Истоки музыкальной деятельности человечества: народная музыка.

В. Маковский, "Хоровод". Изображение взято из интернета и принадлежит его автору
В. Маковский, "Хоровод". Изображение взято из интернета и принадлежит его автору

«Музыку создает народ – мы, композиторы, лишь аранжируем ее». Так сказал великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Может быть, это утверждение звучит несколько преувеличенно, но оно как нельзя лучше отражает сущность происхождения музыки как искусства – музыка возникла среди обычных людей, как спонтанное выражение эмоций в звуках, не связанных с речью. Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал потребность в таком выражении, напевая про себя или во весь голос, или даже просто крича от избытка чувств – просто потому, что иначе невозможно жить дальше. Человеческие эмоции обладают очень большой силой. При этом наиболее талантливые и наиболее свободные в выражении эмоций люди при недостатке слов могут организовать силу эмоций в нечто новое – высотно организованную вокальную мелодию.

Вокал, как считается большинством музыковедов, является наиболее ранней формой проявления музыки как особого рода человеческой деятельности. Это мнение вполне справедливо, так как создание музыкальных инструментов требует специального навыка, и о результате изготовления, музыкальном звуке, уже должно быть заранее известно. Но есть и другая точка зрения, которая указывает на то, что первые музыкальные инструменты были предназначены не для эстетических, а для бытовых функций – например, в качестве охотничьих манков или средств связи. И лишь потом, на основе природных источников музыкальных звуков, а таковых имеется немало – прежде всего, в пении птиц – люди сами стали пробовать вокализацию, и постепенно поняли все возможности ее эмоционального выражения.

Несмотря на все споры о первоначальном происхождении музыки, именно вокально-поэтическое творчество лежит в основе почти всех народных музыкальных традиций. Поэтому наиболее верным определением народной музыки, или музыкального фольклора, будет следующим: это вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, присущее всем известным мировым культурам, развивающееся в условия устной непрофессиональной передачи знаний и навыков (на основе определения И. Земцовского). Музыкальная деятельность присуща всем людям во все известные исторические и доисторические времена, от первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и городского трудящегося населения, мастеровых, рабочих, воинской и студенческой среды, вплоть до современных блогеров и тиктокеров.

Уже из определения следует, что разделение музыкальных жанров на вокальные, инструментальные и танцевальные является почти что природным, естественным для человеческого социума. Также из вышесказанного можно сделать и другой важный вывод: абсолютно любой жанр церковной, академической и массовой музыки имеет жанр-источник в народном музыкальном творчестве, даже если этот источник скрыт за множеством поколений жанров, возникающих на основе друг друга. Музыкальный фольклор – это корень и основной ствол эволюционного древа музыки.

Множество народов мира имеет множество оригинальных и уникальных музыкальных традиций. Только на территории России проживает около 190 различных народностей, и каждый имеет особый язык или языковой диалект, собственную культуру жизни и собственный фольклор. Во всем же мире отдельных народов несколько тысяч – точный подсчет провести почти невозможно, так как критерии разделения народов различны. Музыкальная фольклористика начала более подробно исследовать лишь те народности, что живут на территории России и Европы. О музыке мусульманских народов Ближнего и Среднего Востока, народностей Индии, Китая, Японии и других стран европейским исследователям известно совсем немного, а о музыке коренных народов Америки, Африки или Австралии – еще меньше, чем немного. Кроме того, к народной музыке также относятся творчество субкультуры – т.е. такой культурной среды, которая возникает в определенных узких условиях, например в условиях городских улиц, в условиях монастырей, в условиях школы или студенческого общежития, даже в условиях Интернета. В представлении же большинства фольклор сводится к крестьянской, сельской традиции, что неверно. Верно другое: сельская жизнь предполагает очень большую свободу для творчества, и более того – естественным образом предоставляет условия для его возникновения, поэтому сельский фольклор, как музыкальный, так и художественно-бытовой, является наиболее богатым на формы и жанры. При характеристике народных жанров необходимо отталкиваться от двух критериев – уже известного нам критерия способа исполнения, и особого, присущего только народной музыке критерия традиции.

Интонационно-мелодическое и жанровое богатство нашей родной, славяно-русской музыкальной народной традиции невероятно велико. Наиболее характерная ее черта – жанровая синкретичность, т.е. неразрывная связь всех компонентов исполнения – текста, мелодии, импровизации, инструментальных наигрышей и танцевальных движений. Все эти компоненты могут присутствовать в одном жанре, или же жанр может включать только некоторые из них, чаще всего – текст и мелодию. Если по простому, народный жанр как вокальный, так и танцевальный, физически не может быть исполнен без связи своих отдельных составляющих; невозможно напевать мелодию песни без текста или представления о нем, или танцевать без музыки. В большей или меньшей степени такое свойство присуще любой музыкальной традиции. А вот в академической музыке связь отдельных компонентов жанра не столь сильна, их можно отделить друг от друга и наделить каждый собственным смысловым значением, что углубляет возможности выражения музыкального содержания.

Выдающийся исследователь русского фольклора В.Я. Пропп выделяет следующие группы русских и восточноевропейских народных вокальных жанров:

· Протяжные песни. Их основные признаки – богатое мелодическое развитие, длительные внутрислоговые распевы-импровизации, широкие интонации, а также преимущественно печальное содержание. Сюжет текста исходит из различных жизненных ситуаций, и чаще всего бывает лирическим или философским. У протяжных песен есть много разновидностей, но обычно они объединяются по принципу «протяжности» в один особый жанр. Этот жанр сформировался примерно в XVI веке, а термин стал использоваться в конце XVIII века. В большинстве текстов протяжных песен упоминаются пейзажи и природные явления – поле, степь, ветер, ночь. Две основных группы протяжных песни – песня с элементом повествования и песня душевного переживания. Более подробные разновидности целиком зависят от содержания: любовные песни, песни о разлуке, песни о родной земле, солдатские песни, мятежные песни, песни о тяжелой доле, песни о смерти и т.д.

· Обрядовые песни. Эта группа жанров имеет гораздо более древнее происхождение и исходит из дохристианской, языческой культуры. Основные признаки таких песен – мелодические повторения и речитации, а также специфическое «заклинательное» содержание. Исполнение их привязано к годичному циклу астрономических и земледельческих событий – солнцестоянию, равноденствию, началу посева, жатве – а также к жизненному циклу человека. В связи с этим можно выделить следующие подгруппы: зимние обрядовые жанры (колядки, «подблюдные песни» - гадания); песни обряда летнего солнцестояния (праздник Ивана Купалы: хороводные песни, заклинательные купальские песни, магические песни – большая их часть вышла из обихода и до сегодняшнего дня почти не сохранилась); весенние жанры (призывательные «веснянки», «чувилки», «жаворонки» и др., праздничные песни на Петров день, Юрьев день, Масленицу и Пасху); песни конца лета и осени (жатвенные рабочие песни, праздничные песни на Троицу и «русальские песни»); свадебные песни (особая группа жанров, включающая в себя величальные песни, причитания и плачи невесты, специальные лирические протяжные песни).

· Плясовые песни. Эта группа жанров характеризуется быстрым темпом, повторностью структур, инструментальным сопровождением и преимущественно веселым, шуточным содержанием (что, в т.ч., выражается в ладах мажорного наклонения). Наиболее известные русские народные танцы, сопровождаемые песнями – хоровод, камаринская, трепак, барыня, казачок, яблочко. К плясовым жанрам относится также частушка. Жанр камаринской перешел из народного творчества в профессиональную музыку: примерами могут служить «Камаринская» Глинки (симфоническая пьеса) или «Камаринская» из «Детского альбома» Чайковского.

· Эпические песни. Это длительные, стихотворно оформленные распевные повествования с историко-героическими или легендарными сюжетами. Музыкальная составляющая здесь является подчиненной литературе и ограничивается усиленными и ритмизованными речевыми интонациями, а также наличием основного тона, который зависит от тембра и возможностей голоса сказителя. Самый известный музыкально-повествовательный жанр русской народной музыки – былина. Музыка былин организована в соответствии со строфами текста; каждая новая строфа почти идентична предыдущей, но в каждой есть мелкие отличия, зависящие от текста. Былина и интонационно родственная ей хвалебная песнь – единственные народные жанры с элементами профессионализма: для их исполнения существовали особо обученные певцы-сказители, которые также владели игрой на струнном инструменте – арфе или цитре (русская разновидность – гусли). Былина – жанр, весьма сложный для воплощения в академической музыке; единственными композитором, кто взял его на творческое вооружение, были Н.А. Римский-Корсаков, создавший две выдающихся оперы-былины – «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а также А.П. Бородин, использовавший эпическую драматургию былинного типа в «Богатырской симфонии».

· Народный музыкальный театр. Это особенная часть русской культуры, выросшая из праздничных обрядов. Существовало несколько разновидностей такого театра – балаган (акробатические представления), раек (ящик с движущимися картинками), вертеп или петрушка (кукольный театр) и скоморошьи представления (музыка, танцы и собственно театр). В той или иной мере музыкальная составляющая была присуща всем видам народного театра, но наиболее заметной она была у скоморохов. Скоморохи были настоящими профессиональными актерами, танцорами и музыкантами светского толка.

Скоморошьи представления возникли в XI веке в Великом Новгороде; в основе содержания их представлений была сатира, глумление и фривольность. По этой причине скоморохи всегда были притесняемы церковью; при патриархе Никоне (1647-57 гг.) их представления были полностью запрещены. Остальные же виды народного театра сохранились до начала XX века.

· Рабочие песни. Весьма распространенные, но наиболее бедные интонационно песенные жанры. Как и протяжная песня, рабочая песня имеет множество отдельных ситуационных разновидностей, но специальных жанровых наименований для них не имеется. Основные признаки рабочих песен – медленный или средний темп и ровные повторяющиеся ритмоинтонационные структуры. Рабочие песни имеют наиболее практическое предназначение среди всех музыкальных жанров: они необходимы во время работы, предполагающей коллективное выполнение одинаковых действий (или одного действия несколькими людьми) – например, косьба травы, передача грузов, забивание свай или волочение тяжестей. Самые известные примеры – «Дубинушка» и «Эй, ухнем». «Дубинушка» - песня свайщиков: первая фраза – «Эй, дубинушка, ухнем» - является сигналом к общему усилию по поднятию забойного камня («дубинушки»), вторая – «Сама пойдет» - к общему снятию напряжения мускулов. «Эй, ухнем» - песня волжских бурлаков, имеет тот же принцип действия.

· Детские песни. Эта группа жанров стоит особняком, поскольку детский быт в славянской культуре был отделен от остальной рабочей жизни. Младенцем ребенок считался до 4 лет; после этого возраста дети начинали делать различную простую работу по дому – мыть посуду, пасти гусей и кур, следить за младенцами. Именно для младенческого, несознательного возраста предназначались особенные песенные жанры, имеющие развивающий характер – потешки («Валенки, валенки», «Жили у бабуси» и т.д.), считалочки, дразнилки. Наиболее важным из детских жанров является колыбельная: она имеет особые характеристики «качающейся» мелодии, монотонности и повторности малых структур, а также обязательные «баюканья». Жанр колыбельной также перешел в профессиональную вокальную музыку: можно вспомнить «Колыбельную Еремушке» или «Спи, усни, крестьянский сын» М.П. Мусоргского; «Колыбельную» П.И. Чайковского и даже популярную песню «Спят усталые игрушки».

Таким образом, народная музыка - это проявление человеческой творческой натуры, которая никак не связана с академическим музыкальным образованием; именно музыка является тем видом творческой деятельности к которой имеют отношение все люди на планете.

К сожалению, в современной ситуации, когда возможности проведения свободного времени и досуга стала гораздо более разнообразной, и людям доступно огромное количество развлечений, которые в рамках традиционной культуры был немыслимы, сегодня народная музыка славяно-русской традиции в ее основном проявлении почти исчезла. Лишь небольшие общины старообрядцев до сих пор сохраняют устную традицию разучивания песен; но существование самих песен и других форм народного музицирования просто-напросто потеряло смысл. Однако народное музицирование как таковое не исчезло: оно перешло в новые формы молодежного творчества. Сейчас мы наблюдаем рождение нового поколения людей, которые вынуждены открывать народные музыкальные традиции заново: наставников в таких формах деятельности у них нет, либо же они жестоки в своей некомпетентности. Но даже такая ситуация обнадеживает: не музицировать, не проявлять свою творческую индивидуальность люди не способны, ибо творчество и любопытство заложены в нашей природе.