Человечество с древнейших времен пыталось установить определенные ограничения в общественных взаимоотношениях. За нарушение общепринятых обычаев в родоплеменных отношениях всегда следовало наказание. Очень часто таким наказанием было изгнание. Человек, изгнанный из племени, становился «изгоем», человеком «без роду и племени». Попытка установить письменные правила взаимоотношений в человеческом обществе прослеживается в религиозных учениях. В иудаизме и христианстве это заповеди Моисея, подобные заповеди имеются в буддизме и в других религиях, как нравственные, моральные требования. С появлением классового общества, возникновением государства, возникает право. Законодательно устанавливаются нормы поведения. Появляются и межгосударственные нормы взаимоотношений, которые устанавливались в виде договоров, соглашений.
Сформулировать международные, обязательные нормы взаимоотношений начали предприниматься особенно с началом 20 века. И особенно получили развитие после второй мировой войны и образованием ООН.
Мне почему-то с детства запомнились правила, которые поучили название «Панча Шила», которые были провозглашены в 1954 году в результате индо-китайского соглашения о Тибете, позже они легли в основу движения неприсоединения в 1955 году на Бандунгской конференции. Слово «панча», означает пять, «шила» – деяние. Это было пять правил, от действий которых должны были воздерживаться цивилизованные государства в своих взаимоотношениях. Какие же это правила?
1. Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.
2. Ненападение.
3. Невмешательство во внутренние дела.
4. Равенство и взаимная выгода.
5. Мирное сосуществование.
1 августа 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), на котором главы 33 европейских государств, а также США и Канады, подписали Заключительный Акт, в котором торжественно заявлялось о решимости уважать и применять следующие принципы: Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Неприменение силы или угрозы силой. Нерушимость границ. Мирное урегулирование споров. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии, убеждений. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Контакты между людьми
Успех Совещания стал победой всех миролюбивых сил. Однако советское руководство расценивало хельсинский процесс исключительно как собственную победу, и попытались ее закрепить. Причем оно рассматривало его как итог лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым моментом является пункт о соблюдение прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношение сил в Европе и мире.
Вот почему разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе компанией в защиту прав человека, СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР, справедливо считая, что в балансе вооружений в Европе необходимо учитывать ракетно-ядерное вооружение Франции и Англии. Но это размещение ракет СССР вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане, ввода туда советских войск по просьбе афганского правительства, итоги Совещания и выработанные принципы взаимоотношений были похоронены. Со стороны США была агрессия в Гранаде, поддержка государственного переворота в Чили, попытка подавления революционного движения в Никарагуа.
С распадом СССР и мировой системы социализма США стали доминировать в международных отношениях и начали навязывать по всему миру свои «правила», нарушили свои устные, «джентльменские» обещание после вывода советских войск из Европы не расширять НАТО на Восток. В итоге мы имеем «Большую игру» без всяких правил. А это чревато…
Неплохо было бы вспомнить и «Панча шилу» и принципы Хельсинского Совещания, которые должны лежать в основе международных отношений.