В начале 30-х годов прошлого века большие надежды возлагал Советский союз на дирижаблестроение. Предполагалось, что дирижабли смогут перевозить грузы и людей на солидные расстояния. Государство вкладывало в проект огромные средства. Добровольные сборы на постройку гигантских кораблей проводили простые граждане.
Имелся соревновательный момент: советскими дирижаблями планировалось утереть нос немцам с их крупнейшим и передовым дирижаблем "Граф Цеппелин".
С 1935 года дирижаблестроение у нас в стране начало сворачиваться. Постройка и содержание такого судна обходилась казне неоправданно дорого. Для военных целей или в народном хозяйстве использовать дирижабли было невозможно. К тому же, в эти годы успешно развивалась авиация. Со временем дирижабли стали воспринимать в виде развлечения для трудящихся, наблюдавших с земли за полетами. Но были люди, которые до последнего верили в успех дирижабля.
Неизменным участником всех значимых перелетов стал Николай Гудованцев. Родом летчик был из Омской области. В Москву попал по команде одного из руководителей Аэрофлота.
С именем Гудованцева связаны две истории про дирижабли. В одой из них он стал героем, а во второй погиб. Собственно, драматическое последнее событие также вбило свой гвоздь в гроб отечественного дирижаблестроения.
Спасение любопытных пионеров
В 1935 году Николай Гудованцев на дирижабле “СССР В-2” совершал агитполет над Славянском. С борта судна сбрасывались листовки с призывами оказать поддержку дирижаблестроению. На борту корабля находились ударники труда.
Стоянка судна происходила на аэродроме Сталино (Донецк). Командир дирижабля Гудованцев не дождался окончания крепления судна на ночную стоянку и покинул борт. В это время группа любопытных местных школьников на дирижабль. Внезапно испортилась погода. Порывом сильного ветра “СССР В-2” сорвало со стоянки. Дети и четыре члена экипажа не успели покинуть гондолу корабля.
Николай Гудованцев буквально чудом ухватился за тросы дирижабля - на высоте в сто двадцать метров сумел попасть в гондолу и запустить двигатель. На базу дирижабль вернулся через шесть часов. За спасение людей Николай Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.
А вместо горы - болото
Дирижабль “СССР-В6 Осоавиахим” построили для линии Москва-Свердловск. Длительность полета - 20 часов (на деле - больше). На Урале дирижабельный порт так и не был построен.
Также данная модель была призвана демонстрировать невиданную дальность полета. В 1935 году немецкий “Граф Цеппелин” провел в воздухе рекордные 119 часов. Советское судно рекорд этот уверенно побило - без дозаправок “СССР-В6” находился в небе 130 часов. Полет был крайне сложным: с риском для жизни, сквозь дожди и туманы. Радиопеленгаторов на судне не имелось. Экипаж наградили скромными премиями. А судьба дирижаблестроения стала очевидна окончательно: практической пользы такие рекорды не принесут, строить дирижабли - дело безнадежное.
Но дирижаблисты надежд не оставляли. Попыткой принести пользу стала подготовка дирижабля “СССР-В6 Осоавиахим” к участию в спасении папанинцев. Полярники терпели бедствие на разваливающейся льдине. Самолеты совершить посадку на льдинах, конечно, не могли, а ледоколы двигались к станции слишком медленно. Решено было привлечь дирижабль - только он мог выдержать длительный перелет и зависнуть над льдиной. Началась подготовка к спасательной операции. Инициатором полета был Николай Гудованцев.
Во время тренировочного полета по маршруту - Москва-Мурманск-Москва - дирижабль “СССР-В6 Осоавиахим” потерпел катастрофу, налетев на гору. На карте, которой пользовался экипаж, вместо горы было отмечено болото. Командир борта, Николай Гудованцев, и еще двенадцать членов экипажа погибли.
Трагедия дирижабля не афишировалась и осталась в тени всеобщего ликования по случаю спасения исследователей. А спасли их в итоге ледоколы.