Приветствуем, друзья! Мы уже рассказывали вам, как важно выбрать правильный момент затяжки: не дотянешь – узел развалится на ходу, перетянешь – повредишь соединение. Исключить человеческий фактор в этом важном деле нам помогают динамометрические ключи.
Ещё бы, ведь такой инструмент позволяет не только сделать крепление надежным, но и сохранить в целости метизы и гайки, исключить перекосы при сборе узлов и агрегатов, исключить брак в работе, да и просто сэкономить время и избежать травм.
Видов динамометрических ключей несколько:
Предельные - щелчковые, или пружинные, являются самыми распространенными. В них значение крутящего момента задается перед затяжкой, а когда в процессе работы оно достигается – ключ щелкает и перестает передавать момент на соединение. Погрешность в работе не превышает 4%.
Шкальные (стрелочные) ключи – название говорит само за себя, на них есть шкала, которая показывает текущее значение крутящего момента. При затяжке нужно следить за показаниями, и остановиться самостоятельно, когда нужный момент достигнут. Погрешность – от 5% до 20%. В процессе эксплуатации точность такого ключа постепенно снижается из-за особенностей конструкции.
Цифровые ключи, или электронные будут получше первых двух. Значение крутящего момента выставляется перед затяжкой, замер усилия производится цифровыми приборами. Когда нужное значение достигнуто, звучит сигнал, и затяжка останавливается. Погрешность – около 1%. Они используются для самых ответственных соединений.
От чего зависит момент затяжки и его значение? Как его узнать?
Всё просто. Нет необходимости знать все моменты затяжки наизусть, достаточно обратиться к специальной таблице, и знать тип прочности болта и тип резьбы. Все параметры отражены в ГОСТах и технической документации к автомобилю. Или к конкретному соединению. Обратившись к ним, вы можете подобрать момент затяжки любого болта за пару минут.
Так как Worktruck специализируется на ремонте техники Скания, то перед тем, как ремонтировать автомобили, мы обращаемся к специальному каталогу Малти, где обозначены основные моменты затяжек почти всех узлов. Если в нем не можем найти нужный, обращаемся к универсальной таблице, где, зная прочность и размер болта можем подобрать нужный момент затяжки.
Вот как она выглядит:
То есть для восьмой, например, резьбы и класса прочности болтов 8,8 нам нужно выставить момент затяжки 23 Нм.
Процесс затяжки соединений
Как проходит процесс затяжек резьбовых соединений. Берем болт, очищаем его от загрязнений. Убеждаемся в том, что он не деформирован и резьба на нем цела. Смазываем болт, лишнюю смазку удаляем. Определяем нужный момент затяжки – берем его из каталога или таблицы. После чего обычным ключом затягиваем соединение плотно, но не туго.
Кстати, подробное видео со всей информацией можно посмотреть на нашем канале:
Далее используем динамометрический ключ и затягиваем. Оптимальный вариант – затянуть до нужного значения, подождать несколько секунд и проверить момент. При необходимости затянуть снова и так несколько раз.
Как видите, правильно затянуть соединение не так уж и сложно. Обладая этими знаниями, мы и ремонтируем, восстанавливаем автомобили качественно и надежно. Обращайтесь!