Утраченную в 1930 годах технологию изготовления местных игрушек из беложгущейся глины восстановили и сохраняют народные мастера.
О том, как возрождается воронежская "заманка" в материале портала "Мой Воронеж".
«В каждой избушке – свои погремушки»
Дымковская, каргапольская, филимоновская глиняные игрушки у всех на слуху ещё с советских времён. А вот о том, что до революции практически в каждой российской губернии существовали свои традиции изготовления игрушек из этого природного материала и Воронежская область – не исключение, знают не многие.
Открытием когда-то стал этот факт и для народного мастера Воронежской области Елены Широковой. Педагог по образованию она занималась с ребятами в детском саду лепкой.
– Как правило, и раньше, и сейчас воспитатели стараются идти по наиболее простому пути – лепят с детками из пластилина. Но разве сравнится он с глиной? Она более пластична и даёт больше возможностей для творчества. Мне захотелось попробовать сделать с ребятами настоящие глиняные игрушки. Оказалось, что с советских времён у нас сохранился целый пласт методических наработок по той же дымковской игрушке, – рассказывает Елена Ивановна. – Позже я стала интересоваться этой темой и узнала, какое разнообразие глиняных игрушек существует, стала искать воронежскую составляющую.
Новое увлечение настолько захватило Елену, что она даже написала свою обучающую программу, с которой стала лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2015». В это же время она отыскала народного мастера Галину Арефьеву – человека, который в 1991 году возродил технологию изготовления воронежской «заманки», и стала у неё учиться основам ремесла.
– К сожалению, об истории нашей воронежской «заманки» мало что известно. Галина Ивановна воссоздавала её на основе книги краеведа и художника Николая Валукинского «Игрушки Воронежской губернии», изданной в 1925 году, а также по археологическим фрагментам. Как-то Галине Ивановне удалось найти жаворонка, которому более ста лет, в нашем краеведческом музее есть гусь, петух, козлик. В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге хранится несколько воронежских «заманок» начала XX века, в первую очередь, «барыни», вот, пожалуй, и всё что осталось от нашей исторической «заманки», – рассказывает Елена Широкова.
Птички-свистульки, барыни-мамки и Всадник Судьба
Как правило, глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончарных мастерских. Тот, кто видел ребятишек с такими игрушками понимал – в этом селе работает гончар и у него можно приобрести необходимую посуду.
– Весёлые звуки свистулек заманивали покупателей в гончарную лавку, отсюда и слово «заманка», которое в Воронежской губернии стало синонимом слова игрушка, – поясняет народный мастер.
Воронежская «заманка» создавалась по мотивам окружающей природы и быта. В коллекции работ Елены Широковой целые «стаи» птиц-свистулек – одна не похожа на другую. Тут и соловьи, и жаворонки, и зарянки, и синичка на пенёчке. Есть и домашние животные – коровы, козлики.
Особое место занимают воронежские барыни, ярмарочные сюжеты и Всадник Судьба. Последняя фигурка тесно связана с обрядом крещенских гаданий, эту народную традицию прекрасно описал ещё Василий Жуковский в своей «Светлане».
– Приметы были разными, в Воронежской губернии, загадав на жениха, девушка выглядывала в окошко. Считалось, что если на коне проедет молодой мужчина, то в этом году она выйдет замуж, а если старый – то нет. Вот отсюда и игрушка Всадник Судьба, видите какой молодец да красавец, – смеётся Елена Ивановна.
Была чёрной, стала белой
Всё время пока мы разговариваем, Елена Ивановна лепит новую игрушку-свистульку из мягкой, как хорошо вымешенное тесто для пельменей, чёрной глины. Удивляюсь такому цвету и тому, как из неё получаются белоснежные барыни.
– Наша глина чёрная, потому что в ней очень много органики – остатков умерших растений и животных. Пластам, из которых мы её берём около 125 млн лет, по ним ещё динозавры и мамонты могли ходить. После обжига игрушек в печи, органика сгорает, и они становятся молочно-белыми, – объясняет Елена Широкова.
Использование так называемой беложгущейся глины – это одна из основ технологии изготовления воронежской «заманки». Глину мастера берут из карьера в девицком Белом Колодце.
Чтобы она стала пригодной для лепки игрушек, её вымачивают в среднем около двух недель (всё зависит от объёма материала). Важно, чтобы каждая частичка впитала в себя воду. Когда глина становится похожа по консистенции на сметану, её протирают через сито, чтобы избавиться от мелких камешков, из-за которых в готовых изделиях могут возникнуть трещины.
Все, кто пытался лепить из глины, знают, что материал этот хотя и очень пластичный, но с характером. Если игрушка не хочет «рождаться» она может сломаться во время лепки и даже, по словам Елены Ивановны, взорваться уже в печи. Для обжига своих игрушек мастер использует специальную муфельную печь.
– Горн сейчас уже почти никто не применяет, это и сложно, и пожароопасно, – говорит она.
Традиционно воронежские игрушки расписывали пятью цветами – жёлтым, зелёным, красным, синим и малиновым. А затем изделия «оживляли» серебром.
– Мы с Галиной Ивановной расписываем игрушки акриловыми красками, они хорошо впитываются в глину. В старину, как показывают этнографические исследования, пользовались растительными красителями – был там и тёртый кирпич, и корень лопуха. Ещё один интересный момент: воронежские барыни, которые стоят в Российском этнографическом музее – глазурованные. Такую глазурь делали, смазывая изделия дёгтем, а потом посыпая порошком свинца и обжигая в печи. Свинец очень ядовитый металл, поэтому и гончары в старину умирали рано, – рассказывает мастер.
Сегодня для своих гончарных изделий Елена Ивановна использует более безопасный состав глазури, компоненты для которой приобретает через Интернет. А игрушки не глазурует совсем, так уж повелось, что, когда Галина Арефьева возрождала воронежскую заманку, о глазури сведений ещё не было.
Пока земля рождает мастеров…
Елена Широкова считает, что ей очень повезло учиться вживую у Галины Арефьевой.
– Когда ты только начинаешь работать с игрушкой, и стараешься не просто слепить нечто, а сохранить традиции, очень важно, чтобы настоящий мастер тебе подсказал и как камеру для свистка сделать, и где дырочку лучше проколоть. А то бывает люди посмотрят сорок минут какой-нибудь мастер-класс по Интернету, а потом выставляют свою работу и утверждают, что это воронежская «заманка», – возмущается Елена Широкова. – Я понимаю, радость человека, что ему удалось сделать что-то своими руками, ну тогда и подписывать эти работы надо вроде: «Вот слепила по мотивам народной игрушки».
…6-летняя дочь Елены Ивановны почти всегда рядом с мамой во время лепки, старается помочь. Сыну-подростку больше нравится гончарный круг.
– В целом дети и молодёжь традиционными ремёслами сейчас мало интересуются, жаль, конечно, – вздыхает мастер. – Но, верю, что ситуация изменится. Сегодня у нас многое делается для того, чтобы возродить народные традиции.
По словам Елены Широковой, очень помогает в этом работа «Воронежского центра народного творчества и кино» в целом и школы народных ремёсел в частности. Воронежские мастера участвуют в различных конкурсах, выставках, фестивалях, как у нас в регионе, так и за его пределами. Последний из них – X Всероссийский фестиваль народной игрушки, который прошёл в Центральном парке Воронежа, собрал тысячи зрителей.
– Моя знакомая прошла пешком через пол-Воронежа с ребёнком в коляске. Взяла ему мою свистульку – протягивает, а он не берёт, не понимает, маленький ещё совсем. Я ей посоветовала: повесь над кроваткой, пусть просто смотрит. На следующий день звонит, оказывается ребёнок дотянулся до игрушки и сам научился свистеть, – рассказывает Елена Широкова. – Думаю, что так и все наши дети, если будут видеть что-то действительно красивое, проверенное веками, со временем поймут, что настоящее, а что пустышка. Поэтому я уверена, пока земля рождает мастеров, будет жить и народная игрушка и наши традиции!
Ольга Семёнова
Фото автора и из архива Елены Широковой