1,3K подписчиков

За«EVAP»ельская диагностика!

1,5K прочитали

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!
Итак,
нас имеет имеем автомобиль Ford Explorer американец (это будет ВАЖНО), 2008 г.в. дв. V6, объём 4,0L!

Вот он, крысавец!
Вот он, крысавец!

Клиент жалуется на надоедающее сообщение на панели приборов «CHECK FUEL FILL INLET», что в переводе с вражеского партнёрского что-то типа «ПРОВЕРЬ ЗАЛИВНУЮ ГОРЛОВИНУ ТОПЛИВНОГО БАКА».

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-2

Ну чтож, не мудрствуя лукаво берём «Лаунч богов» и вперёд «читать» коды в блоке двигателя! Получаем вот такую картину 👇

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-3

Так как у нас канал развлекательно-познавательный 👌, то для не любящих ГУГЛИТЬ нужно пояснить за систему EVAP, «что это за зверь такой и чо с этим всем делать»?!
Итак,
EVAPevaporative emission control, а на человеческом - система улавливания паров топлива, она же система вентиляции топливного бака, кто-то ещё называет системой аДсорбера. Довольно важная штука, скажу я вам!

В европейском варианте выглядит вот так:

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-4

Чтобы понять, для чего ж нам эта головная боль система, представим, что её нет!

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-5

У нас есть герметичный топливный бак (либо с заворачивающейся крышкой, либо закрывается клапаном «easy fuel» - чтобы пары топлива не выходили в атмосфЭру).

Так выглядит система "EASY FUEL"
Так выглядит система "EASY FUEL"

В топливном баке (см. картинку выше через одну) бултыхается бензин (предположим бак заправлен полностью, т.е. на 100%). Мы, допустим, выехали к морскому побережью и наслаждаемся пролетающими видами… В это время топливо из бака через насос, фильтр, форсунки поступает в двигатель и там сгорает. Происходит это на V6 довольно интенсивно 😄, при этом уровень топлива в баке естественным и неумолимым образом падает, также при этом уменьшается и объём топлива, освобождая место в баке… Но вот вопрос: а что же заполняет это освобождённое место (помним, что бак герметичный)? Ответ: а ничего не заполняет! В таком случае, бак бы сплющивался под действием создавшегося внутри него разрежения – воздуху-то взяться неоткуда, чтобы заполнить освободившееся от топлива пространство (кстати говоря, так и происходит при некоторых неисправностях системы EVAP 😉)! Поэтому к баку и присоединяют определённую систему из трубок и прочих «потрохов». Теперь при уменьшении топлива в баке, освободившееся пространство будет заполняться воздухом снаружи – через соответствующий проход (на картинке снизу) в АДСОРБЕР (а по сути угольный фильтр), а затем через трубопровод к баку.

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-7

Кстати говоря, обратная ситуация тоже предусмотрена! При заправке пустого топливного бака бензином, парАм топлива с воздухом нужно куда-то выходить, и если бы не EVAP, то нетрудно догадаться, что всё это благоухание выходило бы на улицу, но с EVAP – парЫ и воздух будут двигаться через трубопровод к адсорберу (его еще называют «канистрой» от англ. canister), а в адсорбере парЫ топлива будут задерживаться углём, а воздух будет спокойно выходить в атмосферу через соответствующий проход.

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-8

И вроде бы всё здорово – бак теперь не сплющивается при езде, а при заправке «вредятина», так приятная нашему носу, не засоряет природу-матушку! Но ты, мой внимательный и пытливый читатель, наверняка заметил еще несколько компонентов: электромагнитный клапан продувки адсорбера и трубки, подходящие к нему от адсорбера и от впускного коллектора! Да, всё так – у данной системы есть и еще одно предназначение – сжигать пары топлива, выделяющиеся при эксплуатации автомобиля. Да-да, дополнительно, когда мы движемся, топливо в баке плещется, нагревается от «обратки» и моторчика бензонасоса… А всё это, как ты понимаешь, ведёт к интенсивному испарению! И как мы теперь знаем, воздух через адсорбер выходит на улицу, а парЫ оседают на «угольном накопителе».

Ежу 🦔 понятно, что бесконечно так продолжаться не может – парОв в какой-то момент станет так много, что они начнут конденсироваться, превращаясь в жидкое топливо. Поэтому-то сюда и добавлен электромагнитный клапан, управляющийся модулем управления двигателем и открывающий путь накопившимся парАм топлива (в адсорбере) во впускной коллектор (происходит это тогда, когда ЭБУ двигателя посчитает нужным – заложено в программе). В коллекторе парЫ смешиваются с поступающим воздухом и сжигаются в двигателе. Данный режим называется «ПРОДУВКОЙ», а клапан, соединяющий адсорбер и впускной коллектор называется клапаном ПРОДУВКИ! Ну а режим, при котором клапан продувки закрыт (рассмотрен ранее, ну там где воздух спокойно входит и выходит из бака 😊), называется «РЕЖИМОМ ВЕНТИЛЯЦИИ».

Ну с функционалом системы EVAP худо-бедно разобрались! Движемся дальше.
Напомню, мы считали коды и обнаружили там
P0457обнаружена утечка в системе EVAP.
Хм, интересно… А как же это система смогла обнаружить утечку??? У нас же по сути нет никаких инструментов для этого…?
А вот и есть, мой дорогой диагностический брат! Американцы – они такие американцы 🤦‍♂️! Вечно что-то дорабатывают, ломая людям мозг!!!
Оказывается, эти негодяи в свои (
американские) автомобили добавили ещё парочку весомых компонентов:
1. Датчик давления в баке и
2. Электромагнитный клапан ВЕНТИЛЯЦИИ!

Американский вариант системы EVAP
Американский вариант системы EVAP

Что они этим получили? В режимах ВЕНТИЛЯЦИИ и ПРОДУВКИ – всё то же самое, как и в "Европе". В "Америке" же управляемый модулем двигателя электромагнитный клапан ВЕНТИЛЯЦИИ нормально открыт (т.е. он не препятствует прохождению воздуха/паров). Но вся «фишка» в том, что благодаря клапану ВЕНТИЛЯЦИИ и Датчику давления в баке, появилась возможность проверять систему на герметичность!!! И да – это КРУТО, т.к. это важно и очень просто! Для проверки системы на герметичность, блок управления двигателем сначала открывает клапан ПРОДУВКИ и в это же время закрывает клапан ВЕНТИЛЯЦИИ.

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-10

При этом, во всей системе EVAP, включая топливный бак, создаётся разрежение. Откуда оно там берётся? Так из впускного коллектора! Разрежение из коллектора «всасывает» весь воздух с парАми через открывшийся клапан ПРОДУВКИ, при этом и создаётся разрежение, в том числе и в баке! Как только разрежение достигло достаточного значения (определяется по сигналу датчика давления в баке), то ЭБУ двигателя закрывает клапан ПРОДУВКИ, тем самым оставляя в системе пониженное давление (разрежение).

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-11

Ну а остальное – проще простого! Если в системе есть негерметичность, то давление там быстро поднимется до атмосферного (датчик давления это зафиксирует), что вызовет регистрацию диагностических кодов по средней или малой утечке в системе EVAP - зависит от количества затраченного времени на это. А вот если этого разрежения вообще невозможно достигнуть в системе, то это уже говорит о значительной утечке в атмосферу, и именно это приведёт к регистрации кода P0457, как у нас!

Ну всё, разобрались из-за чего регистрируется данный код – осталось найти место негерметичности в нашем авто!
Ну давайте подумаем вместе! Причиной этому могут быть несколько неисправностей:

1. Негерметичность горловины, а точнее механического клапана «easy fuel»,

2. «Дырка» где-то в баке или адсорбере или трубопроводах,

3. Заклинивший в открытом положении клапан ВЕНТИЛЯЦИИ.

Чтож, проверять будем в этом же порядке!
Как проверить механический клапан «
Easy fuel»? Да в общем-то вариантов не так много! И самый простой, хоть и не самый надёжный – это визуальный осмотр и установка специальной воронки (комплектуется в каждом авто с такой системой) с последующей оценкой фиксации воронки и работоспособности механического клапана.
Осматриваем горловину с «Easy fuel» нашего авто – криминала не наблюдаем. Устанавливаем воронку – всё чётко фиксируется.

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-12
вот сама воронка
вот сама воронка

Вытаскиваем воронку, всё чётко блокируется. Пока на этом всё… Для более точной проверки горловины, а также проверки «дырок» где-то в другом месте системы, переходим к следующему этапу! Как найти любую дырку в герметичной системе? Да легко - дымогенератор в помощь!!! Но для того, чтобы экскеремент эксперимент прошёл успешно, нужно создать правильные условия!

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-14

Т.е. нам нужно как-то открыть "нормально закрытый" клапан ПРОДУВКИ и закрыть "нормально открытый" клапан ВЕНТИЛЯЦИИ. «Нормально закрытый» и «нормально открытый» - это состояние клапана при выключенном зажигании (при отсутствии управления клапаном со стороны ЭБУ). Управлять клапанами мы можем при помощи сканера (из раздела «Тестирование привода»), но единомоментно там можно выбрать управление только одним из двух клапанов, поэтому отсоединяем трубопроводы на клапане ПРОДУВКИ (напомню, он нормально закрыт) и вместо него вставляем соединительную трубку. Условно вот так 👇

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-15

После этого через сканер активируем («закрываем») клапан ВЕНТИЛЯЦИИ (напомню, он нормально открыт) и подаём дым в трубопровод, который соединяется со впускным коллектором – тем самым система у нас должна быть герметичной и дым ниоткуда выходить не должен!

На сканере активация клапана ВЕНТИЛЯЦИИ выглядит вот так
На сканере активация клапана ВЕНТИЛЯЦИИ выглядит вот так

Для более лёгкого понимания - мероприятие схематично выглядит вот так 👇

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-17

Итак, подаём дым...

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-18

Ждём буквально несколько секунд…

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-19

И о, чудо – дым повалил из-под лючка бензобака!

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-20

Чтож всё-таки клапан EASY FUEL неисправен? Не спешите торопиться 😉!

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-21

При более тщательном осмотре выясняется, что трубка от клапана ВЕНТИЛЯЦИИ выходит также в пространство (и соединяется таким образом с атмосферой) за лючком бензобака.

Выковыриваю эту трубку через арку заднего колеса… и ДА – дым «струячит» именно оттуда!

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-22

Если схематично, то дым повалил отсюда 👇

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-23

Т.е. клапан ВЕНТИЛЯЦИИ не закрывается!!! Но и здесь не стоит сразу его приговаривать! Вдруг на него не приходит управление!? Как будешь проверять, мой диагностический брат, данный момент? Я вижу здесь два варианта: наш с тобой "любимый" (ГАРАЖНЫЙ) и более автоэлектрический. Гаражный – это просто пощупать рукой клапан в момент управления им через сканер! Т.к. клапан управляется Широтно-Импульсной Модуляцией (ШИМ) с невысокой частотой, то на его корпусе должны ощущаться «тикающие» вибрации.

Вот он наш красаучеГ (клапан ВЕНТИЛЯЦИИ) - спрятался в районе топливного бака
Вот он наш красаучеГ (клапан ВЕНТИЛЯЦИИ) - спрятался в районе топливного бака

На нашем – тишинаааа…

Ну и второй (для 100%-ого диагноза) - подключаю светодиодную контрольку параллельно клапану (не снимая разъём), и с умилением смотрю на моргающие светодиоды, кричащие, что управляющие импульсы на клапан всё же приходят, а он «не алё»…

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-25

Заказываем новый оригинальный клапан... 👍
Меняется он совсем несложно - клиент захотел сделать это самостоятельно! В подтверждение успешности мероприятия, прикладываю скриншот общения 😀.

Диагностические братья, всем ДОБРА!!! 😊👋👋👋
Давно собирался поведать Вам занимательную историю, да всё руки не доходили… Но вот теперь время пришло!-26

Ну чтож, вот и очередная загадка разгадана! До новых заЕВАПельских загадок! 😀👋👋👋