Найти тему
27,8K подписчиков

Корабли Эльтигена. Большая история маленьких корабликов. Сказ первый о БК-72

1,2K прочитали
Пушка Лендера на палубе катера
Пушка Лендера на палубе катера

Меня сильно удивил тот факт, что один из комментаторов принялся оспаривать существование катера СКА №046, на котором служил мой родственник, В.М.Головин. И этот спор показал мне, что, наверное, все же стоит продолжить рассказ о маленьких «тружениках войны», ибо в отличие от кораблей эскадры, о них пишут очень мало. А, вместе с тем, именно они в последние годы войны несли на своих палубах главную нагрузку войны на Черном море. Большие (и дорогие) корабли отстаивались в защищенных базах, а, работали, в основном, «малыши». Есть хороший повод рассказать о них, затронув (для примера) десантную операцию в Крым в 1943 году.

Даже для меня, для коренного севастопольца, достаточно долго тема освобождения Крыма и Севастополя сводилась к отрывочным знаниям по прорыву в Крым советских войск весной 1944 года и стремительному штурму Сапун-горы, а Эльтигенская десантная операция была отдельным ярким эпизодом, слабо связанным с «весной освобождения». В лучшем случае, об этой операции пишут, как о части общей, Керченско-Эльтигенской операции, которая, якобы, была направлена на создание плацдарма на Керченском полуострове.

Если же отречься от исторически сложившихся стереотипов и догм, и подойти к истории Крыма с объективной точки зрения, то станет предельно ясно, что первая попытка освободить Крым была предпринята еще осенью 1943года, но, закончилась она неудачно для советской стороны. В советской исторической традиции принято делить эту попытку на две, не связанных между собой операции: Керченско-Эльтигенскую и Мелитопольскую. Но, обе этих операции имели задачей прорыв в Крым. Оперативная директива Южного фронта 00230/ОП от 23.09.43г. ставила задачу прорыва в Крым, захват перешейков и станции Джанкой[1]. Директивой №0056 от 12.10.43г[2] похожие задачи ставились перед Северо-Кавказским фронтом. Послевоенная история малость «подкорректировала» реальность. Временные рамки Крымской операции были «обрезаны», и у современных историков она начинается с 8 апреля 1944 года, хотя по документам того времени, это совсем не так…

В ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции, Северо-Кавказский фронт занял Таманский полуостров, и вышел к Керченскому проливу. С севера к полуострову выходили части Южного фронта. Крым должны были освободить в 1943 году. Целью десантной операции было именно освобождение Крыма (сохранились планы). Не смогли. Ладно, вернемся к кораблям. Просто посмотрим, кто должен был высаживать десант. Зачем?

А, затем, что успех (или неуспех) десанта во многом зависит и от корабельного состава. Во многом трагедия Эльтигена была обусловлена отказом от участия в операции больших кораблей. По хорошему: захватили порт в Камыш-Буруне (например), восстановили причалы, и пошли войска, доставляемые транспортами. Но, нет. Это не наш мЭтод. Десантные войска перевозят «малыши» «в час по чайной ложке». Есть еще один нюанс.

Теоретически, есть «могучий» Черноморский флот, а, практически на море господствуют немецкие БДБ (по сути, транспортники), и боезапас десанту сбрасывают с самолетов. Я отлично все понимаю: «обожглись на молоке, дуем на корову», «начальства» боимся больше, чем врага. Ладно, не будем забегать вперед. Просто смотрим, рассказываем о кораблях по ходу описания событий десанта.

14 октября 1943 года вышел организационный приказ командующего ЧФ вице-адмирала Владимирского №00144/пох-ов, в соответствии с которым 1 и 2 десантным группам (АзВФ) выделялись:

-сторожевых катров СКА типа МО-4 всего 2шт.

-бронекатеров 16 шт.

-катерных тральщиков[3] 7шт

-артиллерийских катеров АКА[4] 2 шт.

-торпедных катеров 4шт.

-буксиров 8 шт.

-сейнеров 21 шт.

-барж 5шт.

-болиндер 1 шт.

-дубков[5] 7 шт.

Итого 73 единицы

Из ЧФ в состав Азовской флотилии придавались:

-сторожевых катеров СКА типа МО-4 всего 7шт.

- тендеров самоходных 20 шт.

-мотоботов 12шт.

-катерных тральщиков 10шт.

-понтонов (несамоходных) 30 шт.

Всего 79 единиц. Командующий высадкой - командир АзВФ С.Г.Горшков.

Итого 152 единицы плавсредств.

Для высадки 3-й группы, в районе Эльтигена, выделялись:

-сторожевых катров СКА типа МО-4 всего 12шт.

-катерных тральщиков 50шт.

-речных тральщиков (типа РТЩ) 5шт.

-малых сторожевых катеров (типа КМ) 20 шт.

-катеров 15шт.

-мотоботов 15 шт.

-мотобаркасов 15 шт.

-весельных баркасов 20

-бронекатеров 3шт.

Всего 150 единиц. Командующим высадкой был назначен контр-адмирал Холостяков, командующий Новороссийской ВМБ, откуда и была выделена большая часть плавсредств для 3-й группы высадки.

Разведки.

19 октября 1943 года. ПО данным «Хроники…» «…подвижные батареи ЧФ №1008, 1009, 1010 производили пристрелку реперов по району Эльтигена. Бронекатера 1-го гвардейского дивизиона №33 и 72 вышли из Темрюка для высадки разведгруппы севернее Керчи. В 17.45, при выходе их Темрюка бронекатер №72, шедший вторым, подорвался на мине и затонул». Погибло 19 разведчиков, 9 членов экипажа, осколками на БКА №33 убит солдат, и ранен командир 1-го гв. дивизиона бронекатеров. Потери моряков прослеживаются по ОБД «Мемориал». По армейцам данные пока не нашлись. По данным «Хроники…» спасено 12 человек.

1-й Гвардейский дивизион (именно Гвардейский, ибо был еще просто 1-й дивизион) прибыл по железной дороге из Сарепты в Ейск 3 октября 1943 года. Часть катеров пришла из Онежского отряда катеров.

"Волжанами" были №№ 31, 72, (стр. номера 314, 315, Зеленодольск), Вооружение: один Лендер, реактивная установка М-13-М, два ДШК, № 32 (№316, вооружение 2 шт. 8К, 2шт. 12.7 ДШК, 2 шт. 7,62-мм), №33 (№317, 1 шт. 8К, она же Лендер, один 37-мм автомат 70К, 1 ДШК). Судьба их была общей. Спущены на воду летом 1941 г., вступили в строй в декабре 1941 г. и 10.07.1942 г. вошли в состав Волжской флотилии. Участвовали в обороне Сталинграда. 2.10.1943 г. вошли в состав Азовской флотилии ЧФ.

Наполовину "онежским" был №71 (зав. №308) Вооружение: 2 шт. 8К, 2шт. 12.7 ДШК, 1шт. 7,62мм. Он вступил в строй 10.10.1941 г., и вошел в состав Онежской флотилии. 5.12.1941 г. перечислен в Волжскую флотилию, 30.04.1942 г. обратно в Онежский отряд кораблей, а 18.08.1942 г. снова возвращен в Волжскую флотилию. Участвовал в обороне Сталинграда. 2.10.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Потом случился Эльтиген.

"Онежскими" были №№ 73 и 75 (№№318 и 319, вооружение 2 шт. 8К, 2шт. 12.7 ДШК) Заложены они были в 1941 г. (Зеленодольск), спущены летом 1941 г., вступили в строй в декабре 1941 г. и 7.01.1942 г. вошли в состав Волжской флотилии. Участвовали в обороне Сталинграда. С 30.04 по 18.08.1942 г. входили в состав Онежского отряда кораблей. 2.10.1943 г. вошли в состав Азовской флотилии ЧФ. Восьмым в этом дивизионе стал новый катер с дизельным двигателем, но он нем рассказ особый.

Адмирал Холостяков осматривает корабельную установку РС (но уже потом. после войны)
Адмирал Холостяков осматривает корабельную установку РС (но уже потом. после войны)

Эти катера сыграли важную роль в высадке десанта, и, несмотря на то, что мы уже давали по ним данные, посмотрим на них с точки зрения условий Керченского пролива.

По сути, это были речные бронекатера (разработка «Ленречсудопроект» 1932 год, проетктант Ю.Ю.Бенуа), спроектированные для Амура (абсолютно не рассчитанные на морские условия). Короткоствольная пушка и башня от танка Т-28 стоявшая на них, были ориентированы на обстрел берега реки, но никак не для морских условий.

Плоскодонный корпус с поперечной системой набора подразделялся на 10 отсеков, для сообщения между которыми в переборках предусматривались люки, расположенные выше уровня ватерлинии, что позволяло в боевой обстановке не показываться на открытой палубе. Люки закрывались водонепроницаемыми крышками. Среднюю часть корпуса занимала клепаная «бронированная» цитадель (толщина 8-мм), в которой размещались подбашенные отсеки, МО, топливные баки и радиорубка. В районе топливного отсека защита имела двойную толщину — два броневых листа склепывались между собой. Бортовая броня опускалась на 200 мм ниже КВЛ. Остальной корпус был сварным, из 4-мм стали. Жилые помещения получились крайне уменьшенных габаритов — высота в свету составила всего 1.55 м (!). Ходить в полный рост внутри было невозможно. В то же время проектировщикам удалось оборудовать их водяным отоплением и естественной вентиляцией.

Два 12-цилиндровых V-образных реверсивных двигателя "ГАМ-34", созданных на базе авиационного "АМ-34" конструкции А. А. Микулина, обеспечивали скорость 20 узлов (на спирто-бензиновой смеси 21 узел). На БКА№72 стояли двигатели ГАМ-34-БС.

Средства судовождения и связи – минимальные. Радиостанции изначально не было, связь с машиной по переговорной трубе и с помощью машинного телеграфа. Связь с орудиями по безбатарейному телефону. Из средств навигации – только шлюпочный компас.

Для предотвращения взрыва паров бензина применялась оригинальная система заполнения бензобаков отработавшими газами двигателей. Баки служили своеобразным глушителем. Эта система инженера Шатерникова включала конденсатор (для отсечки жидких и твердых фракций), из которого отработавшие газы поступали в разделенный на семь отсеков объем бензобака и далее — в газоотводную трубу с подводным выхлопом (для снижения шумности).

Особенность катеров этого дивизиона в том, что они были оснащены 76-мм пушками Лендера, стоявшими открыто, без башен. Это была вынужденная мера, вызванная необходимостью бороться с авиацией (хотя, откровенно говоря, 30-калиберная пушка, 8К это «зенитка» времен Первой Мировой.

Бронекатер с пушкой Лендера
Бронекатер с пушкой Лендера

В принципе, катера показали себя живучими, хоть и не лишенными недостатков кораблями. Малая осадка была большим плюсом в мелководном Керченском проливе. Со временем, речники приспособились к морю, на катерах появилось необходимое оборудование.

Катеру №72 просто не повезло, взрыв произошел под «цитаделью», взорвалась донная мина, причем, на небольшой глубине. За счет небольшой глубины взрыв получился очень сильным, и пострадали люди даже на первом катере отряда.

Смотрим эту историю дальше.

«Хроника…» указывает: «В 17.30 стороженые катера 062 и 085 с мотобарказами №5 и №58 в охранении катера №079 вышли из Анапы для высадки 50 разведчиков Северо-Кавказского фронта. История этой разведки, это отдельная интересная история (но о ней и о катерах в ней участвовавших в следующем рассказе).

[1] Архив ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 16, Документ 230/ОП

[2] Архив ЦАМО, Фонд 371, Опись 6367, Дело 198, Документ 56/ОП

[3] торпедные катера с установленными направляющими для реактивных снарядов

[4] в основном, типа «сейнер»

[5] десантный универсальный бот (ДУБ).