2,6K подписчиков

Педагогическая диагностика в ДОУ по ФОП

161 прочитал

Содержание статьи

  • Что такое педагогическая диагностика в ДОУ по ФОП
  • Принципы педагогической диагностики
  • Когда проводится педагогическая диагностика в детском саду по ФОП
  • Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ по ФОПМетод наблюдения
    Специальная диагностическая ситуация и как ее организовать
    Анализ продуктов детской деятельности
    Как фиксировать полученные в результате диагностики данные
    Как использовать результаты педагогической диагностики

Что такое педагогическая диагностика в ДОО по ФОП

Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.

  • ФОП ДО признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.

Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, инструктор по физкультуре также участвуют в этом процессе, оценивая развитие ребенка в соответствующих областях.

Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагог-психолог. Результаты такой диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую помощь.

  • Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его родителей.

Принципы педагогической диагностики

ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу.

  • Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.

Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом.

  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников — одно из важнейших требований госстандарта. Как поэтапно развивать в детях понимание своих эмоций и переживаний, рассказываем на бесплатном вебинаре.

Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов:

  1. Принцип целенаправленности и адресности диагностики.
  2. Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.
  3. Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.
  4. Принцип системности и непрерывности.

Основные подходы к проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО изложены в соответствующей федеральной образовательной программе (ФОП ДО).

Когда проводится педагогическая диагностика в детском саду по ФОП

Периодичность проведения педагогической диагностики дошкольная организация определяет самостоятельно. Это указывается в ее образовательной программе.

Оптимально в начале освоения образовательной программы в каждой возрастной группе проводить стартовую диагностику, а по завершении — заключительную. Сравнивая их результаты, педагоги выявляют индивидуальную динамику развития ребенка.

  • Приступая к стартовой педагогической диагностике, стоит учитывать, что ребенку требуется время, чтобы адаптироваться в коллективе.

Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ по ФОП

Повысить квалификациюКак организовать образовательный процессв условиях реализации ФГОС ДО

Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития.

Метод наблюдения

Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств. Применяя этот метод, педагог:
изучает педагогические явления в динамике;

  • непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;
  • оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;
  • фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты.

Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой. Все подробности собрали в шпаргалке.

[ArticleMaterials=2623]

Специальная диагностическая ситуация и как ее организовать

Смотреть программуМенеджмент в образованииКурс для руководителей ДОО

Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами исследования:

  • ситуация выбора,
  • игровая ситуация,
  • проблемная ситуация,
  • ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых, спортивных, театрализованных и других.

В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание, игрушки, инструменты и материалы, партнера. Примеры диагностических ситуаций выбора:

выполнить легкое задание выполнить сложное задание поиграть помочь убрать игрушки поиграть сделать открытку для заболевшего одногруппника выбрать для аппликации на тему «Космическая станция» бумагу голубого цвета выбрать бумагу белого цвета

Результаты наблюдения и анализа диагностических ситуаций можно дополнить беседами, которые позволят выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности, уточнить знания и другое. Специфику проведения диагностической беседы описали в шпаргалке.

[ArticleMaterials=2623]

Анализ продуктов детской деятельности

Анализ продуктов детской деятельности педагог может проводить, изучая материалы портфолио ребенка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки и другие творческие продукты. На основе собранных данных педагог может оценить:

  • динамику развития технических и композиционных умений, проявление творческих способностей;
  • внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим;
  • особенности мелкой моторики, мышления и другие аспекты развития.

Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности, например, техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития.

Как фиксировать полученные в результате диагностики данные

Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в карты развития дошкольников. Их педагоги могут разработать сами либо использовать готовые карты:

  • карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);
  • карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина);
  • карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);
  • карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина) и др.
Карты развития, записи и протоколы — это рабочие материалы педагога, которые не подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО, закрепляя локальными актами. Шаблон карты развития вы найдете в шпаргалке.

[ArticleMaterials=2623]

Как использовать результаты педагогической диагностики

ФОП ДО поясняет, что результаты педагогической диагностики можно использовать для решения двух образовательных задач: чтобы индивидуализировать образование и оптимизировать работу с группой.

Учитывая результаты диагностики, педагог может целенаправленно и осознанно проектировать образовательный процесс:

  • выстраивать взаимодействие с детьми,
  • организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе и ДОО,
  • организовывать творческую деятельность дошкольников,
  • составлять индивидуальные образовательные маршруты.

Кроме того диагностика позволяет оценить эффективность педагогической деятельности и методической работы в детском саду, выявить сильные стороны и обозначить зоны роста.