Найти тему

МАСТЕР ЛИРИЧЕСКОГО ГРОТЕСКА

Известный московский художник Валерий Блинов – человек творческий и оригинальный. Это он создал свой ярко индивидуальный художественный стиль – «лирический гротеск».

Всего несколько лет назад Блинов впервые «испробовал» своё «изобретение» именно на пензенцах, проведя в литературном музее свою персональную выставку. А сегодня с интересом и приятным удивлением читаю отклики на экспозиции его работ, прошедших уже в ведущих выставочных залах столицы…

«Прекрасно, удивительно, шедеврально! Так держать… Дай Бог здоровья, счастья и творческого позыва! Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров».

«Прелестно! Н.Фоменко».

«Блинов уловил тончайшие психологические нюансы нашего бытия. Очень оригинально «прилизал» действительность. Достоин постоянной персональной экспозиции…» (увы, подпись неразборчива)

«Чудесный мир не чудесных героев живёт своей «придуманной», но поразительно реальной историей, придуманной художником, которому абсолютно веришь и доверяешь. Леонид Козлов».

«Очень характерные и интересные работы, а главное – своё и неповторимое. Е.Седых, школа «Открытое сердце», г. Пенза».

– Валерий, интересно, как ты, художник, ощущаешь себя в нынешнем сложном и противоречивом времени, каково твоё состояние души?

– Да, нынешнее время действительно переходное, и в этом вся сложность. Художники, работающие в определённом политически устойчивом времени, обычно стабильно в нём устраиваются, работают и живут.

– … будучи при этом востребованы властью?

– Естественно, как это всегда бывает в обществе.

– Тогда можно ли такого художника назвать настоящим Художником, а не конъюнктурщиком, человеком, который идёт на поводу у общества и той же власти?

– Дело не в этом. Ведь помимо политической власти общество состоит ещё из многих-многих людей, которые хотят иногда приятно и культурно отдохнуть, скажем, на выставке, чтобы… в итоге легче было двигаться вперёд. В свою очередь, общество и обязано поправлять власть, если она идёт не туда. Художник же должен быть своеобразным зеркалом для этого общества и показывать всё негативное, что в нём есть, и, конечно же, все хорошее. И если это хорошее воспринимается им положительно, то этот художник востребован, а если это негативное тоже находит одобрение, то и это обществу нужно, – оно требует изменений!

– Валерий, а ты лично ощущаешь свою востребованность?

– Пока не стал выставляться, никак себя не ощущал. Дело в том, что я живу на «стыке времён». Когда уходила та эпоха, я только начинал по-настоящему работать, хотя и выставлялся в «те ещё времена»…

– Но раньше это были, так скажем, классически выполненные работы, и лишь в начале уже новой, послесоветской эпохи ты нашёл свой жанр и стиль – «лирический гротеск»…

– Это естественный процесс, ведь без собственного стиля художника просто нет. Но ведь поначалу, ещё будучи студентом, будущий художник обязан работать так, как его учили – в традиционных формах реализма, изучать классику. Впоследствии он может отходить от «школы», и постепенно, с обретением всё новых и новых форм, «находить себя».

-2

– Наверное, это настоящее счастье для художника – найти себя?

– Конечно! Это самое главное. И ведь хорошо, если один из сотни это действительно сможет сделать…

– Так получается, что все художники делятся на вынужденных ремесленников и Художников со своим индивидуальным «я».

– Всё гораздо многообразнее… В чём вся и беда? Иногда художник просто не знает, о чём говорить.

– А для этого он должен быть ещё и незаурядной творческой личностью, даже философом?

– В этом-то и вся соль! Ведь если ты просто технически правильно «сфотографировал» картину, ты же не художник… Впрочем, художник может быть и совершенно неинтересной личностью, даже алкоголиком, но при этом его работа может быть очень талантливой, поскольку он ЗНАЕТ, что сказать и о чём. И это уже трудно объяснить, – вероятно, причина в чём-то свыше. Знаю многих людей, которые очень интересно работают, но по жизни они совершенно невидимые и невзрачные…

– Валерий, а как рождался твой жанр?

-3

– Я всегда был неравнодушен к юмору, иронии и даже гротеску. Ещё со школьных пор любил кого-то подколоть, рассказать что-то смешное, острое, кого-нибудь рассмешить. Вроде бы со временем стал серьёзнее, но, оказывается, тяга к юмору осталась внутри меня. На самом деле, мои ирония и гротеск – это только средства для выражения мысли.

– Выставки – это главный критерий работы?

– Конечно же, это своеобразный отчёт мастера о том, что он сделал за последнее время.

– Очень приятно, что определённым шагом, импульсом к дальнейшей твоей творческой жизни послужила выставка, прошедшая летом 1997 года в пензенском литературном музее. Какие у тебя о ней остались воспоминания?

– Всё было просто прекрасно! Я впервые провёл персональную выставку за пределами столицы и понял, что мне нужно работать ещё активнее. Меня это очень ободрило и воодушевило.

– Что интересно, именно после выставки в Пензе началось твоё своеобразное восхождение, – от нашего литературного музея тобой проторена дорога к ведущим выставочным залам Москвы…

– Всё очень просто. Если я уже был уверен в себе, то смело шёл в самый крупный выставочный зал, показывал свои работы. Мне говорили: пожалуйста, можете выставляться… Главное – начать!

– А в каких выставках и где ты принимал участие в последнее время?

– Выставка «Арт-Манеж». Ежегодно в главном выставочном зале Москвы она проходит дважды – весной и осенью.

– А ведь для художника важно и то, востребованы ли картины – с чисто материальной стороны…

– Бесспорно. И, к счастью, у меня купили несколько работ. Затем была выставка в Центральном Доме художника и в Доме кино.

-4

– Если не секрет, какова средняя стоимость твоих картин?

– Секрета большого нет, – от 800 до тысячи долларов. Для Москвы это считается не слишком большой суммой. Причём, цена определялась не мной, а искусствоведом в «Манеже».

– Знаю, что художники нечасто испытывают чувство сытости, не так ли?

– Конечно, и это естественно. Не знаю, как у других, а у меня проблем хватает.

– И всё же, с каким чувством ты смотришь в будущее?

– Пока с оптимизмом. Уже приглашают выставляться в Центральный Дом журналиста. Думаю, это приятное начало миллениума…

– Чего бы ты хотел пожелать читателям в заключение нашей беседы?

– Всего побольше – здоровья, денег, улыбок, радости!..

– Наверное, ты бы не отказался побывать ещё раз в нашей старой доброй Пензе?

– Конечно же, ведь и для меня она стала настоящей вдохновительницей!

«Новое время в Пензе», №2, 16 января 2001 г.

-5

PS. Валерий Блинов - настоящее явление в художественном мире России! Он из той категории соотечественников, которые относятся в "Детям войны", переживший трудные послевоенные годы, хрущевскую "оттепель" и последующие периоды нашей истории. С детства сохранивший привычку смотреть на мир с долей иронии и здорового юмора. Мне, как его двоюродному брату, проживающему в Пензе, особо приятно, что именно Сурский край дал ему заметный толчок для творчества. Сегодня вместе с женой Любой и сыновьями он продолжает свою творческую жизнь в столице с тем же "созерцательным" философским настроением, а проще говоря - со своим "лирическим гротеском"... Здоровья ему и новых творческих открытий!