1,6K подписчиков

Код 1.5 Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности | ОГЭ Обществознание

456 прочитали

Здравствуйте, дорогие посетители канала! Меня зовут Барият Тамирмударовна. С 2006 года преподаю обществознание и право в школе, а с 2016 года творю Школу обществознания, где делюсь видеоуроками ОГЭ

Видеоурок по теме 1.5 вы можете посмотреть по ссылке

Что такое познание?

Познание – это процесс приобретения знаний о природе, обществе и человеке. Желание исследовать и понимать окружающий мир присуще каждому человеку с детства. В основе этого желания природное качество человека – любопытство. Животные тоже проявляют любопытство, мы ведь замечали, как они присматриваются, принюхиваются, прислушиваются. Означает ли это, что животные, как и человек познают мир? Не означает. Потому что действия животных определяются инстинктами и осуществляются для приспособления к окружающему миру и удовлетворения биологических потребностей. Животное не ставит перед собой цель понять окружающий мир и самого себя, получить достоверные истинные знания. Поэтому животное не познаёт мир. А человек познаёт, потому что способен ставить перед собой цель познания.

Как человек познаёт окружающий мир?

Человек познаёт мир, когда вовлекается в разные виды деятельности, в игру, труд, общение и конечно учёбу. Получить новые знания человек может либо при помощи собственного опыта, либо от других людей: родителей, учителей, сверстников и т.д. Для того, чтобы получить знания мы можем использовать различные источники: интернет, книги, телевизионные передачи, музеи, выставки, экскурсии и т.д.

В зависимости от того, в какой сфере человек осуществляет деятельность выделяют практические, научные, религиозные, художественные знания.

Как же происходит познание? Получить первичную информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств: зрение (смотрим на картину в музее), осязание (дотрагиваемся до предметов), обоняние (нюхаем цветы), вкус (пробуем еду), слух (слушаем музыку). Познание начинается с ощущений, которые передают отдельные свойства предмета. Например, когда мы берём в руки яблоко, мы ощущаем его округлую форму и гладкую поверхность. Глядя на яблоко, мы определяем его цвет: ярко-красный, зелёный или жёлтый в зависимости от сорта. Когда мы нюхаем яблоко, ощущаем фруктовый аромат. Откусив яблоко ощущаем вкус. Все эти ощущения, которые мы получили от яблока передаются по нервной системе к мозгу, где преобразуются в восприятие – целостный образ предмета – ярко-красное, сладкое яблоко с гладкой поверхностью и фруктовым ароматом. Далее эта информация проходит через процессы внимания и памяти, возникает представление – образ, который сохраняется в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий. Благодаря представлению мы можем описать яблоко даже в том случае, когда мы это яблоко не видим и не пробуем. Вот таким образом происходит чувственное познание, но оно даёт нам знания только о внешних свойствах отдельного предмета. Что же нам нужно сделать, чтобы получить полное знание о предмете познания? Нам нужно анализировать информацию, полученную с помощью органов чувств. Такой анализ выполняется на этапе рационального познания с помощью мышления. Чтобы лучше понять, как происходит рациональное познание, продолжим пример о познании яблока. Итак, с помощью органов чувств мы узнали цвет, форму, вкус и другие внешние характеристики конкретного яблока, с которым непосредственно имели дело. Анализируя эти знания, мы можем связать их с уже имеющимися знаниями о яблоках. Мы можем размышлять, что это яблоко так же, как и другие яблоки является плодОм растения, у этого яблока имеется характерный для яблок вкус. Такой процесс, когда мы выделяем общие признаки конкретных предметов, называется обобщением. Среди общих свойств выделяются наиболее существенные признаки. Существенные признаки позволяют отличить яблоки от других фруктов, например, от груш. Или отличить яблоко одного сорта от яблока другого сорта, например, антоновку от альвы. Общие существенные признаки фиксируются в понятиях (понятие – общие существенные признаки познаваемых объектов), которые выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний.

На основе понятий строятся суждения – высказывания, утверждающие или отрицающие наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Какие суждения мы можем сделать о яблоках? Например, яблоко, которое я видел в магазине было красного цвета. Или красные яблоки, которые я пробовал раньше имели сладкий вкус.

Из нескольких логически связанных суждений можно вывести новую мысль – умозаключение – логический вывод на основе имеющихся данных. Например, отталкиваясь от двух суждений о красном яблоке, можно сделать вывод: если я куплю красное яблоко из магазина, оно, вероятно, будет иметь сладкий вкус. Таким образом, благодаря мышлению человек может лучше понять объекты окружающего мира, потому что рациональное познание даёт возможность обнаружить свойства предметов, которые недоступны органам чувств. Только в совокупности органы чувств и мышление позволяют человеку получить полные и достоверные знания.

3. Самопознание

Познание мира тесно связано с самопознанием – процессом познания человеком своих способностей, возможностей, желаний, чувств. В процессе самопознания человек сравнивает себя с другими людьми, оценивает себя и свои поступки. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Оценивая себя, человек может говорить о своих физических качествах («я сильный»), практических умениях («я умею забивать гвозди»), поступках («я уважаю мнение старших»), моральных качествах («я всегда держу данное слово»). Самооценка может соответствовать реальности или быть относительно завышенной или заниженной. Соответствующая реальности самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой человек сможет достичь высоких результатов. Для этого важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать первые и освобождаться от вторых. Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой. Исследование себя помогает человеку ощутить собственный рост, понять перемены в себе. Подумайте, какие перемены произошли в вас за последний год.

Непрерывная работа над собой, самостоятельное развитие своих способностей, умений и навыков, осознанное управление своим личностным ростов называется самосовершенствованием. Первое, что нужно сделать на пути к самосовершенствованию – это найти среди множества своих интересов основную склонность к той деятельности, которая удаётся лучше всего. Далее нужно развиваться в этой области: приобретать новые знания и умения. Учёба в школе – главный, но не единственный способ накопления знаний. Старайтесь больше общаться, перенимать опыт и знания других, узнавать новое, открывать для себя ещё неизвестное. Полезно пообщаться и с самим собой о своих интересах, поступках, отношениях с окружающими. Для того, чтобы стать лучше нужна работа над собой и длительный труд. «Гений – это один процент вдохновения и 99% пота», - так говорил Томас Эдисон, подаривший миру десяток изобретений. В работе над собой поможет ведение личного дневника, где можно записывать свои победы и неудачи. Л.Н. Толстой на протяжении более 60 лет вёл дневник, в который записывал свои мысли и наблюдения за собой и другими людьми. В нём были разработаны правила для развития воли, повседневной жизни и самообразования. Вот некоторые примеры правил из его дневника: «Довольствуйся настоящим. Ежели начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. В тяжёлом положении старайся чаще думать, что оно могло быть ещё хуже. Бойся праздности и беспорядка… Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. Бойся тщеславия. Преодолевай тоску трудом, а не развлечением». Ребята, какие из этих правил вам понравились больше всего?

Важным этапом самосовершенствования является поиск своего призвания и места в жизни. Учёные утверждают: человек может достичь успеха в труде, если занимается любимым делом, которое доставляет радость. Ведь только дело по душе способствует проявлению задатков, совершенствует талант. Заниматься не своим делом тяжело. Человек теряет интерес и быстро устаёт. Поэтому посещайте кружки и студии, участвуйте в конкурсах, изучайте профессии, пробуйте себя в разных видах деятельности. Ведь чем раньше вы определитесь со своим призванием, тем быстрее сможете добиться успеха в любимом деле.

Имя Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) вы можете услышать на уроках физики, химии, истории, литературы и многих других уроках. Прочитайте его историю и подумайте, какие качества характера помогли ему достичь высот в науке и культуре.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в деревне Денисовке Архангельской губернии в семье крестьянина. Когда ему исполнилось 19 лет, он почти без денег, пешком за обозом с рыбой отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе двенадцати лучших учеников был направлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Затем был отправлен в Германию, в Маргбургский университет, потом вернулся в Россию. Его интересы были поразительно разносторонними. Ломоносов внёс вклад в развитие физики, химии, геологии, горного дела, географии, астрономии, истории и филологии. Он был выдающимся поэтом, художником, просветителем и общественным деятелем. И в каждой из этих областей он оставил заметный след. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве. Современники называли его «звездой первой величины», «великим человеком», «славным гражданином». А.С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Поиск себя и своего места в жизни не обещает быть лёгким. Можно, конечно, хорошо учиться и ждать, когда проявятся ваши дарования, но, как показывают примеры из жизни, лучше не стоять на месте, ведь «дорогу осилит идущий», а под лежачий камень вода не течёт». Я желаю вам найти себя в той деятельности, где вы будете нужными и востребованными.