Найти тему
ДЕЛА Красноярск

Красноярск желает 600 электробусов вместо трамваев

В Красноярске множатся неясности, связанные с развитием городского электротранспорта. После того, как вместо инвестора – московской компании «Мовиста» – реконструкцию трамвайных путей на Красрабе переложили на город, вдруг выясняется, что и обещанная трамвайная ветка через Октябрьский мост на Взлетку и в Солнечный может так и не появиться.

На этом фоне мэрия объявляет о новом прожекте – переводе Красноярска на электробусы, называя цифру ни много ни мало в 600 машин. При корректировке бюджета города на несколько дополнительных единиц этой чудо-техники уже выделили деньги.

    Вот такие электробусы модели Е321 от «БКМ-Холдинга» должны до конца года приступить к перевозке пассажиров в Красноярске
Вот такие электробусы модели Е321 от «БКМ-Холдинга» должны до конца года приступить к перевозке пассажиров в Красноярске

Обо всем этом стало известно на прошедшем накануне заседании комиссии горсовета по бюджету, собственности и экономическому развитию, где перед депутатами выступал первый замглавы города, руководитель департамента финансов Красноярска Роман Одинцов.

«Тот проект по модернизации трамвайной инфраструктуры, где предполагалось строительство трамвайной линии через Октябрьский мост в Солнечный, как один из альтернативных вариантов – связь правого и левого берегов вплоть до Солнечного, возможно, будет осуществляться с использованием электробусов.

Проще говоря, пойдут не трамваи, а электробусы туда», – заявил он.
    Трамваи, похоже, так и останутся обитать лишь на правом берегу Красноярска
Трамваи, похоже, так и останутся обитать лишь на правом берегу Красноярска

Почему возник такой «альтернативный вариант», главный финансист Красноярска не уточнил. Как и то, почему решено воспользоваться дорогими и не испытанными при 30-градусных морозах электробусами вместо уже показавших себя троллейбусов с запасом автономного хода (без проводов).

    Троллейбусы с запасом автономного хода уже прижились в Красноярске – они с опущенными токоприемниками преодолевают Коммунальный мост и доезжают до районов без проводов. Но чем-то такая стратегия – дальнейшее развитие уже существующего электротраспорта вместо запуска абсолютно нового – не понравилась мэрии
Троллейбусы с запасом автономного хода уже прижились в Красноярске – они с опущенными токоприемниками преодолевают Коммунальный мост и доезжают до районов без проводов. Но чем-то такая стратегия – дальнейшее развитие уже существующего электротраспорта вместо запуска абсолютно нового – не понравилась мэрии

ДЕЛА уже неоднократно писали о достаточно мутной истории с трамвайной концессией, которую Красноярск заключил весной этого года. Согласно ей, московская компание «Мовиста регионы Красноярск» должна получить все объекты трамвайной инфраструктуры под свое управление на 20 лет,

а в ответ вложиться в реконструкцию, строительство новых путей и закупку современного подвижного состава.
    Планировалось за счет инвестора полностью переложить трамвайные пути на всем протяжении пр. им. газеты «Красноярский рабочий», а затем проложить рельсы и на левый берег
Планировалось за счет инвестора полностью переложить трамвайные пути на всем протяжении пр. им. газеты «Красноярский рабочий», а затем проложить рельсы и на левый берег

Однако уже на первом этапе фирма, что называется, «слилась»: ремонтом путей на Красрабе по непонятной причине занимается сам Красноярск, а краю пришлось выделить на это из бюджета почти 817 млн рублей. Причем это ремонт не всей линии на проспекте, а только половины.

    По договору с городом инвестор должен был профинансировать строительство линии через ул. Авиаторов и Северное шоссе в Солнечный. Но концессионер не приступил к выполнению даже первого этапа работ из всего обещанного
По договору с городом инвестор должен был профинансировать строительство линии через ул. Авиаторов и Северное шоссе в Солнечный. Но концессионер не приступил к выполнению даже первого этапа работ из всего обещанного

Непонятно, куда внезапно делась «Мовиста» – в мэрии постоянно уходят от конкретного ответа на данный вопрос, хотя на уровне края и признается существование проблемы. Как бы там ни было,

красноярские власти уже продумывают альтернативные варианты – перевозки на электробусах вместо трамваев.
    Первая пробная партия низкопольных электробусов на 80 пассажиров каждый уже оплачена и изготавливается для Красноярска. Их запас хода до подзарядки (при использовании суперконденсаторов вместо литиевых батарей), по данным производителя, составляет до 40 км
Первая пробная партия низкопольных электробусов на 80 пассажиров каждый уже оплачена и изготавливается для Красноярска. Их запас хода до подзарядки (при использовании суперконденсаторов вместо литиевых батарей), по данным производителя, составляет до 40 км

Напомним, в мае этого года Красноярск подписал контракт на поставку 11 электробусов последней модели производства холдинга «Белкоммунмаш» – деньги в размере более 470,2 млн рублей на них были выделены по федеральному проекту «Чистый воздух».

На вчерашней комиссии горсовета была одобрена очередная корректировка бюджета Красноярска, по которой, уже из средств самого города, оплатят покупку еще 9 электробусов и строительство двух зарядных станций.

Итого 20 единиц должны уже вскоре прибыть в Красноярск.
    Бывшее троллейбусное депо в пер. Телевизорном сейчас восстанавливают. Здесь и в Тихих Зорях планируют установить зарядные станции для электробусов
Бывшее троллейбусное депо в пер. Телевизорном сейчас восстанавливают. Здесь и в Тихих Зорях планируют установить зарядные станции для электробусов

При этом в самой мэрии признают, что надо еще посмотреть, как электробусы поведут себя в сибирские морозы – в нашем климате ни у кого опыта использования такой техники «на батарейках» попросту нет.

«Это новый подвижной состав, который в городе еще не работал. Первые электробусы, чтобы понять, в тестовом варианте мы их поставим на троллейбусные маршруты, чтобы не получилось так, что электробус вышел – и что-то с ним случилось. Потому что с такой моделью никто в Сибири пока не работал, мы первые в Сибири, кто будет использовать электробусы», – сообщил на комиссии замруководителя департамента транспорта Красноярска Игорь Манченко.

    Каждый год при наступлении настоящих сибирских морозов красноярские СМИ пишут новости о том, сколько процентов обычного общественного траспорта с двигателями внутреннего сгорания не смогло выйти на линию. Теперь, судя по всему, к этому прибавится и «экзотика» в виде электробусов
Каждый год при наступлении настоящих сибирских морозов красноярские СМИ пишут новости о том, сколько процентов обычного общественного траспорта с двигателями внутреннего сгорания не смогло выйти на линию. Теперь, судя по всему, к этому прибавится и «экзотика» в виде электробусов

Почему в администрации Красноярска решили сделать ставку на электробусы вместо дальнейшего развития троллейбусной сети – что было бы и надежнее, и куда дешевле – не поясняется. Но, по-видимому, у главы департамента финансов города есть какие-то расчеты о выгодах эксплуатации именно такого вида электрического общественного транспорта.

    Один электробус стоит примерно в два раза дороже современного троллейбуса с запасом автономного хода
Один электробус стоит примерно в два раза дороже современного троллейбуса с запасом автономного хода

Удивляет и то, что, не решив одну проблему – с «Мовистой», – чиновники вновь начинают строить весьма амбициозные в финансовом отношении планы. Например, к 400-летию краевого центра хотят заменить весь городской транспорт на электрический. Об этом также на сессии заявил первый заммэра Роман Одинцов, уточнив,

что для этого Красноярску придется купить 600 электробусов.