Найти тему
Юлия Турецкая

ПРОБЛЕМЫ ЕДИНООБРАЗНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

 

Аннотация

В статье исследуются вопросы толкования содержания преступлений против свободы совести и вероисповедания. Анализируя содержание ст. 148 УК РФ, рассматриваются проблемы более детальной правовой регламентации общественных отношений связанных с правом граждан на свободу совести и вероисповедания.

 

Ключевые слова: уголовно-правовая охрана, свобода совести и вероисповеданий, оскорбление, объект уголовно-правовой охраны, урегулированность общественных отношений.

 

Abstract: The article examines the questions of interpretation of the content of crimes against freedom of conscience and religion. Analyzing the content of the article number 148 (one hundred thorty eight) of Criminal Code of the Russian Federation discusses the problem of more detailed legal regulation of social relations associated with the right of citizens to freedom of conscience and religion.

 

Key words: criminal legal protection, freedom of worship and religions, insult, object of criminal legal protection, regulation of the public relations.

 

На протяжении уже нескольких тысячелетий религия является неотъемлемой частью жизни человека. В любом демократическом государстве институт свободы совести и вероисповедания является важным и лежит в основе правового статуса человека и гражданина. Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности уделяют данным вопросам особое внимание, ввиду наличия проблем с обеспечением мировоззренческой свободы человека и гражданина.

В ст. 148 закреплена уголовная ответственность за посягательства на честь и достоинство человека в сфере религиозных убеждений. [1]. Объектом уголовной охраны являются права, установленные ст.28 Конституции РФ: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

Поскольку статья была введена в Уголовный кодекс в ответ на дело группы Pussy Riot, до 2015 года эта статья почти не применялась, но в последнее время количество преступлений, совершенных по мотивам религиозной нетерпимости значительно возросло. Так, по ст. 148 УК РФ обвиняется видеоблогер Руслан Соколовский, ловивший покемонов в храме. [2]. 

Вместе с тем данная норма уголовного закона содержит оценочные категории, что обуславливает проблемы в правоприменительной практике.Необходимо внести изменения в данную статью, придав точность ряду ее формулировок, носящих двусмысленный и не ясный характер, вследствие чего на практике возникают ошибки в применении данной нормы. 

По части 1 ст. 148 объективная сторона преступления заключается в совершении публичных действий, которые выражают явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. 

На уровне нормы должно быть юридически понятно содержание категории «оскорбление», цель оскорбления чувств верующих и что понимается под религиозными чувствами Религиозные чувства это особый эмоциональный процесс, система жизненных взглядов, ценностей, направленных на сверхъестественный объект. Под оскорблением понимаются действия, в отношении конкретного человека, либо группы лиц, направленные на унижение его чести и достоинства. Оскорбление чувств верующих можно определить как действия, продиктованные неприязненным отношением к той или иной религиозной системе.

Таким образом, оскорбление чувств верующих можно определить как аморальные действия в отношении другого лица или группы лиц, связанные с неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе.

Следует определить за совершение, каких конкретных действий наступает уголовная ответственность по данной статье. Одним из ведущих действий является оскорбление, важным критерием оскорбления выступает не только смысл высказывания, но и его формулировка. Термины «обида» и «оскорбление» часто понимаются неверно, так как не каждое высказывание, вызвавшее у лица обиду, будет являться оскорблением. 

По делам об оскорблениях проводятся лингвистические экспертизы, с помощью которых выясняется, является ли высказывание, вызвавшее обиду, оскорблением в правовом смысле, также возможно проведение религиоведческой экспертизы[3].

Обладает неточностью формулировка «публичные действия», сразу возникает вопрос, что именно понимается под «публичными действиями», также является непонятным, сколько должно быть лиц-наблюдателей при совершении действий лиц, чтобы эти действия признавались совершенными публично?

В российском законодательстве нет единого понятия публичности, в каждой отрасли права свое понимание этого термина. Верховный Суд указал, что под «публичными призывами» следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) выражения.

Из этого следует что, публичными считаются действия, которые совершаются в местах, где они могут стать предметом восприятия неопределенного круга лиц. В местах массового скопления людей, также публичными считаются записи и объявления, которые являются общедоступными.

Если публичность понимать как действия, совершенное в месте, доступном для неопределённого круга лиц, среди которых должны быть «верующие». При этом если субъект ограничивает доступ к интернет-блогу или же делает приписку «Верующим не читать», то такое распространение информации не может быть признано публичным, так как круг лиц ограничен и контролируется. 

Важным моментом является то, что публичные действия должны быть совершены непосредственно в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Квалифицировать деяние как оскорбляющее чувства верующего можно только при обращении к конфессиональным нормам, однако они не являются частью российской правовой системы, а понимание оскорбления чувств верующих находится в сфере субъективных оценок и восприятий.

Данную правовую норму недопустимо применять к отдельным малочисленным или молодым группам и объединениям. Государство, признав религиозное и мировоззренческое многообразие, берет на себя и обязательство по формированию эффективного механизма защиты свободы слова и совести каждого человека и гражданина. 

Несмотря на то, что уголовным законодательством предусмотрена уголовная ответственность за посягательства на честь и достоинство человека в сфере религиозных убеждений, положения статьи сформулированы не точно. В норме содержаться оценочные категории и термины без указания на их значение. С внесением ясности в содержание статьи, уголовно-правовая норма приобретет конкретный характер, и у правоприменителей  не будет возникать вопросов по поводу ее применения.

 

 

Библиографический список:

 

1. Федеральный закон от 29.06.2013 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан" // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.11.2016).

2. Большакова В.М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России // Власть. 2015. № 2. С. 128-132.

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 г. Москва "О государственной религиоведческой экспертизе"

4. Ермакова Т.Н., Петухов К.В. Уголовно-правовая защита свободы совести и вероисповеданий в России и за рубежом // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 3.

АВТОР: Ю.В. Турецкая