Найти тему

Что не означает «строгость»

Моими самыми любимыми учителями были очень строгие женщины. Вспоминая их, я хорошо понимаю, каким должен быть строгий педагог, и точно знаю, что строгость не означает.

Мой первый строгий педагог – учительница русского языка и литературы Ольга Дмитриевна. Она была высокой, стройной, с мелкими чертами лица, и мы никогда не видели её смеющейся. При хорошем настроении у неё лишь поднимались уголки тонких губ и слегка менялись глаза. Весёлый нрав – это не про неё, а вот строгость – да.

Я была одной из лучших её учениц и она много вкладывала в меня. Готовила к олимпиадам и к поступлению на факультет журналистики. Мы писали с Ольгой Дмитриевной сочинения, бесконечное количество тестов, а ещё я много готовила статей в газету и моя учительница следила за публикациями.
У нас с ней складывались прекрасные, доверительные отношения. Но больше, чем четвёрку, она мне никогда не ставила. Да, трудно было это понять, но, видимо, Ольга Дмитриевна всегда оставляла для меня задел на будущее, чтоб было к чему стремиться. И на самом деле я благодарна ей за это.

Это наш курс журфака на вручении диплома.
Это наш курс журфака на вручении диплома.

Вторым строгим педагогом была Галина Владимировна, преподаватель на журфаке. Она стала моим научным руководителем на пять лет учёбы в университете и олицетворением преподавательской строгости.

Немногие мои однокурсники понимали, почему я выбрала именно её, ведь на первом же курсе она заставила нас сильно понервничать на экзамене. Это был предмет «Основы журналистики», как сейчас помню. Группа из 30 человек сдавала его с 8 утра до 9 вечера, до самой темноты. Получить четвёрку на этом экзамене было просто неимоверным везением, чудом.

То же самое Галина Владимировна устроила нам на втором курсе с предметом «Правовые основы журналистики». Кстати, уже 14 лет прошло после получения диплома, а правовые основы у меня до сих пор от зубов отскакивают.

Галина Владимировна была тоже строгой, аскетичной, лет 45-50 на вид. Но я нисколько не пожалела, что выбрала именно её научным руководителем – она заставляла глубоко мыслить. Диплом, который мы вместе с ней готовили, я защитила на отлично. Хотя на экзаменах Галина Владимировна была весьма требовательна и придирчива: всего несколько отметок «отлично» на курс из 50 человек, в основном, все получали тройки или отправлялись на пересдачи.

Галина Владимировна со студентами журфака (в первом ряду слева).
Галина Владимировна со студентами журфака (в первом ряду слева).

Этим двум педагогам присуща одна черта – строгость к ученикам и будто бы скупость на отличные отметки. Возможно, из-за этого многие учащиеся их сторонились и побаивались. Я же, наоборот, хотела обнять при встрече. Потому что видела в них прекрасные человеческие и педагогические качества. Я теперь точно знаю, что строгость не означает.

Во-первых, строгий не значит злой, грубый и агрессивный. От двух моих любимых педагогов я никогда не слышала грубых слов в адрес учеников и студентов. Да им и повышать голос не нужно было – дисциплина на уроках всегда была примерная. Эти женщины могли одним взглядом успокоить шумный класс. Строгие, в то же время добрые, вежливые, деликатные, тактичные.
Во-вторых, строгий не значит, что не любит детей. О, в школьные годы я как раз делила учителей на тех, кто любит детей, и на тех, кто терпеть их не может. Мы с подружкой такой вопрос однажды напрямую и задали: «Ольга Дмитриевна, а вы детей-то любите?»

«Да я жить без вас не могу», – очень искренне сказала учительница, ей невозможно было не поверить.

Были ведь у нас и другие учителя: обзывающиеся, бьющие линейкой по затылку, демонстративно не разговаривающие с кем-то из учеников, как бы наказывая своим игнорированием, постоянно кричащие. К таким не хотелось идти на урок.

В-третьих, строгий не значит замкнутый и необщительный. Да, с большинством из моих одноклассников Ольга Дмитриевна не заводила откровенных разговоров. Но так как я чаще других ходила к ней на занятия из-за олимпиад и экзаменов, то я знала историю её знакомства с мужем, о студенческой жизни, внуке, живущем на Севере, и многое другое.

Через много лет мы встречались, обнимались. Ольга Дмитриевна всегда интересовалась, как у меня дела, где я работаю, не собираюсь ли замуж.

Вот уже 10 лет я живу далеко от своего родного сибирского региона и не могу встретиться с любимыми педагогами. Но я с уважением и трепетом вспоминаю дорогих мне учителей. Да, строгих, да, требовательных, но очень добропорядочных, деликатных, справедливых. Они всегда с большим уважением относились к своим ученикам и студентам. Учительница русского языка Ольга Дмитриевна – давно на пенсии, а вот Галина Владимировна до сих пор преподает на журфаке. Я по обеим очень скучаю.

Екатерина Босова

А вы скучаете по своим учителям?