Войны в Израиле являются одной из наиболее сложных и многогранных проблем современности. История конфликта на Ближнем Востоке насчитывает десятилетия, и каждый новый всплеск насилия наносит серьезные удары не только физическому и материальному благополучию людей, но и их надеждам на мир и стабильность. Чтобы более глубоко понять причины и последствия войны в Израиле, необходимо обратиться к их истокам. Отправляясь в путешествие во времени, мы вместе исследуем вопрос: "С чего все начиналось?"
Начал бы я с главного: официально и открыто ХАМАС и Израиль - это злейшие враги.
Израиль считает ХАМАС террористической организацией, которая должна быть уничтожена во что бы то ни стало. Но пока, на секундочку, ХАМАС вот уже более 15 леи правит в секторе Газа и пока от него никуда не деться, однако Израиль все равно топит за его уничтожение и этим занимается во время всех своих военных операций в секторе Газа.
ХАМАС в свою очередь не рассматривает идею существования Израиля и хочет, чтобы это государство было стерто с лица земли. Это так называемая стартовая точка, на которой стороны находятся до начала эскалации.
Далее, есть большое количество довольно четко очерченных красных линий и со стороны Израиля, и со стороны ХАМАСа, и каждая сторона другой из сторон пересекать не рекомендует, иначе для всех будет плохо. Но что значит плохо? Всем известно, что у ХАМАСа нет других рычагов воздействия на Израиль кроме ракет, и соответственно если Израиль делает что-то, что Хамса не нравится или пересекает те самые красные линии, которые очертил для себя ХАМАС (о которых он всегда открыто Израилю сообщает), то сразу же летят ракеты со стороны сектора Газа в сторону Израиля. У Израиля, кстати, есть рычаги воздействия на ХАМАС, потому что этот анклав живет в экономической блокаде со стороны Израиля, соотвественно если происходит что-то, что Израилю не нравится, то они могут регулировать число рабочих, которым можно пересекать границу, чтобы ехать на работу в Израиль или в Палестину, а также Израиль может прекратить поставлять электроэнергию. То есть Израиль имеет хоть какие-то экономические рычаги воздействия на ХАМАС, а у ХАМАСа в свою очередь есть только ракеты и в случае чего эти ракеты сразу летят не только по южным районам Израиля, которые граничат с сектором Газа, но и например по Тель-Авиву или Иерусалиму. И в случае с Иерусалимом это лишено вообще всякой логики, потому что в старом городе Иерусалима находится священнейшая для всех мусульман мира мечеть Аль-Акса, и это кстати одна из красных линий, которую для Израиля очертил ХАМАС, а сам туда целиться.
Кстати говоря о последней эскалации, Аль-Акса сыграла главную роль, еще раз повторюсь, это место одно из трех святынь для мусульман всего мира и в том числе для ХАМАСа, потому что это исламская группировка и множество раз они говорили Израилю, чтобы те не трогали Аль-Аксу и мусульман, которые приходят туда молиться, и что же мы видели за последние недели до эскалации? А мы видели большое количество столкновений между израильской полицией и верующими, которые приходили молиться в Аль-Аксу. Постоянно циркулировали видео в интернете, где израильская полиция с ними плохо обращалась, и также полиция постоянно проводила рейды туда. Конечно ХАМАСу это все не нравилось.
Но здесь маленький нюанс, Аль-Аксу евреи тоже считают для себя своим, это так называемая храмовая гора и евреи тоже говорят, что им туда надо приходить и молиться, они это место холят и лелеют, и им не нравится то, что там находятся мусульмане. Тут существует определенный паритет: евреям туда можно приходить, но только в определенное время и в определенные дни, например нельзя в пятницу, когда у мусульман совершается основная молитва - намаз, а в другие дни в принципе ограничений нет. И что же мы видим? Итамар Бен-Гвир - министр национальной безопасности Израиля, который принадлежит ультрарелигиозной еврейской партии, которая имеет очень агрессивную риторику не только по отношению к палестинцам, но и по отношению к арабам, которые являются гражданами Израиля (из 10 млн граждан Израиля, 2 млн - это арабы), сказал, что ему не нравится, что евреи могут приходить на храмовую гору только в определенные часы, он хочет, чтобы у них был доступ туда всегда, вне зависимости от времени и дней недели. И его партия предложила законопроект для рассмотрения в израильском парламенте. В принципе, никаких других шагов, кроме этой новости предпринято не было, но уже этот факт обращения очень разозлил ХАМАС и в общем-то об этом военный лидер этой группировки сразу после начала первых атак сообщил, что за то, что переступили за эту красную линию, будет конфликт.
Есть и другие красные линии, например очень чувствительной темой для ХАМАСа является тот факт, что Израиль очень часто удерживает тела погибших гражданских или военных палестинцев, тех, кого палестинцы считают освободителями, а Израиль называет террористами, но так или иначе их тела удерживаются Израилем. Как многие эксперты говорят, главная причина этого, что Израиль в последствии может использовать эти тела в переговорах с ХАМАСом, мол, сделайте нам что-то, а мы вернем вам тело. Причины могут быть разные, но факт остается фактом, более ста тел палестинцев удерживалось Израилем и это ХАМАСу очень не нравится. И это как раз и является этой красной линией: перейдешь ее - будут ракеты. Это и случилось во время последней эскалации в мае, когда была пятидневная война с Израилем и Газой, тогда один и их духовных лидеров палестинского движения освобождения Хадер Аднан погиб в одной из Израильских тюрем и его тело выдавать отказались и до сих пор не отдали. ХАМАС в очередной раз пригрозил ракетами, что собственно и случилось и в ответ Израиль тоже обрушил всю свою мощь на сектор Газа.
Другая чувствительная тема для ХАМАСа - это содержание палестинских заключенных в тюрьмах Израиля. Тут мы тоже видели начала эскалаций, когда публиковались видео или вскрывались какие-то факты вопиющего обращения с палестинскими заключенными, или например когда тот же Итамар Бен-Гвир в очередной раз вышел с идеей реформирования тюремных правил и сказал, что надо сократить время на душ и множество других унизительных нововведений. Это очень сильно разозлило ХАМАС и они в очередной раз предупредили, чтобы не трогал палестинских заключенных и в очередной раз было обострение ситуации.
В общем, как мы видим, все довольно просто: есть правила игры и они обеим сторонам известны. Есть красные линии, которые начерчены и ХАМАСом, и, кстати говоря, Израилем тоже начерчены эти линии, например, когда они говорили ХАМАСу не рыть подземные тоннели под территорией их страны или о том, чтобы ХАМАС перестал производить оружие, однако эти требования не соблюдались и соотвественно у Израиля много вопросов к ХАМАСу и очень часто он решает эти вопросы военным путем. Поэтому эти правила постоянно нарушаются сторонами и мы имеем то, что имеем - эскалация за эскалация, обострение за обострением. Но скорее всего суть этого всего в том, что Израиль и ХАМАС враги изначально и очень сложно им сосуществовать вместе, а между тем ХАМАС сидит в Газе, который граничит с Израилем и это довольно продолжительная граница.
Самую высокую цену конечно платят простые мирные граждане, причем с обеих сторон, в настоящий момент погибло более пятисот человек и конечно, не все тела еще найдены, не все подсчитаны, есть очень много раненых в больницах, которые в критическом состоянии, и это только начало этого противостояния и эти цифры только будут расти.
Так и получается, что стороны, которые ненавидят друг друга, которые никак не могут договориться, а мирные жители платят за это своими жизнями.