Сюжеты картин Виктора Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов, 1891 г. Художник Н. Д. Кузнецов
Виктор Михайлович Васнецов, 1891 г. Художник Н. Д. Кузнецов

Витязь на распутье. У придорожного камня на белом и сильном коне остановился русский витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдали бескрайняя степь с валунами. Вечерняя заря на горизонте светит красноватой полосой, слабый солнечный луч ещё золотит шлем. Поле битвы поросло ковыль-травой, кое-где белеют кости павших. Чёрные вороны высматривают добычу.

Витязь на распутье, 1878 г.
Витязь на распутье, 1878 г.

Надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".

Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязю известно продолжение:

"Направу ехати - женатому быти,

Налеву - богатым быти".

В какую сторону поедет витязь? Виктор Васнецов предоставляет зрителю домыслить картину. Не в характере славного русского витязя искать легких путей.

Савва Мамонтов попросил Виктора Васнецова написать картину для его нового проекта. Картина предназначалась для Управления железной дороги. Васнецов раздумывая, обратился к сказочному сюжету, мечте многих поколений быстро преодолевать большие расстояния. Виктор Васнецов предоставил перед удивлёнными членами правления картину Ковер-самолет. Мамонтову картина понравилась и он приобрёл её.

Когда Виктор Михайлович писал картину Ковёр-самолёт (1880 г.), вспоминал русского человека, холопа, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. Люди смеялись над ним. Но не смотря на гибель этого человека, его мечта летать как птицы всё же осуществилась.

Ковёр-самолёт, 1880 г. Хранится в Нижегородском Государственном художественном музее.
Ковёр-самолёт, 1880 г. Хранится в Нижегородском Государственном художественном музее.

Герой картины Ковёр-самолёт- Иванушка-дурачок, а на самом деле прекрасный царевич. Когда приходит беда, преодолевает препятствия, смекалистый ум и доброе сердце побеждает зло. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, чтобы та одарила людей счастьем.

В небе парит ковер-самолет, а Иван-царевич крепко держит золотую клетку с жар-птицей. Совы разлетаются при виде непонятной и устрашающей огромной птицы ковра-самолета.

Сюжет картины Алёнушка (1881 г.) возник случайно. Виктор Михайлович неподалеку от Абрамцева в местечке Ахтырка увидел простоволосую девушку. Её глаза выражали тоску, печаль и одиночество. Васнецова поразил облик задумчиво-печальной красавицы и… родилась картина, пока ещё в воображении. Но надо героиню поместить в соответствующий её настроению пейзаж. Виктор Михайлович немало прошёл, рисовал эскизы, писал этюды...

Алёнушка, 1881 г. Фото с сайта Третьяковская галерея, Москва
Алёнушка, 1881 г. Фото с сайта Третьяковская галерея, Москва

Хрупкая девочка с ласковым именем Алёнушка тоскует у реки. Печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чём? О горькой доле или о братце Иванушке? Босые ноги, старая одежда, но художник сострадает героине. Вокруг мир красоты, русский пейзаж: темноватые ели, бледное небо, тонкоствольные осины и березы охраняют покой Алёнушки. В душе героини картины глубокая скорбь, которая заметна в поникшей фигуре, в бледном лице с запекшимися губами, в больших глазах.

Алёнушка сидит на сером "горючем" камне в окружении родной природы - на опушке леса. Простой русский пейзаж чуткой тишиной, нарушаемой неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез вторит душевному состоянию сироте. Однако Васнецов создал собирательный образ. Как говорил художник, в облике Алёнушки есть и черты Веруши Мамонтовой — дочери мецената Саввы Мамонтова.

Три царевны подземного царства. Выполняя заказ Саввы Мамонтова для правления Донецкой железной дороги Виктор Васнецов снова обращается к сказочному сюжету. На этот раз к сказке, где рассказывается о трёх царевнах, властвующих над золотом, драгоценными камнями и медью. Виктор Михайлович немного меняет сюжет и вместо царевны Меди изображает царевну Угля.

Три царевны подземного царства, 1881. (Фото с сайта Культура.РФ)
Три царевны подземного царства, 1881. (Фото с сайта Культура.РФ)

Перед зрителями три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края.

Старшие сёстры-царевны вобрали черты из разных русских сказок. Виктор Михайлович изобразил их надменными гордячками. Хрупкая младшая сестра стоит в сторонке, её лик светел и несмотря, что она вся в чёрном отдаёт людям своё богатство - уголь, с которым светло и тепло.

Члены правления посчитали, что в служебном помещении сказочные картины неуместны.

В 1884 году Виктор Михайлович закончил второй вариант картины Три царицы подземного царства. Здесь царевна Угля стоит с опущенными руками вдоль туловища, на лице лёгкая улыбка. Весь её облик стал более уверенный и спокойный, она смотрит, как и средняя царевна Драгоценностей на мужчин, которые выглядывают в нижнем правом углу картины, добавленные художником. Представители людей просят милости у властительниц земного богатства.

Три царицы подземного царства (второй вариант), 1884 г.
Три царицы подземного царства (второй вариант), 1884 г.

В течении десяти лет Виктор Васнецов работал над росписью Владимирского собора в Киеве. В этот период пришла идея картины по сказке Иван-царевич и Серый Волк. Виктор Михайлович вынужден прервать работу в соборе, чтобы сосредоточиться на новой картине. В 1889 году закончил. Когда посетители увидели картину на выставке, многие из них долго стояли перед ней.

Иван-царевич и Серый Волк, 1889 г.
Иван-царевич и Серый Волк, 1889 г.

Основой образа Елены Прекрасной послужили портреты двух сестёр Натальи и Татьяны Мамонтовых, написанные Васнецовым на семь лет раньше. После выставки благотворитель и промышленник, любитель искусства Савва Иванович Мамонтов писал Виктору Васнецову: "Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества".

Пейзаж в картине, как верно подметил Мамонтов играет важную роль, дополняя настроение и ситуацию, в которой попали герои картины. Чащоба и переплетение ветвей показывает, что позади их угроза. Под лапами волка болотная вода уходит вдаль. Болота таят опасность, но на поверхности воды светлые кувшинки, а справа цветёт яблонька. Весна. Пробуждение природы, дающая радость, оптимизм, надежду на лучшее. Светлым ярким пятном в лесном сумраке платье Елены освещены, невидимым на картине солнцем, играет золотом на одеянии Ивана. Волк утомлённый, но продолжает мчать героев в светлую даль.

Милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев. Костюмы и декорации, созданные Виктором Васнецовым к спектаклю "Снегурочка" по пьесе Александра Островского, затем к двум постановкам оперы Снегурочка Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже - в конце XIX-начале XX века завоевало мировую славу. Картину закончил в 1899 г.

Снегурочка, 1899 г.
Снегурочка, 1899 г.

Влияние васнецовской "Снегурочки" распространилось на декоративно-прикладное искусство. Художник и искусствовед И. Э. Грабарь в "Истории русского искусства" писал: "Васнецов своей постановкой "Снегурочки" в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки".

...Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холма на холм перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука, а у седла висят гусли-самогуды.

Богатыри, 1898 г.
Богатыри, 1898 г.

Одна из известных картин в русской живописи Богатыри, писал её почти два десятка лет. «Богатыри» самая большая картина Васнецова. Почти 3 на 4,5 метра. Богатыри — образ собирательный. Например, в образе Ильи воплотились черты и характер: крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из Абрамцева, извозчика с Крымского моста. Основа картины — детские ощущения Виктора Михайловича: «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

О Баян, о вещий песнотворец,

Соловей времен давно минувших...

"Вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Баян, 1910 г. Фото с сайта Русского музея (Санкт-Петербург)
Баян, 1910 г. Фото с сайта Русского музея (Санкт-Петербург)

"Баян" — одно из последних значительных произведений Виктора Михайловича, завершающее былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины сделан в 1880 году, но работа над картиной отложена, Васнецов в то время писал "Богатырей". Баян — имя певца из"Слова о полку Игореве", но Виктор Михайлович не связывал своего героя с персонажем конкретного произведения и создал собирательный образ былинного певца. Основная тема картины: единение певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой ясности композиции. Пейзаж носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и символичен.

Гамаюн — вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей.

В 1897 году Васнецов закончил картину «Гамаюн, птица вещая». Образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с книжными. Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто. Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.

Гамаюн, птица вещая, 1897 г. Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале.
Гамаюн, птица вещая, 1897 г. Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале.

По мнению критика В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль». Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями. Она стала известной почти с момента написания. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера». Данный образ широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже.

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, противоположности. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова мифические девы-птицы похожи, и одновременно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Сирин и Алконост. Песня радости и печали, 1898 г.
Сирин и Алконост. Песня радости и печали, 1898 г.

Васнецов создал яркие и красочные образы мифических райских птиц. У Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в тёмных глазницах, закрывающиеся крылья. У Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, но в разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда «дурная», но связана с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фон картины утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная укрывается от лучей. Сирин обращен в прошлое, Алконост в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Гармония жизни.

Картина Васнецова "Подводный терем" представляет собой фантастический, сказочный мир, полный таинственных обитателей, неведомых чудес, таинственных мест, увлекательных событий!

Подводный терем, 1894 г.
Подводный терем, 1894 г.

1914 год. Началась Первая мировая война. Нужна была идея, которая вдохновила бы на подвиги. Вот основная причина возникновения сюжета картины "Богатырский скок". Картина – яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время.

Богатырский скок, 1914 г. Хранится в Третьяковской галереи (Москва)
Богатырский скок, 1914 г. Хранится в Третьяковской галереи (Москва)

Сюжет картины – изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на мощном боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с всадником. Для передачи активного движения использована диагональная композиция с подачей снизу – кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх. Это создает дополнительное ощущение мощи и большой физической силы.

Диагональное расположение фигуры крупного вороного коня в прыжке подчеркиваются линиями копья и направлением движения облаков. Такой художественный прием добавляет изображению динамики. Крутая шея лошади, ее упрямо наклоненная голова, крепкая посадка богатыря – все это призвано продемонстрировать силу и волю к победе.

Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, на фоне очень светлого неба. Вороной конь и всадник в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивают низко расположенный горизонт и миниатюрные деревья вдали.

В картине "Царевна-Несмеяна" используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне, которая внушала своим родителям страх за свое здоровье, так как никогда не смеялась, ее ничто не радовало. Чтобы не делал царь-отец, девушка никак не реагировала ни на веселье, ни на лекарства, ни на колдовские снадобья.

Царевна-Несмеяна, 1916 г.
Царевна-Несмеяна, 1916 г.

Изображен момент, когда царевна тоскует, а её пытаются развлечь разные люди. Композиционный центр картины – фигура царевны в белоснежном платье с вышивкой золотой нитью по подолу – смещен вверх и вправо, чтобы разместить больше фигур.

Особенностью является многофигурность и многоплановость композиции. Взгляд постепенно скользит от фигур отплясывающих скоморохов на переднем плане к изображению бабки-ведуньи и старого лекаря с прописями в правом нижнем углу. Центральная часть левой половины картины занята изображениями бояр в шапках и в поклоне западных послов. Справа за окнами виднеются любопытные, заглядывающие в царские палаты и хохочущие над шутами и скоморохами.

Центральный персонаж картины – царевна Несмеяна. Она сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она устала от всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является заточение во дворце отца и подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.

Это богатое по цвету полотно объединяют в единое целое два крупных тональных акцента – белое платье царевны и алая рубаха скомороха.

Картина "Царевна-Лягушка" является иллюстрацией к моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.

Царевна-Лягушка,1918 г.
Царевна-Лягушка,1918 г.

Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом – девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.

Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором – низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. В руках у царевны воздушный и легкий белый платок.

События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу. Зрителям виден только угол накрытого стола. На заднем плане далекая русская деревенька на берегу озера, с кружащимися в хороводе фигурками девушек в народных нарядах. По озеру плывут лебеди, еще несколько птиц устремились к воде с неба.

От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоту сказки и древних русских обычаев.

Картина "Ковёр-самолёт" (новый вариант) входит в живописный цикл "Поэма семи сказок". Это совсем другой ковёр-самолёт. Несмотря на бушующую вокруг Гражданскую войну, Виктор Михайлович создаёт изображение спокойного счастья и умиротворения.

Ковёр-самолёт (новый вариант), 1920-1923, 1925 гг.
Ковёр-самолёт (новый вариант), 1920-1923, 1925 гг.

Иван-царевич рядом со своей любимой, они выше облаков, возвышаются над земной суетой. Плавно парит ковёр, уносит влюблённых от горестей и печалей. Они прильнули друг к другу, для каждого из них счастье быть рядом с тем, кого любишь. Трогательные и нежные они удаляются от людской злобы.

Первые эскизы к картине «Спящая царевна» Васнецов написал в первой половине 1880-х годов. В 1901 году Виктор Михайлович решил создать живописный цикл «Поэма семи сказок». Туда вошли: «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна» (1916), «Царевна-лягушка» (1918), «Баба-Яга» (1917), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925).

Спящая красавица, 1913-1917 гг. Музей В.М. Васнецова (Москва)
Спящая красавица, 1913-1917 гг. Музей В.М. Васнецова (Москва)

Картины «Поэмы семи сказок» при жизни Васнецова не были показаны широкой публике. После смерти Виктора Михайловича в 1926 году, в доме устроена «Посмертная выставка картин и рисунков В. М. Васнецова» (1927–1933). Современники посчитали ее одним из лучших произведений Виктора Михайловича. «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», — писал о ней М.В. Нестеров.

В центре картины молодая царевна лежит на возвышении, под головой красная подушка. Рука беспомощно свисает. Тёмные волосы украшает золотая корона. На ступеньках, возле царевны спит девочка на раскрытой книге. У ног девочки маленький коричневый медвежонок и лисица. По обе стороны от спящей царевны спят и её подданные.

Слева спит шут в расписном кафтане и в забавном колпаке. Рядом с ним молодой музыкант. Возле него почивает старец. На противоположной широкой лавочке спят девушки. В углу в кресле старушка, на коленях спит белый кот. На полу беседки проросли разноцветные цветы.

Виднеется расписной замок. Позади царевны, за беседкой расположен лес с ветвистыми елями, небольшой пруд. И все погружены в сон, кроме растений.

Неизвестно, какая сказка послужила основой для сюжета картины «Бой Ивана-Царевича с трёхголовым морским Змеем». По свидетельствам дочери художника, Татьяны Викторовны Васнецовой, ее сюжет таков: раз в год Змею отдавали на съедение молодую девушку. Когда очередь дошла до царевны, Иван-царевич вышел сразиться со Змеем. Бой длился три дня и три ночи, из последних сил Иван-царевич изловчился и убил Змея – спас царевну и царство от беды.

Бой Ивана-царевича с трёхголовым морским змеем, 1910-1912 гг. Третьяковская галерея.
Бой Ивана-царевича с трёхголовым морским змеем, 1910-1912 гг. Третьяковская галерея.

Иван-царевич находится на переднем плане. Только что Иван-царевич отрубил Змею одну из голов и тот очень разозлился и пытается убить Ивана, но того укрыл щит. Похоже битва длится долго, отступать некуда, за его спиной царевна, которой грозит смертельная опасность.

Солнце освещает Ивана-Царевича, чтобы показать чистоту его намерений. За змеем изображен мрачный пейзаж: темные горы, красный закат, похожий на кровь. Ивана-Царевича защищает кольчуга, меч, щит, украшения на котором говорят о царской принадлежности.

В картине Васнецов изобразил битву в ее переломный момент и показал силу обоих противников, победа добра над злом тяжела, но неминуема.

Былина о бое Добрыни стала основой сюжета картины "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем". Добрыня одержал победу над змеем и отпустил его, взяв с него слово, что тот больше не будет уносить ни в чем неповинных христиан. Зритель видит Добрыню в тот момент, когда он заносит меч, чтобы нанести удар.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1918 г.
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1918 г.

Колоритны цвета, мастерски использованные Виктором Васнецовым. Иссиня черный змей закрывает собой мрачное небо. Он огромен, что занимает почти половину картины. Богатырь изображен со спины. Добрыня герой, так как не побоялся вступить в бой со Змеем, который во много раз превосходит его не только по размерам, но и по мощи. Возникает впечатление, что не змей, а некая мрачная туча закрывает почти все небо. Красное зарево создает ощущение тревоги за исход битвы. Традиционный плащ богатыря того же цвета. Виктор Михайлович использовал мрачные краски. Центральная фигура картины – Добрыня. Его силуэт выделен цветом.

Васнецов датировал картину 1918 годом, поэтому былинный сюжет невольно воспринимается как реакция на Гражданскую войну. Васнецов придерживался монархических взглядов, и всё, что произошло с 1917 года воспринимал как трагедию. В тяжелом внутреннем конфликте участвовали несколько военных блоков и формирований. Эта многосоставная сила воспринимается в образе многоголового змея, с которым борется Добрыня Никитич. Конь Добрыни пал, но богатырь продолжает биться, защищаясь щитом, украшенным крестом. В картине Васнецов утверждает несокрушимость русского воина, находящегося под защитой Божьей милости, и непременное торжество добра.

Картина "Сивка-бурка" на основе сказки о братьях, младший как водится — дурак. Изображен терем, а в нём - красавица. На сивке-бурке подпрыгивает юноша к окошку терема и целует девицу.

Сивка-бурка
Сивка-бурка

Люди радуются. Юноша доказал, что достоин дочери царя. Прекрасный конь, сильный и верный. Тело замерло, чтобы дать возможность юноше успеть поцеловать царевну.

Васнецов работал над картиной в начале 1920-х годов. В этот период уход в сказочные сюжеты и тему любви отдохновение для художника. Через мотив полёта волшебного коня Виктор Михайлович стремился показать, что любовь это всеобщее благо с общественной и религиозной точек зрения.

Баба Яга является литературным персонажем практически всех русских сказок, где она злодейка и похищает детей. Среди художников тема сказок не прижилась. Исключением стали работы Виктора Васнецова, он воплощает давнишнюю мечту, поведать миру о всей красоте русской сказки, которая с самого его детства волновала и завораживала. В 1917 году закончена картина «Баба Яга».

Баба-Яга, 1917. Третьяковская галерея (Москва)
Баба-Яга, 1917. Третьяковская галерея (Москва)

Атмосфера картины тревожная: на фоне вечернего сумрака яркое пятно кроваво-красного сарафана Бабы-Яги. Пролетает филин, выползают из болота змеи, окружает дремучий лес, мрачный поднимается из-за горизонта алый полумесяц.

От замысла до воплощения картины «Баба-Яга» прошло около двадцати лет, с конца 1890-х по 1917 год. Мировая политическая ситуация и положение в России: войны и революция преобразил Бабу-Ягу в персонификацию зла. Красный цвет сарафана отождествляется с цветом революции и войны, поэтому картина воспринимается как своеобразное авторское высказывание.

Картину «Кощей Бессмертный» писал Виктор Михайлович в течении девяти лет. Полностью завершена в 1926 году, стала его последней работой.

Кащей Бессмертный, 1917-1926. Сайт: Моя Третьяковка (Москва)
Кащей Бессмертный, 1917-1926. Сайт: Моя Третьяковка (Москва)

Мотивом для картины послужила сказка о «Царевне-лягушке». В одном из вариантов, записанных А.Н. Афанасьевым, Василиса Премудрая, после того как Иван-царевич сжег в печи ее лягушачью шкурку, оказалась в царстве Кащея Бессмертного. В картине герои изображены сидящими на высоком «средневековом» троне, Кащей пытается обнять царевну, она отстраняется. Так как Кащей отрицательный персонаж, поэтому Васнецов обращает внимание зрителей с помощью деталей: в руках держит окровавленный меч, которым убивал добрых молодцев; голову украшает «змеиная» корона. Развивая тему столкновения добра со злом, Виктор Михайлович композиционно и колористически противопоставляет Василису и Кащея.

Главной частью изобразительной взаимосвязи образов композиции является настенная роспись, которая своеобразной картой раскрывает тайну, как победить Бессмертного Кащея: справа рядом с деревом помещен сундук и выбегающий из него заяц; слева – улетающая в небо утка и щука, передающая Ивану-царевичу яйцо с иглой, на конце которой сокрыта смерть злодея.

Над картиной художник работал между 1917 и 1919 годами. Картина продолжает религиозно-философские размышления Васнецова о вечном противостоянии добра и зла.

В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет, 1873 г. Третьяковская галерея (Москва)
Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет, 1873 г. Третьяковская галерея (Москва)

Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.

Сын бедного сельского священника Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) , окончил духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург.

На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.

«Все — провалился!» — решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

По совету Виктора его младший брат Аполлинарий также поступил учиться на художника и в последствии стал мастером исторической живописи, выдающимся художником Советского Союза.

Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1878. Художник Виктор Васнецов
Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1878. Художник Виктор Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов писал картины кроме сказочных и мифических на бытовые, исторические и религиозные темы. Творчество Виктора Васнецова было многообразным.

В конце 1890-х годов расписывал Владимирский собор в Киеве и храм Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, делал акварельные рисунки и подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии в Болгарии.

Виктор Михайлович Васнецов, 1895 г.
Виктор Михайлович Васнецов, 1895 г.

Виктор Михайлович иллюстрировал книги, делал гравюры. Работал и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами.

Спасибо за внимание.