Найти тему

Литературные токсики

Эти характеристики главных литературных ТОКСИКОВ точно помогут на ЕГЭ по литературе!

Во всех тонкостях экзамена по литературе помогает разобраться наша Юля. Кстати, у нас есть не только литература в школе. Переходи, чтобы узнать подробности. Человек, для которого литература является всем. Она действующий редактор более 60 книг, заканчивает два высших образования, в общем, мастер своего дела. В этом можете убедиться сами, узнать ее ближе как человека тут.

А пока, разберем с вами тех, кого можно любить, можно ненавидеть, но без знания их характеристик лучше на ЕГЭ не появляться! Просим любить и жаловать – главные токсики русской литературы.

Александр Андреевич Чацкий

Дворянин, богатый помещик, имеет членство в престижном Английском клубе. После смерти отца он жил и воспитывался в доме у Фамусова, дружил с его дочерью, которую звали Софьей. Повзрослев, Чацкий уезжает из Москвы и несколько лет не появляется в родном для него городе.

Честный, прямой, остроумный, ироничный, красноречивый. В обществе его считают заносчивым и высокомерным.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Чины людьми даются, // А люди могут обмануться», «Зачем же мнения чужие только святы?».

Александр Андреевич, будучи патриотом, служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонение перед заграничным. Его огорчает, что русское дворянство ориентировано на запад, поэтому он, в частности, высмеивает моду высшего света смешивать русскую речь с французской.

Чацкий всем сердцем и душой любит Софью, а её холодность ранит его. Ему также чужды предрассудки, ведь мыслит Чацкий прогрессивно и открыто высказывает свои мысли, чем пугает «фамусовское общество». Его считают сумасшедшим.

Драматизм пьесы заключается в том, что Чацкий – единственный положительный герой, – оказывается одиноким и гонимым. Он отвержен обществом и Софьей, которая предпочитает ему недалекого, но послушного Молчалина.

Евгений Онегин

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Жизнь дворянина, не обремененного службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, слилась для него в один утомительно длинный день. Онегина в ранней юности характеризуют следующие описания: «забав и роскоши дитя», «добрый малый, // Как вы да я, как целый свет».

Евгений тщательно следил за внешним видом, одевался по последней моде: «Острижен по последней моде, // Как dandy лондонский одет…».

Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни.

Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми. Поиск новых жизненных истин растянулся на долгие годы, так и оставшись незавершенным. Однако в Петербурге и в деревне ему одинаково скучно, ведь он так и не может преодолеть в себе душевную лень, холодный скепсис и зависимость от «общественного мненья».

Обладая живым умом, Онегин в юности направлял свои силы не на обучение, а на покорение женских сердец. Он стал настоящим обольстителем и дамским угодником. Пресыщение женским вниманием привело к тому, что Евгений больше не был способен любить или же испытывать сильные чувства. После прочтения письма Татьяны «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел», но он не хочет пользоваться доверчивой юной девушкой, отказывая ей.

Испытание дружбой Онегин также не выдержал. Он не способен жить жизнью чувства. Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленником «общественного мненья».

Григорий Александрович Печорин

Русский офицер, богатый дворянин, привыкший вращаться в высших кругах Петербурга. В молодости он тратил деньги и прожигал жизнь, но быстро устал от этого и принялся за учебу, уделяя особое внимание военной сфере.

У Григория благородная, аристократическая внешность. Особое внимание при его описании уделяется глазами: глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся – это «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», «взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Умный и сообразительный мужчина. Он привык идти на поводу у своих желаний, не руководствуется моралью: «Я сделался нравственным калекой...». Хладнокровный, остроумный, язвительный. Он – материалист и эгоист.

Трагичность личности Печорина заключается в разрыве между разумом и чувствами. Печорин тщетно пытается отыскать цель своего существования, но каждая попытка приводит к еще большему разочарованию. Композиция романа «Герой нашего времени» направлена на раскрытие характера главного героя, она заинтриговывает читателя, заставляя его размышлять над загадкой личности Печорина. Григорий соткан из противоречий, он – знаток человеческой души и искусный манипулятор. Холодный, расчетливый и, казалось бы, не умеющий любить, он, тем не менее, наполнен сильными эмоциями, которые иногда вырываются наружу.

________________________________________________________________________

NB!!! Печорин и Онегин относятся к «лишним людям». «Лишний человек» – это тип литературного героя, характерный для произведений русских писателей 1840–1850-х годов. В этом герое авторы показывали образ российского общества, которое не могло реализовать свои идеи, таланты, не имело перспектив саморазвития. «Лишние люди» разочарованы своей бесполезностью, поэтому подвержены постоянной тоске, «сплину».

________________________________________________________________________

Евгений Васильевич Базаров

Человек неблагородного происхождения. Студент-медик, будущий врач. У Базарова неряшливый вид и обветренные руки (он не носит перчатки), т.к. он презирает роскошь, не придает значение внешнему виду.

Простой, скромный, остроумный и деятельный: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Циник, признает только научные факты, отрицает искусство. Называет себя нигилистом – в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х годов. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.

Базаровым отрицается вообще духовное начало в человеке. К человеку он относится как к биологическому организму: «Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. <…> Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Для Евгения важен сам культ отрицания, он не готов к строительству чего-то нового: «…Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью. Первоначальная уверенность Евгения начинает исчезать «шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей сложности.

________________________________________________________________________

NB!!! Базаров относится к такому типу литературного героя, как “новый человек”. Типичные черты: сильная личность, образованность, чаще всего разночинец, новое восприятие устоявшихся ценностей, культ разума, вера в общественный прогресс, внутренний конфликт.

________________________________________________________________________

Во всех тонкостях экзамена по литературе помогает разобраться наша Юля. Человек, для которого литература является всем. Она действующий редактор более 60 книг, заканчивает два высших образования, в общем, мастер своего дела. В этом можете убедиться сами, узнать ее ближе как человека тут.