Игра случая в «Повестях Белкина»

Источник* Яндекс. Картинки
Источник* Яндекс. Картинки

В родовом имении Болдино Пушкин оказался осенью 1830 г. по делам наследства и оформления приданого для своей невесты. Волею судьбы его планы были нарушены и предсвадебные хлопоты пришлось отложить. Вспышка эпидемии холеры задержала его в Болдино почти на три месяца, санитарные карантины не давали возможности вернуться в Москву. Пушкин в своем невольном заточении много работает, создав множество поэтических произведений. Впервые тогда поэт обратился к прозе и написал повести в разных жанрах, придав каждой свой собственный стиль.

С этих пяти повестей началась русская реалистическая проза, которая пришла на смену романтическим произведениям. Отличительной чертой пушкинской прозы стали простота и краткость изложения, которые поэт определил словом «смиренность». Пушкин создал новаторские произведения, пародирующие традиционные литературные штампы и ломающие привычные сюжетные схемы.

Но современниками поэта его прозаический цикл был принят скептически. После публикации сборника в 1831 г. повести воспринимали как незатейливые «анекдоты» и «побасенки». Белинский назвал их забавными сказками для чтения в кругу семьи, которые доставят удовольствие и станут спасением от скуки. Но по уровню мастерства и глубине содержания критик счел эти произведения сносными для начинающего автора, но посредственными для Пушкина.

Многие считали, что Пушкин использовал псевдоним, чтобы избежать осуждения консервативной критикой своего прозаического опыта. Автором повестей стал вымышленный Иван Петрович Белкин, а себя Пушкин представил издателем. В предисловии дано жизнеописание Белкина: Иван Петрович был сыном секунд-майора, обучен был сельским дьячком. Отслужив в егерском полку, честный офицер в отставке стал скромным помещиком, уединившись в родительском имении. Белкину нравилось записывать разные истории из жизни других людей.

Нет повестей, написанных проще, но по сути они непросты и интересны. За внешней фабульной простоватостью скрывается глубокий содержательный смысл. У историй несколько повествователей: ироничный издатель (реальный автор), простоватый Белкин (придуманный собиратель интересных житейских историй), и те, от кого Белкин услышал эти истории. Создается впечатление, что источником для сюжетов стала сама жизнь людей, а не творческая фантазия одного человека. Объединены повести общей идеей: реальная жизнь гораздо интереснее самых невероятных фантазий, часто преподносит сюрпризы и непредвиденные перемены в человеческих судьбах по воле случая, зачастую невозможно предугадать и просчитать ход событий.

"Но провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного, мгновенного орудия провидения…" А.С. Пушкин

В первой повести «Выстрел» три повествователя: подполковник И.Л.П., граф и Сильвио. Главный герой свою жизнь посвятил идее мести человеку, который уязвил его самолюбие на дуэли, уплетая с наслаждением черешню перед лицом смерти. Сильвио жаждал отмщения обидчику, оттачивая свое мастерство в стрельбе и выжидая момент, когда тот начнет дорожить своей жизнью и осознает ее ценность. Когда Сильвио узнал, что граф женился и счастлив в браке, он решил, что пришло время его мести. Но в конце, увидев слезы испуганной жены графа, не смог сделать ответный и долгожданный выстрел. Он пожертвовал уязвленным самолюбием ради счастья других людей, на память оставив пулевую отметину в картине на стене. Годами вынашиваемый план беспощадного мстителя в мгновение был разрушен его собственным состраданием. Парадоксально, что великолепному стрелку Сильвио суждено было погибнуть в рукопашной кровавой схватке между греками и турками под Скулянами, где не было сделано ни единого выстрела.

Вторая повесть – «Метель». Эту историю, напоминающую трагикомедию, Белкин узнал от девицы К.И.Т. Герои повести сочинили себе любовную историю в романтическом духе: тайный побег из отчего дома и венчание без родительского благословения, возвращение и прощение родителей, которые на самом деле и не противились выбору дочери. Но внезапная метель (случай, рок, судьба) спутала их планы. С бесчувственной невестой шутя обвенчался проезжий гусар, направляющийся на войну, а ее жених, так и не нашедший церковь во время роковой метели, вскоре погибает. Судьба наказала героев вынужденным затворничеством за легкомысленные поступки в юном возрасте, но вознаградила за страдания и одиночество. Бурмин и Мария Гавриловна выстрадали свою настоящую любовь и обрели счастье.

Третья повесть – «Гробовщик». Белкин услышал эту историю от приказчика Б.В., в ней повествуется о новоселье похоронных дел мастера Андриана Прохорова. Сюжет напоминает романтические баллады: живой человек общается с мертвецами. В странном сне гробовщик видит своих клиентов-покойников, которые дали возможность ему заработать. Прохорова начинает мучить совесть перед теми, с кем он поступил против совести.

Эта повесть была написана первой, но Пушкин отвел ей центральное место в цикле, она словно является носителем его духовного смысла. «Гробовщик» написан в сущности ни о чем: в конце становится ясно, что все события происходили не наяву, а во сне. Но этот сон побудил героя к покаянию. Угрюмый человек, никогда не чувствовавший радости, осознав, что встреча со смертью была лишь сном, преодолел уныние и возрадовался простому счастью, которое дарует жизнь.

Четвертая повесть – «Станционный смотритель». Титулярный советник А.Г.Н. описал жизнь смотрителя Вырина, который сам поведал постояльцу о судьбе дочери, увезенной проезжим гусаром в Петербург. Снова читатели не увидели ожидаемый финал, на который дан намек в иллюстрациях притчи о блудном сыне. Несчастный отец пытается спасти своё блудное дитя и вернуть в отчий дом, а от бессилия желает любимой дочери даже смерти как избавления от позора. Но жизнь снова преподнесла сюрприз и сломала традиционные представления. Дуня избежала постыдной участи, стала счастливой матерью и барыней. Однако так и не смогла освободиться от чувства вины перед брошенным отцом.

Последней повестью стала «Барышня – крестьянка». Эту водевильную историю Белкину поведала девица К.И.Т. Дворянская девушка выдает себя за крестьянку, чтобы увидеться с сыном соседского помещика, враждующего с ее отцом. Алексей влюбляется в Лизу и готов переступить через условности, чтобы жениться на крестьянской девушке. Играя в естественность, герои пренебрегают сословными предрассудками и обретают истинную естественность. В итоге игра и обман не привели героев к тупиковой ситуации, остроумный розыгрыш подарил шанс обрести счастье.

Автор не дает оценок героям и их поступкам, но наводит на мысль, что внешнее поведение бывает обманчиво, а созданный человеком собственный образ часто имеет мало общего с его подлинным обликом. В шутливом духе Пушкин низложил литературные идеалы романтизма и сентиментализма, затеял литературную игру с читателем, предлагая непредсказуемые развязки, иронично разворачивая сюжеты так, чтобы герои раскрыли свою истинную суть и были вознаграждены простыми житейскими радостями.

Спасибо за прочтение, лайк и комментарий

Секреты книжных переплетовФилологические загадки, познавательные тесты по литературе и русскому языку, рецензии и многое другое. Ссылка на канал в Паблико https://pabliko.ru/@id18453/
370 подписчиков