Найти тему
Невыдуманные истории

Протоиерей о. Иоанн Восторгов - миссионер Божьей милостью.

(1864 – 1918)

Иван Восторгов родился в семье священника Иоанна Восторгова 20 января (1 февраля) 1864 года в станице Кавказской Кубанской области. Отца Иоанна Восторгова – старшего прихожане любили за кротость, доброту и отзывчивость. Дед, Александр Восторгов, был магистром богословия, профессором Владимирской духовной семинарии.

Иван рано лишился отца. Когда он скончался, осиротевшая паства помогла матушке поставить на ноги детей – двух мальчиков и девочку.

В 1883 году Иван окончил Ставропольскую духовную семинарию.

Поскольку возможности продолжать образование не было, он решил принять сан и служить на отцовском приходе. Однако епархиальный иерей не благословил юношу на рукоположение ввиду его молодости, разрешив занять ему лишь должность псаломщика.

Ввиду тяжелейшего материального положения семьи, молодой псаломщик был вынужден подрабатывать – устроился учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии.

Преподавал молодой учитель недолго. Епископ Ставропольский Владимир 1 августа 1889 года рукоположил Иоанна Восторгова во диакона Михайло-Архангельской церкви села Кирпильское Кубанской области, а 6 августа Иоанн Восторгов был возведен в сан иерея.

На этом поприще он проявил себя с самой лучшей стороны: успел построить и наполнить утварью церковь, открыл церковно – приходскую школу, общество трезвости и даже книжный склад. Именно в это время о. Иоанн получил первую известность как талантливый проповедник. В октябре 1890 года он был переведен на должность законоучителя в знакомую ему Ставропольскую женскую гимназию. Отец Иоанн выполнял обязанности законоучителя целых семь лет и не только в Ставрополе, но и в других местах Кубанской области.

В июле 1897 года судьба о. Иоанна изменилась – он был переведен в Тифлис и назначен законоучителем сначала 1 – й тифлисской женской гимназии, а через год – 1 – й тифлисской мужской гимназии. В 1900 году, благодаря деятельности Тифлисского миссионерского братства, в одном из самых неблагоустроенных районов Тифлиса, населенного сектантами, открылись три церковноприходские школы, в которых училось до трехсот человек. Вскоре число школ возросло до восьми.

Заведующим школами был поставлен отец Иоанн. Он не только руководил занятиями, но и совершал богослужения (сначала в классах, а затем в устроенной его усилиями домовой церкви), а также проводил беседы о воспоминаемых Церковью лицах и событиях, о поведении в храме, в школе и дома. Число учащихся через несколько месяцев достигло пятисот человек, причем двадцать процентов из них составляли дети сектантов. «Пусть они сближаются с Православной Церковью, – писал отец Иоанн, – пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью».

Он настолько хорошо зарекомендовал себя, что в декабре 1900 года стал епархиальным Наблюдателем церковных школ и школ грамоты всего Грузинского экзархата. В январе 1901 года за свои миссионерско – катехизаторские труды, тогдашний Экзарх Грузии Флавиан (Городецкий) возвел о. Иоанна в сан протоиерея.

С февраля 1901 года к обязанностям о. Иоанна добавилось редактирование журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». В этом издании миссионерские дарования о. Иоанна раскрылись наиболее ярко. Именно в качестве миссионера он был командирован в персидский город Урмию с целью ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. Эта командировка длилась с 21 августа по 9 октября 1901 года. Отец Иоанн тщательно подготовился к поездке, выучив язык персидских сиро – халдеев. В итоге ему удалось добиться почти невозможного – воссоединения с Православной Церковью трех епископов – несториан: Илии, Иоанна и Мариана.1

Во время своего служения на Кавказе, отец Иоанн проявил себя не только как талантливый миссионер, но и как активный общественный деятель. В мае 1900 года при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III.

Свои многочисленные проповеди о. Иоанн посвящал памяти видных деятелей русской истории и культуры: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А.В. Суворова, В. К. Жуковского и других, стараясь пробудить на окраине Империи интерес к русскому делу.

В декабре 1903 года он был избран членом Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. В том же году утвержден секретарем Тифлисского отдела Православного Императорского Палестинского общества. Кавказское окружное управление Красного Креста 25 января 1905 года присваивает ему звание пожизненного члена Общества и избирает членом Комитета Кавказского окружного Управления Красного Креста.

В Тифлисе отец Иоанн познакомился с Экзархом Грузии – митрополитом Владимиром (Богоявленским); эта встреча была для миссионера судьбоносной. Митрополит Владимир не забыл талантливого проповедника и после своего перевода в Москву выхлопотал и ему в 1905 году перевод в первопрестольную.

С января 1906 года протоиерей Восторгов – проповедник – миссионер Московской епархии с правами противосектантского миссионера.

Несмотря на крайнюю занятость, отец Иоанн объездил почти всю страну – от Черного моря до Тихого океана; его инициативность и энергичность поражает. Вот список его посещений городов и только за 1908 год: Москва, Иркутск, Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт и список этот далеко не полный.

Главное, что нужно отметить – проповедник не ограничивался проповедями только на церковную тематику. Он старался охватить и другие проблемы – многие аспекты церковной, государственной, общественной, семейной жизни и осмыслить их согласно с духом Евангелия.

Как и многие другие русские патриоты, отец Иоанн не жаловал евреев и считал, что «социализм, столь много нашумевший, является исключительно делом еврейских умов».

Во время революционной смуты 1905 года Восторгов оказался в Москве и сразу же включился в антиреволюционную борьбу. Он вступил в Русскую Монархическую партию (РМП), основанную В. А. Грингмутом, стал членом Союза Русского Народа (СРН). Осенью 1906 года он принял активное участие в работе Третьего Всероссийского съезда Русских Людей, который проходил в Киеве.

Отец Иоанн вел чрезвычайно активную деятельность, выступал с речами и воззваниями. В августе 1907 года он участвовал в работе Нижегородского миссионерского съезда. В 1908 году в Киеве на 4 – м миссионерском съезде в Киеве отец Иоанн выступи с обстоятельным докладом о необходимости для духовенства вести борьбу с социализмом. В декабре 1906 года отец Иоанн был удостоен права ношения митры.

Революция была подавлена и власть во главе со Столыпиным приступила к решению неотложнейшей и главнейшей задачи – ликвидации крестьянского безземелья. В ходе агарной реформы крестьянство массово переселялось в районы Сибири, и встала задача духовного окормления переселенцев. В 1908 году отец Иоанн совершил поездку по Дальнему Востоку, и по возвращении был принят Императором Николаем ІІ, которому высказал идею создания Братства Воскресения Христова для удовлетворения духовных нужд крестьян – переселенцев.

Царь поддержал инициативу, и Братство было открыто 8 января 1909 года, молебствие совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Главной проблемой в то время руководители Братства считали нехватку священников для переселенцев.

В течение первого года работы Братства было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. Позже - в 1912 году - отец Иоанн организовал пастырско – миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, а в 1913 году – в Иркутске и Ташкенте.

Сильнейший удар патриотическому движению был нанесен в январе 1909 года и отнюдь не врагами Самодержавия, а ...православным священноначалием. Под весьма лукавым лозунгом «Церковь вне политики» была предпринята попытка запретить духовенству участие в деятельности политических партий.

С величайшим трудом отцу Иоанну удалось отстоять в Св. Синоде идею о необходимости участия священников и монахов в правых организациях. Огромную роль в этом сыграла поддержка и доверие Императора Николая ІІ, выразившиеся в награждении отца Иоанна орденом Св. Владимира 3- й степени.

Вдохновленный Монаршей милостью, о. Иоанн опять отправился в очередную миссионерскую поездку по Сибири, Дальнему Востоку, Китаю и Японии.

Во время этой поездки отец Иоанн совершил поступок, который характеризовал его в полной мере как человека необычайно мужественного — в переселенческом пункте города Сретенска он после молебна для шести тысяч переселенцев посетил бараки с заразными больными.

По возвращении в Москву отец Иоанн организовал пастырские курсы, на которых готовились священнослужители и миссионеры для епархий Сибири и Дальнего Востока.

В сентябре 1909 года отец Иоанн был назначен настоятелем Князь – Владимирской церкви при Епархиальном доме. Этот факт был уникальным – высокой чести был удостоен священнослужитель, не имеющий высшего духовного образования!

Неутомимаядеятельность ИоаннаВосторгова была высоко оценена – в марте 1910 года состоялся Высочайший прием монархической делегации, которую возглавлял Восторгов. А уже в мае он опять отправился в поездку по Сибири и Дальнему Востоку.

В июле 1910 года в Иркутске он организовал Общемиссионерский съезд, на котором выступил с докладом о задачах православных миссионеров в Сибири. После съезда состоялось совещание представителей сибирских монархических организаций в Сибири.

Возвратившись в Москву, в августе 1910 году отец Иоанн проявил себя на новом поприще – он стал у истоков женского богословского образования в Москве. Там были созданы женские научно – богословские курсы и Союз христианских матерей под председательством графини Коновницыной и отец Иоанн был назначен заведующим курса.

31 мая 1913 года отец Иоанн был назначен настоятелем одного из красивейших храмов России, ставшего главным её международным символом даже в период богоборческой власти – Покровского собора на Рву, более известного как храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы.

В 1913 году был нанесен еще один удар по монархическому движению и он оказался смертельным – Св. Синод запретил лицам духовного звания занимать руководящие посты в политических партиях и движениях. Руководящие посты в монархических движениях были вынуждены оставить протоиерей Восторгов, архимандрит Макарий (Гневушев), архимандрит Виталий (Максименко) и многие другие представители православного духовенства.

Обязанности руководителя Русского Монархического Собрания Иоанн Восторгов был вынужден сложить с себя 13 сентября 1913 года. Освободившись от этих обязанностей, отец Иоанн отдался литературно – издательской деятельности. Он участвовал в издании и активно публиковался в целом ряде монархических изданий, выходивших в Москве: газете «Церковность», «Московские церковные ведомости», газете РМС «Патриот», газете «Русская земля», журнале «Верный» и «Потешный».

Начали выходить тома сочинений отца Иоанна; к 1916 году ему удалось выпустить пять томов полного собрания сочинений.

Во время Первой мировой войны он продолжал служить настоятелем собора Василия Блаженного. Из – за угрозы оккупации Белоруссии немцами в Москву были перевезены мощи младенца Гавриила Белостокского. Рака с мощами была установлена в соборе, где настоятельствовал отец Иоанн. Это обстоятельство было позже использовано большевистскими властями в 1919 году для обвинения отца Иоанна и некоторых других клириков прихода в антисемитизме.

С мрачными чувствами встретил отец Иоанн февральские события 1917 года — отречение Императора НиколаяII. В стране наступило всеобщее помешательство – незнакомые между собой люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с «падением тирании». Это сумасшествие, к сожалению, охватило даже духовенство – оно наивно считало, что с падением Монархии в жизни Церкви ничего не изменится. Священнослужители самых высших рангов не предприняли абсолютно ничего, чтобы выступить на защиту Царя и сделали вид, что поверили в добровольность Его отречения. В начале марта 1917 года на совещании представителей духовенства Москвы было принято решение «во имя пастырского и патриотического долга» подчиниться Временному правительству.

Фактически этим решением подтверждалось отречение священства от Царя. Справедливости ради необходимо отметить, что Иоанн Восторгов находился в их числе. Более того, он был избран председателем того самого собрания. Но, к чести отца Иоанна, он быстро опамятовался и вскоре вошел в состав монархической организации «Союз верных», созданной Н.Е. Марковым для освобождения Царской Семьи. Судить отца Иоанна за его «либеральную» слабость не повернется язык: вспомним, что и апостол Петр отрекался от Христа. И как апостол Петр, так и отец Иоанн принял мученическую смерть за Бога и Царя.

После февральского переворота 1917 года Церковь жила идеей восстановления патриаршества. Для этого был избран Поместный Собор, и отец Иоанн принял в нем участие. Во время работы Собора власть в Москве захватили большевики, обстреляв Кремль и впервые пролив братскую русскую кровь. Как человек цельной натуры, отец Иоанн не мог и не хотел принять новый порядок, установленный большевиками после переворота в октябре 1917 года.

Отец Иоанн, не раздумывая, выступил против большевистской власти. Он призвал всех православных людей, сплотившись вокруг Православной Церкви, выступить против большевизма. В феврале 1918 года, разоблачая демагогию большевиков, он писал в газете «Церковность»:

Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово.

Но публицистической деятельностью отец Иоанн не ограничивался. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади и с Лобного места в своих проповедях без страха обличал богоборческую власть, разоблачал силы зла, пришедших под красивым лозунгом «свободы, равенства, братства». Он без устали разъяснял людям, что революция приведет к необратимым гибельным последствиям.

Неудивительно, что это вызвало неудовольствие новых властей. За отцом Иоанном следили специально приставленные агенты – чекисты. По их доносам большевистские власти обвинили о. Иоанна в разжигании антисемитизма, используя в качестве повода то, что в храме Василия Блаженного хранилась частица мощей св. мученика Гавриила Белостокского, младенца, ставшего в 1690 году жертвой иудейских сектантов. Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным. Тогда власти решили прибегнуть к провокации. Они обвинили о. Иоанна в том, что он дал согласие на продажу Епархиального дома, который к тому времени был отобран большевиками. Прихожане собора Покрова на рву собрали 20 тысяч рублей, чтобы нанять адвоката – люди ещё верили в силу закона. Но вопреки закону и здравому смыслу, о. Иоанн был осужден и приговорен к расстрелу.

23 августа/5 сентября 1918 года протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян - в первый день после объявления красного террора. Обстоятельства его казни описал один эсер,выпущенный из тюрьмы как «классово близкий» и эмигрировавший. Он рассказывал не как очевидец, а со слов некоего солдата, который то ли закапывал тела, то ли был участником расстрела. Этот рассказ был опубликован заграницей в эсеровском сборнике, разоблачавшем злодеяния большевиков, откуда был перепечатан монархическим журналом «Двуглавый орел», а в новейшее время часто перепечатывался без анализа его содержания. Вот отрывок из воспоминаний:

По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем проститься друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных смертников. Затем все подошли под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, после чего простились друг с другом. Первым к могиле бодро подошел протоиерей Восторгов, который сказал несколько ободряющих слов всем остальным, приглашая их с верой в милосердие Божие в скорое возрождение Родины принести искупительную жертву. «Я готов», - закончил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его за левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к другим своим жертвам.2

Вместе с были казнены епископ Селингинский Ефрем (Кузнецов), бывший министр внутренних дел Н. А. Маклаков; бывший министр юстиции Российской империи, последний председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов; бывший министр внутренних дел А. Н. Хвостов и бывший сенатор С. П. Белецкий.

Свидетель отметил, что палачи «высказывали глубокое удивление отцу Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову перед страшною ожидавшею их участью». Тела всех казненных в этот день восьмидесяти человек были ограблены.

Так закончил свою земную жизнь великий русский патриот, настоящий православный пастырь, митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года он был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.

(Продолжение следует)

1 Несторианство - христианская ересь. Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428-431 гг. Константинопольским Патриархом. Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа. (drevo – info.ru).

2 Польский М., протосвитер. Новые мученики Российские. Джорданвиль, 1949.