Азбука или алфавит? С чего и как начинать и продолжать для успеха в жизни. Часть 1

Многие знают происхождение этих слов: азбука – от названия первых букв русской буквицы А – «аз», Б - «буки»: а алфавит – от первых двух букв греческого А – «альфа», В – «бета».

В русской азбуке сейчас 33 буквы, в латинском (он же английский, а также основа многих европейских) – 26.

Алфавит русский. С сайта ru.pinterest.com
Алфавит русский. С сайта ru.pinterest.com

Часто говорят «знать как алфавит». Что люди имеют в виду при этом? Они имеют ввиду, что нужно знать что-то «как свои 5 пальцев», то есть - очень хорошо, не задумываясь. Это всё синонимы того, что люди что-то знают отлично, навсегда, твердо. Знают прекрасно и пользуются без колебаний, сомнений и правильно. (https://dzen.ru/video/watch/6040ff05151e692877a39450 - ссылка на видео с тренировкой русского алфавита по порядку и вразброс)

Возникает вопрос. А знают ли вот на таком высоком уровне алфавит или азбуку дети, которые начинают учиться?

Как ни странно, даже не все старшие школьники знают алфавиты на таком уровне! Многие знают алфавиты очень хорошо.

Вроде бы они все говорят отлично! Или хорошо? Или просто быстро?.. Или многие всё же не умеют говорить быстро и при том грамотно и без матов?

Но я занимался с семиклассником, который учился в специализированной школе и изучал, кроме русского, ещё английский и немецкий. Он с некоторым трудом читал по-русски: с ошибками, с запинками. Оказалось, что он не твёрдо знал буквы русского алфавита!

Английский алфавит с произношением. С сайта relefoffice.ru
Английский алфавит с произношением. С сайта relefoffice.ru

Так что мне пришлось тренировать с ним русский алфавит или азбуку в течение примерно 40 минут. И его во время тренировки вначале физически скручивало и корёжило! В результате он начал читать быстрее и четче. Это был 7 класс и не самый глупый ребенок.

Поэтому не надо никогда думать, что если в школе прошли алфавит в 1 классе, то это означает, что все ему научились и поэтому все ученики твёрдо знают алфавит. Это неправда по факту – большинство знает нетвёрдо. Всегда нужно проверять!

Я репетитор и профессионально занимаюсь репетиторством больше 25 лет, несколько тысяч учеников через меня прошло. И некоторых я спрашивал алфавит, они бодро начинали произносить его по порядку, говорили, что у них с ним проблем нет. Когда я показывал вразброс в тексте буквы, которые часто встречается, они моментально отвечали - что это за буква, но когда я им показывал буквы из последней части алфавита достаточно редкие – Ш, Щ, Х, Ф. То ученики их называли неправильно или часто задумывались перед тем, как назвать букву! Это показывает, что они не знают алфавит на 100 процентов.

То есть, «знать, как алфавит» - это значит мгновенно и правильно узнавать что-нибудь и уметь это уверенно применять. Помню, что в начальной школе у меня были сложности с правильным написанием букв Ш и Х. Я писал «шарошо», например, и так далее!

Если вы думаете, что такое неуверенное знание алфавита не мешает учиться ученикам, то подумайте еще раз. Пусть эти буквы редкие, но учеников учат в школе читать быстро. И при этом их не учат особенно вдумываться в текст и понимать его на 100%. Поэтому многие ученики сначала читают чётко, быстро и с «выражением», а потом начинают думать, о чем они прочитали!

Этой неприятной ситуации можно избежать, если всех детей - каждого школьника 1 класса - выпускать во 2-ой класс со стопроцентным мгновенным распознаванием алфавита.

Конечно, вы можете сказать, что взрослые люди не читают по буквам слова. Они уже привыкли многие слова читать прямо целиком. Даже если в слове какая-то ошибка, то некоторые люди этого даже не замечают.

Есть даже специально придуманные тексты, где вместо букв пишут разные другие значки. Люди читают и «как бы» не видят, что там что-то неправильно написано. Это тоже особый навык, он тренируется, чем больше человек читает, тем быстрее он начинает распознавать отдельные слова быстро. Естественно, он уже не читает по буквам!

Почему в заголовок я поставил 2 синонима - алфавит и азбука? Ведь азбуку тоже называют алфавитом. Многие знают, что англичане называют свой английский алфавит АВС (эйбиси – по названию трёх первых букв, вот ссылка на видео с тренировкой английского алфавита по порядку и вразброс https://dzen.ru/video/watch/6040fd712bb74f6b4fefcc7c). В школе у нас есть ещё латинский алфавит. В нём те же самые буквы, что и в английском, только они называются не всегда так же, как в английском АВС.

Латинский алфавит с произношением. С сайта fox-fort.ru
Латинский алфавит с произношением. С сайта fox-fort.ru

Латинский алфавит у нас используется в науках: в физике, математике, биологии, химии, то есть там используются не английские названия букв. Например, названия букв А (лат. «а», анг. «эй») R (по-латински «эр», по-английски «а»). И поэтому нужно твердо отличать, что вот здесь латинские буквы, а здесь - английские и знать, где как правильно нужно называть букву.

Буквы латинского алфавита напечатаны в учебнике математики в начальной школе. И их стоит прямо тогда выучить наизусть! Чтобы ученик не путал английские названия букв на уроке английского с латинскими названиями на математике, а позже физики, химии и биологии. Потому что позже латинский алфавит уже придётся искать отдельно. Вот ссылка на видео с тренировкой латинского алфавита по порядку и вразброс https://dzen.ru/video/watch/6041aca41bd4ca05082403ff .

Кроме алфавитов есть ещё много другого нужного, что тоже требует твёрдого и уверенного знания. Но об том позже...