Найти тему
Ritual.ru

Гибель космонавтов СССР и США: чья смерть страшнее?

За последние десятилетия было раскрыто много правды о событиях, случившихся в результате губительных решений, принятых высоким руководством национальных управлений или правительством. Ради сохранения престижа своей страны погибло много великих и профессиональных людей, проявив невероятное мужество. И их смерть можно было бы предотвратить, если бы ответственные за исправность техники проявили мужество, чтобы признать свои недоработки. А техника очень серьезная — космические корабли. Мы привычно говорим об ужасающей халатности в СССР, хотя США по зрелищности таких решений — вне конкуренции.

Владимир Михайлович Комаров, пилотируемый корабль «Союз-1»

Владимир Комароов — советский лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (1964), второй раз звание присвоено посмертно (1967), инженер-полковник ВВС СССР. Военный лётчик 1-го класса, космонавт 3-го класса. Командир первого в мире экипажа космического корабля, причём сразу из трёх человек. Впервые в истории экипаж совершал полёт без катапульт и скафандров (из-за тесноты в кабине). Впервые была применена система мягкой посадки. Дважды летал на первых кораблях нового типа: трёхместном «Восходе-1» (12—13 октября 1964, совместно с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым) и одноместном «Союзе-1» (23—24 апреля 1967). Первый советский космонавт, побывавший в космосе дважды. Первый космонавт, погибший в ходе полёта.

Владимир Комаров был одним из близких друзей Юрия Гагарина.

Владимир Михайлович Комаров, лётчик-космонавт
Владимир Михайлович Комаров, лётчик-космонавт
Юрий Гагарин и Владимир Комаров
Юрий Гагарин и Владимир Комаров

В 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской революции инженерам было приказано Брежневым спешно подготовить к полету первый советский космический пилотируемый корабль «Союз-1». Главное слово тут — «спешно». Задачу создания космического корабля «Союз» его разработчикам пришлось решать в условиях острейшего дефицита веса, поскольку для него предназначалась та же ракета-носитель, что и для «Востоков». Шесть лет прошло со времени первого полета Ю. А. Гагарина.

До старта В. М. Комарова проведено два беспилотных пуска «Союза», оба неудачно. В первом старте дело до работы системы приземления не дошло. Из-за ошибок в системе управления корабль разрушился при входе в атмосферу. Во втором — при входе прогорело днище корабля. Система приземления сработала нормально. Требование представителей ВВС ССР о проведении «чистого» эксперимента было отвергнуто «сверху». Доводы разработчиков корабля посчитали неубедительными.

Комаров готовится к полету на космическом корабле "Восток".
Комаров готовится к полету на космическом корабле "Восток".

В том, что Комаров идет, точнее, летит на верную смерть, не сомневался никто, даже сам космонавт. Но Владимир также знал, что если он откажется от полета, то его заменит дублер — лучший друг Юра Гагарин. И Комаров не отказался. Даже несмотря на то, что перед полетом у «Союза-1» были зафиксированы 203 инженерные неполадки. Непосредственно перед стартом Комаров попросил, чтобы в случае гибели его хоронили в открытом гробу.

Утром в 3.35 часов 23 апреля 1967 года на стартовой площадке Байконура готов к полету новый многоместный космический корабль «Союз-1» с космонавтом Комаровым на борту. Старт, вывод на орбиту и орбитальный полет прошли успешно. Сход корабля с орбиты также был выполнен нормально, он благополучно вошел в плотные слои атмосферы. Но дальше произошло невероятное.

Спустя 540 секунд корабль отделился и вышел на орбиту искусственного спутника Земли. Проблемы начались сразу же — не смогла расправиться одна из панелей солнечной батареи. Она помешала открыться дублирующей антенне телеметрической системы и козырьку, защищающему солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Ни солнечная, ни звездная ориентация оказались невозможны.

До десяти утра Госкомиссия определялась с дальнейшими действиями. В итоге было решено посадить корабль. «Космические чины» с Байконура вылетели на место предполагаемой посадки. «При наборе высоты нам передали: «Парашют раскрылся, объект приземлился в 65 километрах восточнее Орска… Комаров блестяще справился с пилотированием неисправного корабля», — по горячим следам записал генерал Каманин.

Увы, вскоре он услышал жуткое: «Корабль горит, космонавт не обнаружен». Местные жители рассказали, что «Союз-1» стремительно падал с неба, парашют закрутился и не был наполнен. Ударившись о землю, аппарат взорвался, и начался страшный пожар из-за перекиси водорода в баках (для двигателей мягкой посадки). Сбивая пламя, люди забросали его землей. Через час раскопок обнаружили останки Комарова: пожар превратил их в обгорелый комок. Впоследствии утверждали, что он погиб от удара о землю или от перегрузок при приземлении.

Обломки корабля "Союз-1"
Обломки корабля "Союз-1"
Маршал авиации Константин Вершинин изучает ситуацию для принятия решения об "открытом" прощании с космонавтом Комаровым. Тогда космические хроникеры впервые запечатлели страшную картину: в гробу на белом атласе — обугленная черная масса, останки командира корабля Владимира Комарова, вокруг стоят подавленные летчики и космонавты. Это была первая космическая смерть.
Маршал авиации Константин Вершинин изучает ситуацию для принятия решения об "открытом" прощании с космонавтом Комаровым. Тогда космические хроникеры впервые запечатлели страшную картину: в гробу на белом атласе — обугленная черная масса, останки командира корабля Владимира Комарова, вокруг стоят подавленные летчики и космонавты. Это была первая космическая смерть.

«Союз-1» врезался в землю на скорости 50 м/с, то есть 180 км/ч в Оренбургской области. Погиб один из лучших космонавтов СССР.

Все то, что осталось от Владимира Комарова доставили в Москву и торжественно похоронили в Кремлевской стене. Последняя просьба Владимира Комарова об открытом гробе была удовлетворена. Таким страшным визуальным способом космонавт объяснил чиновникам, что подгонять науку под большие даты не рекомендуется.

...Но у Владимира Комарова две могилы, обе подлинные. После того, как гроб с обугленным фрагментом туловища взмыл в небеса и взял курс на Москву, в степи обнаружили и другие фрагменты тела Владимира Комарова. Докладывать об этом в Москву не стали. Поэтому вторая могила— в кремлёвской стене, где захоронена урна с прахом. А первая появилась за сутки до официальных похорон в столице. Она считается «обелиском на месте падения». Но, по сути, является первым местом захоронения.

Захоронение у Кремлевской стены
Захоронение у Кремлевской стены
Обелиск на месте падения "Союз-1", установленный курсантами 13-я ракетной Оренбургской Красноказарменной дивизии
Обелиск на месте падения "Союз-1", установленный курсантами 13-я ракетной Оренбургской Красноказарменной дивизии

Мемориальная табличка гласит: «Родина — отважному сыну летчику-космонавту СССР Владимиру Комарову на месте его гибели».

Незадолго до гибели ему исполнилось 40 лет.

-9

Катастрофа «Челенджера»

Многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» был построен в 1982 году по американской программе Space Transportation System, более известной как Space shuttle («Космический челнок»). Шаттл был назван в честь британского военно‑морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция. 4 апреля 1983 года «Челленджер» совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

Десятый старт в январе 1986 года стал для «Челленджера» последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

Экипаж «Челленджера», слева направо: Эллисон Онидзука, Майкл Смит, Криста МакОлифф, Фрэнсис «Дик» Скоби, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Рональд Макнейр.
Экипаж «Челленджера», слева направо: Эллисон Онидзука, Майкл Смит, Криста МакОлифф, Фрэнсис «Дик» Скоби, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Рональд Макнейр.
Брифинг астронавтов перед стартом
Брифинг астронавтов перед стартом

О том, как 28 января 1986 года погибли семь астронавтов и космический корабль Challenger, написаны километры текстов. Космический шаттл «Челленджер» разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полета, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. За запуском наблюдали множество зрителей, и события освещались с невероятной скоростью: одно из исследований показало, что 85% опрошенных американцев знали о катастрофе уже в течение часа.

Накануне старта представители фирмы Morton Thiokol, производящей твердотопливные ускорители шаттла, отказались поставить подпись под допуском корабля к старту из-за низкой температуры воздуха - неизвестно, как такая холодная погода повлияет на безопасность запуска. Но для NASA задержка запуска «Челленджера» более, чем на пять суток была неприемлема. В ночь на 28 января под давлением представителей властей руководство Morton Thiokol дало гарантии, что полет пройдет в штатном режиме. Это было роковым решением, которое стоило жизни семи астронавтов, уничтожению космического корабля, запуск которого обходился в 1.3 млрд долларов, и остановке программы Space Shuttle на три года.

Каждая из 73-х секунд полета шаттла миссии STS-51L разобрана до мельчайших деталей. Комиссия под руководством госсекретаря США Роджерса установила причины катастрофы и вина тогдашнего руководства NASA неоспорима. Комиссия Роджерса пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA». По сути, выводы комиссии были прямым обвинением в адрес NASA — руководство полетами виновато в гибели людей и космического корабля.

Запуск «Челленджера», фото за несколько секунд до его разрушения.
Запуск «Челленджера», фото за несколько секунд до его разрушения.
Взрыв космического шаттла в прямом телеэфире.
Взрыв космического шаттла в прямом телеэфире.

На фото ниже счастливый экипаж всемирно известного шаттла «Челленджер», который разобьётся через несколько минут после старта. Никто из его членов не выжил. Но ужасающе то, что некоторые космонавты смогли пережить развал корабля, а умерли от удара шаттла об воду.

Экипаж «Челленджера» выходит из казарм, направляясь к стартовой площадке.
Экипаж «Челленджера» выходит из казарм, направляясь к стартовой площадке.

Астронавт Майкл Маллейн, книга мемуаров «Верхом на ракетах: «Через шесть недель после катастрофы «Челленджера» НАСА объявило, что на дне океана на глубине 85 футов [около 26 м] найдены обломки кабины экипажа, и в них находятся останки астронавтов. Я полагал, что обломки никогда не будут найдены, поскольку кокпит и экипаж при ударе о воду разнесло в пыль. Если бы такое произошло со мной, я бы желал, чтобы всё произошло именно так. Пусть Атлантика стала бы моей могилой. Но, поскольку обломки были обнаружены, у НАСА не было иного варианта, кроме как поднять их на поверхность. В противном случае их в конце-концов зацепили бы рыбаки сетью, или на них наткнулись бы дайверы-любители. Побывав в своей жизни не раз на месте аварии самолета, я подозревал, что останки в ужасном состоянии. Кабину оторвало от остальной части «Челленджера», и после падения с высоты 60,000 футов [примерно 18.3 км] со скоростью около 250 миль/час в воды Атлантики — это было все равно, что упасть на твердую землю. Я не мог себе представить, что патологоанатомы смогут что-то узнать из останков…

После того, как останки были подняты, мой бывший коллега по экипажу Майкл Коутс и некоторые другие астронавты исследовали обломки. Майкл вернулся в Хьюстон и рассказал, что «кокпит выглядит так, будто алюминиевую фольгу смяли в комок». Факт, что мало что удалось опознать в кокпите, мало меня удивил».

Обломки шаттла
Обломки шаттла
Обломки шаттла
Обломки шаттла

Много тысяч человек видели эту трагедию из экранов телевизоров. В тот день человечество перешагнуло тонкий рубеж между шоу и смертью людей.

И еще из интересного. Есть версия, что гибель Челленджера могла быть хорошо спланированной инсценировкой правительства США. В восьмидесятые годы Америка развернула масштабную военную кампанию в Ираке, но эту политику не поддерживали простые американцы. Власти боялись масштабных протестных митингов. Гибель Челленджера позволяла политикам убить сразу двух зайцев. Во-первых, национальная трагедия отвлекла людей от внешней политики. Во-вторых, она позволяла перераспределить госбюджет между ведомствами, сократив финансирование космической программы в пользу военных. Согласно теории заговора, астронавты живы. В интернете можно найти даже фотографии погибших уже после предполагаемой смерти.

-17

#смерть #похороны #знаменитости