Здравствуйте коллеги, читатели и почитатели канала ЮРИЙ КИСЛОВ! Мы продолжаем наше путешествие по рок-миру шестидесятых годов прошедшего века.
В самом начале сегодняшнего поста спешу ответить на вопрос, который мне частенько задают посетители канала. Почему я не пишу о битлах, цепеллинах, URIAH HEEP, DEEP PURPLE и других величайших группах десятилетия, которые если не состоялись там полностью, то в любом случае, начинали в 60-х?
Дело в том, что их творчество настолько известно и настолько описано и проанализирована в тысячах книг, исследованиях и фильмах, что поневоле задумаешься: а что я, лично, могу привнести новенького в эти глыбы информации?
Я думаю, соображаю, и, уверен, придумаю – что смогу, так сказать, «на десерт» сделать в этом плане. Всё это выглядит приблизительно так:
Всё у нас впереди. А сейчас я стараюсь исследовать не только корифеев, но и малоизвестные команды, команды, начавшие свой разгон в шестидесятых, рок-группы, которые знает любой, уважающий себя меломан, но с удовольствием увидит в материалах канала нечто новенькое о них. Да и просто вспомнит и достанет со своей полки винил, CD, и любой иной носитель славной музыки той изумительной эпохи.
А вам предлагаю не стесняться и почаще заглядывать в КАТАЛОГ, созданный мной специально для того, чтобы вы смогли моментально оказаться внутри уже ранее написанного, не стирая пальцы об экран смартфона и айфона, а также о колесико вашей бойкой мышки. Смелее. ВСЁ ЗДЕСЬ:
А сейчас о HUMBLE PIE, британской рок-группе, образовавшейся в 1969 году. Иногда её называют одной из первых супергрупп в рок-музыке. Мне кажется это неверным. Все-таки к концу шестидесятых были музыканты, гораздо более известные, чем вокалисты-гитаристы Питер Фрэмптон и Стив Марриотт, которые, соответственно, играли до своей встречи в THE HERD и SMALL FACES.
Они повстречались в конце 1968 года. Марриотт поначалу хотел затащить Фрэмптона в SMALL FACES, но участники команды этому воспротивились. Тогда Питеру было 18 лет (1950 г.р.), но он уже успел себя зарекомендовать, начав играть в составе юношеской команды в возрасте 12 лет. Его даже назвали «Лицом 1968 года» в подростковом журнале «Rave». Участники SMALL FACES снизошли до того, что он выступил вместе с ними в качестве второго гитариста на нескольких концертах, и даже записали кое-что вместе, но… Короче: он ко двору не пришелся.
Своенравный Марриотт в канун Нового года попросту, психнув, сбежал во время концерта SMALL FACES с Алексисом Корнером, и сообщил своим уже бывшим коллегам, что уходит из группы.
Они призвал под знамена нового образования, названного HUMBLE PIE клавишника и экс-барабанщика APOSTOLIC INTERVENTION Джерри Ширли, а также поющего экс-бас-гитариста SPOOKY TOOTH Грега Ридли. Так появился этот квартет.
Они быстренько, уже в августе 1969 года заключили договор с лейблом «Immediate Records» и прорепетировав в доме Марриотта, запустили свой первый сингл «Natural Born Bugie», который почти моментально занял четвертую строку в национальных чартах.
В этом же году, в августе, выходит их первый лонгплей «As Safe as Yesterday Is» - свидетельство того, что творчество бьет через край, и музыканты переполнены идеями. Вот его треки:
Первая сторона:
"Desperation" (Kay) – 6:28
"Stick Shift" (Frampton) – 2:22
"Buttermilk Boy" (Marrriott) – 4:22
"Growing Closer" (McLagan) – 3:13 (US version omitted "Growing Closer" in favour of the single "Natural Born Bugie")
"As Safe as Yesterday Is" (Frampton, Marriott) – 6:05
Вторая сторона:
"Bang!" (Marriott) – 3:24
"Alabama '69" (Marriott) – 4:37
"I'll Go Alone" (Frampton) – 6:17
"A Nifty Little Number Like You" (Marriott) – 6:11
"What You Will" (Marriott) – 4:20
Он достигает 32-й строки в национальных чартах. Это чудная и зажигательная смесь тяжелого блюза, чистой воды рока, а также фолка.
Музыкальный историк Мартин Попофф позднее поставил альбому 9 баллов из 10, отметив «каменную рок-н-ролльную непосредственность, охватывающую слушателей. Ряд треков звучат очень похоже на THE BLACK GROWES, особенно «Desperation», одновременно томный и громкий, уверенный в предстоящем пути»…
В другом критическом обзоре того времени сообщается, что:
«С точки зрения критиков HUMBLE PIE не предлагают ничего особенно нового… но как команда они хорошо работают вместе, и, если у них будет хороший шанс и слух, группа разовьется в важную музыкальную единицу»…
Именно тогда у Марриотта и Фрэмптона возник ряд недоразумений, связанных с SMALL FACES, перед которыми МАрриотт остался должником согласно контрактной концертной деятельности. Юридические споры тянулись до августа. А совместные репетиции HUMBLE PIE позволили музыкантам понаписать кучу композиций для дальнейших альбомов.
А еще оказалось, что версии песен «Bang!» и «What You Will» писались еще когда Марриотт и Фрэмптон находились в кругу студийного влияния SMALL FACES, т.е. писались, якобы, вместе с ними. Урегулировали и это: Стив отстоял свои авторские права. Оттого, когда я смотрю на обложку альбома, у меня в голове вертится незатейливо:
С добрым утром, тётя Хая, ай-ай-ай!
Вам посылка из Шанхая, ай-ай-ай!
Но Бог с ними, с проблемами. Дело в том, что парни не валяли дурака. И в ноябре этого же, 1969 года публика услышала их второй полнометражник «Town and Country». Вот его треки:
"Take Me Back" - (Flampton) – 4:52
"The Sad Bag of Shakey Jake" - (Marriott) – 2:59
"The Light of Love" - (Ridley) – 3:00
"Cold Lady" - (Shirley) – 3:22
"Down Home Again" - (Marriott) – 2:56
"Ollie Ollie" - (Frampton, Marriott, Ridley, Shirley, Andy Johns) – 0:50
"Every Mother's Son" - (Marriott) – 5:43
" Heartbeat" - (Bob Montgomery, Norman Petty) – 2:33
"Only You Can See" - (Frampton) – 3:38
"Silver Tongue" - (Marriott) – 3:20
"Home and Away" - (Marriott, Frampton, Ridley) – 5:55
Команда задумала альбом в загородном коттедже XVI века в Мортоне, графство Эссекс. Получилось нечто пасторальное, в нем ощущается некий сдвиг от прогрессивного звучания первой пластинки: отсутствует, или почти отсутствует тяжелое и прямолинейное, если не считать хард-роковых интонаций. Получилась смесь кантри-рока, фолка, блюза и хард-рока, причем очень даже интересны акустические баллады.
Ничего необычного в этом нет. На живых концертах HUMBLE PIE в первом отделении преобладала акустика, и лишь потом они брали в руки электрогитары. Поражает количество музыкальных инструментов, задействованных на лонгплее.
Он был выпущен только в Великобритании. Дело в том, что их лейбл дышал, что называется, на ладан. Испанская акустическая гитара, таблы, маракасы, тамбурин, ситара, фортепиано Вурлитцера (электрическое пианино). Особенно сильно развернулся Джерри Ширли с перкуссией в своей «Cold Lady».
В это время их лейбл находился в предбанкротном состоянии, и диск вышел только в Великобритании. HUMBLE PIE решили завоевать американский рынок, отправившись в турне, где их начали прокручивать лишь на андеграундных FM-радиостанциях.
Когда их первый лейбл развалился, музыкантов подхватил менеджер Ди Энтони, полностью ориентировавшийся на американский рынок со всеми, сопутствующими ему на переломе десятилетий предпочтениями. Был заключен контракт с лейблом "A&M".
– Пожестче играйте, ребята! – Стали настаивать там. – Пожестче!
Третий полнометражник вышел в 1970 году. Его назвали скромно – “Humble Pie». Фаны группы часто называют эту пластинку «альбомом Бердсли», т.к. на обложке – картина Обри Бердсли «Танец живота», выполненная в 1893 году.
Диск получился переходным. Музыка более плотнее, чем на двух предыдущих, но тяжелые треки там соседствуют, к примеру, с лиричной и нежной композицией «Earth and Water Song». Неутомимый Ширли исполняет вокальную партию в своей «Only a Roach». Ниже – треки третьего альбома группы:
"Live With Me" – (Humble Pie) – 7:55
"Only a Roach" – (Shirley) – 2:49
"One Eyed Trouser Snake Rumba" – (Humble Pie) – 2:51
"Earth and Water Song" – (Frampton) – 6:18
"I`m Ready" – (Willie Dixon) – 4:59
"Theme from Skint (See You Later Liquidator)" – (Marriott) – 5:43
"Red Light Mamma, Red Hot!" – (Humble Pie, lyrics – Marriott) – 6:16
"Sucking on the Sweet Vine" – (Ridley) – 5:46
Ну а далее… Далее наступили семидесятые. И для HUMBLE PIE они ознаменовались новыми поисками и более требовательным подходом к их творчеству со стороны лейбла.
Друзья, вы знаете, что я пишу о шестидесятых. Но не бросать же эту рок-команду на полпути! Оттого далее – менее подробно, но расставляя основные вехи их музыкальной карьеры...
Итак – 1971 год. Команда прорывается на американский рынок, запустив студийник «Rock On» (118-й строчка «Billboard»).
Именно тогда Фрэмптон приобрел свою знаменитую гитару «Phenix», черную модель «Les Paul Custom» 1954 года выпуска, которая надолго стала его любимым инструментом:
В этом же году после серии выступлений в Нью-Йорке, выходит концертник «Performance Rockin' the Fillmore», который становится в США «золотым». Этот «живой» альбом вообще считается одним из самых крутых начала семидесятых. Он занимает в Англии 32-е место. Наконец-то на них всерьез обратили внимание на родине!
Тяжелое, я бы сказал в меру тягучее блюз-роковое звучание группы пользуется успехом. Но вдруг группу покидает Фридмэн, решивший начать сольную карьеру: его раздражает жесткий рок-блюз.
Его место занимает Клем Клемпсон, и альбом «Smokin'» (1972) стал их международным прорывом (6-я строка в «Billboard 200» и 20-я строка в Англии, а также 9-я в Австралии).
Марриотт, по сути ставший продюсером группы, пригласил для участия в записи женский бэк-вокал, и организовал запись альбома с помощью высокотехнологичного по тем временам 24-дорожечного микшера.
Во время записей Марриотт упал в обморок от истощения, и врачи настояли на его отдыхе. По всей вероятности, именно тогда сыграли свою роль и наркотики.
Удивителен по-своему двойник «Eat It» (1973), все четыре стороны которого своеобразны. На первой – рок-н-роллы Стива Марриотта, на 2-й классические каверы ритм-энд-блюза, на третьей – акустические песни Марриотта, а на четвертой – живой концерт группы в Шотландии. Фанаты были в недоумении, и их можно понять.
После «Thunderbox», хотя альбом занял 52-ю строку в американских чартах, продажи вдруг резко начали падать. Thunderbox - жаргонное словечко аж из семнадцатого века, которое обозначает «туалет». Музыканты и художник пошутили, изобразив на обложке замочную скважину и женщину, сидящую на унитазе.
После того, как команда отыграла прощальное турне 1975 года, она распалась.
В 1980 году Марриотт набирает новый состав (из старого остался Ширли) и HUMBLE PIE выпускают «On to Victory» (попадание в сотню в США).
После выпуска альбома «Go for the Throat», Марриотт ломает руку дверью номера в отеле, затем у него обнаруживают язву двенадцатиперстной кишки, затем у группы крадут грузовик с аппаратурой… Сплошной ужас. Команда разбегается.
А в 1991 году пьяный Марриотт засыпает с непотушенной сигаретой в своем доме и сгорает заживо…
Ширли воссоздал HUMBLE PIE в 2001 году с составом, включающим оригинального басиста Грега Ридли.
В 2018 году Ширли заявил:
"Мы все испытываем огромное чувство любви и гордости за «Humble Pie», бывших участников, их семьи и то, чего мы смогли достичь, и само собой разумеется, что никто никогда не заменит Стива, Питера или любого другого участника группы. Моя цель - сохранить наследие «Humble Pie» как одного из величайших концертных групп в роке, одновременно удовлетворяя потребность поколений наших любимых фэнов снова наслаждаться нашей музыкой в живом исполнении музыкантов мирового класса".
Вот так. И здесь трудно что-то добавить. HUMBLE PIE совершает время от времени гастрольные туры. У них немало поклонников. И они это заслужили…
Первоначальные участники:
Стив Марриотт – гитара, вокал, клавишные, губная гармоника (1969-1975, 1979-1983; умер в 1991)
Джерри Ширли – ударные, клавишные (1969-1975, 1979-1981, 1988-1999, 2001-2002, 2018– присутствует)
Грег Ридли – бас-гитара, вокал, гитара (1969-1975, 2001-2002; умер в 2003)
Питер Фрэмптон – гитара, вокал, клавишные (1969-1971)
Действующие участники:
Джерри Ширли – барабаны, перкуссия (1969-1975, 1979-1981, 1988-1999, 2001-2002, 2018– присутствует)
Дэйв «Бакет» Колвелл – гитара, бэк–вокал (2001-2002, 2018- настоящее время)
Джеймс "Рото" Ротонди – гитара (2018– настоящее время)
Иван "Фанкбой" Бодли – бас–гитара (2018-настоящее время)
Бобби Маркс – барабаны, перкуссия (2018–настоящее время)
Джим Стейпли – вокал (2022 – настоящее время)
СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:
1969 As Safe as Yesterday Is
1969 Town and Country
1970 Humble Pie
1971 Rock On
1972 Smokin`
1973 Eat It
1974 Thunderbox
1975 Street Rats
1980 On to Victory
1981 Go for the Throat
2002 Back on Track
А также команды выпустила ДВЕНАДЦАТЬ концертных альбомов, СЕМНАДЦАТЬ сборников и ДЕВЯТЬ СИНГЛОВ. Рекомендую посмотреть Мемориальный концерт Стива Марриотта 2001 года в «Астории» в записи Chrome Dreams.
И еще: выяснилось, что за первые девять месяцев с момента создания, группа записала около 30 песен, которые не издавались в течение десятилетий…
Они начинали в конце ШЕСТИДЕСЯТЫХ. Это была далеко не рядовая команда, внесшая свою лепту в колоссальную глыбищу рок-музыки той эпохи.
На сегодня - всё. Загляните в несколько ранее написанных на моём канале постов. Авось что-то вспомнится...
Буду благодарен за маленькую дружескую помощь - посильный взнос, который пойдет на развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006. Это не трудно. Но это важно для канала...
С уважением и до встречи!