Опыт работы с китайцами (1/2)
Не являясь специалистом по Китаю, хочу поделиться чисто своим опытом работы с китайцами за последние (с перерывами) 20 лет. Так как китаеведение в Германии было и остается на очень слабом уровне, информация черпалась от самих китайцев, своеобразных «специалистов» и консалтинговых компаний. К моему дикому удивлению, даже большие концерны не подключали настоящих специалистов из Британии или США для понимания настоящего Китая. Руководители компаний велись на гарантии китайцев и возможную хорошую прибыль, из-за этого у некоторых компаний были большие проблемы выхода на китайский рынок и дальнейшего развития. Для примера, Audi удивлялись низким продажам своих автомобилей, что привело компанию на грань выживания в «Поднебесной». Оказалось, Audi помимо прочего, вообще не ставили акцента на производство автомобилей красного цвета (любимого цвета китайцев!), после корректировки банальных ошибок, продажи пошли вверх.
В 90х и начале 2000х проходила интенсивная фаза переселения производства немецких компаний в Китай. Компания Сименс, в которой я в тот момент работал, решила почти 90% производства из г. Мюнхен (машиностроение, полупроводники) перевести в Китай. Пошли взаимные делегации на высшем уровне, первые встречи произвели на немцев неизгладимые впечатления. Это была встреча абсолютно разных культур и поведения, начиная от плевков в помещениях на пол, до сложности диалога. Немцы до сих пор не могут приспособиться к их культуре / онтологии. Профессиональные навыки китайцев были значительно слабее среднеевропейских, не говоря уже о немецких, инженерная мысль / инициатива и инновационное мышление практически отсутствовали, приходилось понижать технический уровень.
Сразу бросилась в глаза культурная особенность китайцев не признавать, что они чего-то не поняли, будут кланяться и улыбаться, но не признаются. Пример, после обучения и простейшей установки, утвердительного кивания китайских коллег, последующей проверки, главный мастер с удивлением нашел своего «ученика» на том же месте, с инструментами в руках, без каких-либо изменений в работе / настройках. И так практически на всех этапах обучения. По этим причинам руководство, заманивая большой зарплатой, и быстрым карьерным ростом (в Германии это очень медленный процесс), отправило на порядок больше немецких специалистов, вместе с оборудованием в Китай.
Через год китайцы быстро освоили простые и средние технологии, и переходили уже на сложные. Этот темп и потенциал мои немецкие коллеги почему-то оставили без внимания. Наблюдение и мнение – «как бы они через лет 10-20 не догнали Германию», вызвал лишь смех и замечание – «только не китайцы». Впоследствии мы все окажемся не правы, по высоким приоритетным технологиям китайцы перегонят Германию.
С каждым годом, экономика Китая всё больше и быстрее выходила на передний план. Вот и наша компания DMG (станкостроение), решила завоевать китайский рынок, продемонстрировав на самой престижной выставке в Китае всю свою мощь. На следующий год руководство компании сильно удивилось, когда китайский стенд представлял публике свои новейшие образцы. Визуально - полная копия наших станков, наверное, в качестве китайского стёба, они даже не стали менять ни цвет, ни даже названия, лишь только добавили букву от себя в конце. Компания решила отсудить свои права на патенты и пр., но кто знает, в Азии / Китае это гиблое дело, только испортите отношения с госучреждениями. Тогда китайские станки были низкокачественными и невостребованными, сделав резкий рывок, сейчас Китай является мировым лидером в этой сфере, хоть по качеству и не дотягивая до немцев и японцев.
Текст Алексея Блоха из Германии, ведущего немецкую версию канала «ГЕОСТРАТЕГ» @geostrategedeu
Часть первая.