132 подписчика

Жизнь смешная, но невеселая

#читатель_пишет Журналист Владислав Толстов, блог «Читатель Толстов»: Ксения Полозова, «Водолаз Коновалов и его космос».

#читатель_пишет

Журналист Владислав Толстов, блог «Читатель Толстов»:

Ксения Полозова, «Водолаз Коновалов и его космос».

Уже после того, как я прочитал эту книгу; после того, как заочно познакомился с Ксенией Полозовой (и рад, что она приедет в Тверь на «Тверской переплет»); после того, как перечитал книгу еще раз (и знаю, что перечитаю еще не раз и не два)… в общем, мне есть что сказать по поводу книги «Водолаз Коновалов и его космос».
Первое удивление – что это, оказывается, дебют. «Коновалов» крепкая, мастеровитая, отличная проза, написанная даже, я бы сказал, с некоторым стилистическим щегольством. Чем-то показалось мне похожим на книги Марины Степновой – я Степнову как автора не люблю, не моя литература, но не заметить, с каким изяществом, тонкой отделкой написаны ее книги, невозможно.
«Водолаз Коновалов» настолько хорош оказался при первом прочтении, что я даже подумал поначалу, что это мистификация. Нет никакой Ксении Полозовой, а какая-нибудь известная писательница (может, та же Степнова) под этим псевдонимом написала книгу. Ну, как Стивен Кинг написал несколько книг под псевдонимом Ричард Бахман – потому что хотел доказать, что читателям важно качество текста, а не фамилия на обложке. Но нет, Ксения Полозова реально существует, она живет в Ярославле и книгу написала сама.
Второе удивление – женщина написала книгу с глубоким погружением в мужскую психологию. Тут надо объяснить. В книге главный герой, собственно Юрий Коновалов – это такой хороший дядька, который в одночасье лишился и любимой работы, и любимой женщины. Жена ушла, с работы уволили. И вот он сидит на табурете в кухне и не знает, что дальше делать. Я читал и только что в голос не кричал – верю! Верю! Я сам когда-то остался без работы, полтора года обзванивал и обходил тверские редакции, но безуспешно. Когда живешь как будто в состоянии невесомости или водолаза, медленно опускающегося в глубину. Вот это ощущение несправедливости, какого-то экзистенциального трындеца, когда вроде все правильно делаешь, а ничего не получается – это у Ксении Полозовой описано очень убедительно. Вообще сильное ощущение, что эту книгу написал человек, который потерял любимую работу и вот он сидит оглушенный и ничего не может придумать, кроме как переплавить свою обиду и боль в слова. Потом, правда, заканчивается «мужская» часть романа и начинается женская – водолаз попадает в какие-то сказочные обстоятельства, там такие тонкие лирические описания, которые могла сочинить только женщина, не буду раскрывать всех красот романа (а их немало).
И третье удивление – эта книга местами очень смешная, но совершенно невеселая. Такое тоже может написать только очень талантливый человек. Водолаз Юра Коновалов, случается, оказывается в довольно комичных ситуациях, но ему невесело, вот в чем дело. У него нет будущего, нет мечты, нет представления, как жить дальше (там есть гениальная фраза «будущее поступило с Коноваловым подло»). Это редкий случай в современной русской прозе. Обычно писатели стараются своих героев поддержать, придумать им историю со счастливым концом, или хотя бы натужно похохатывают, описывая их похождения, но в «Водолазе Коновалове» перед нами предстает герой, который и так-то работал, паря в торще воды без точки опоры, а тут у него в жизни выбили опору, и жизнь закончилась. Хотя какие-то встречи, события, разговоры еще продолжаются. Фолкнера, когда он Нобелевскую премию получил, спросили, считает ли он, что человеческая жизнь в основе своей трагична, и Фолкнер немедленно ответил – да, безусловно. Вот и здесь то же самое: герой без будущего (с непонятным будущим), история без хэппи-энда и мужик без опоры – ни семье подпорка, ни производству спец. Так честнее, так (с подобным ощущением) большинство российских мужиков и живут.