпартийном левом движении «Ауфштехен», заявил, что она «глубоко антиевропейская».

«Для нее ЕС — это капиталистический заговор», — сказал он Euractiv.

«Уход [Вагенкнехт] будет болезненным для Die Linke, но также нанесет вред АдГ», — заключил Вюртманн.

Её новая партия может усилить крайне правый блок в парламенте, который уже пользуется высокими рейтингами в опросах.

Поскольку сотрудничество между Вагенкнехт и GUE/NGL маловероятно, Сара может счесть себя вынужденной последовать примеру итальянского левого популистского «Движения 5 звезд», которое время от времени присоединялось к ультраправой группе евроскептиков в 2014 году.

Неопределённые перспективы

Высшее руководство левых, похоже, осознает предстоящую тяжелую борьбу. «Левым партиям придётся использовать следующие восемь месяцев, чтобы многое изменить», — признала Демирель.

Если Левая столкнётся с новым конкурентом, это будет зависеть главным образом от того, чтобы Вагенкнехт нашла людей, которые возьмут на себя административные задачи, поскольку она сама слабый организатор, сказала Вюртманн, что подтвердили Риксингер и Фольмер (да и сама Сара этого не скрывает).

Некоторые последствия будут немедленными, поскольку Левая партия потеряет статус партийной группы в Бундестаге, если некоторые депутаты последуют за Вагенкнехт. Тем более, что руководство левых больше не хочет её знать.

Партия надеется на повышение осведомленности о корпорациях и роли чрезвычайного богатства в росте крайне правых и растущем неравенстве.

«Я оптимистично настроен на то, что мы сможем преодолеть весь этот шум, если нам удастся создать эмоциональное послание вокруг этой темы», — сказал Euractiv Мартин Ширдеван, один из лидеров Левых и GUE/NGL.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».