16,2K подписчиков

Як-38 - смелые, но неудачные решения для самолета вертикального взлёта и посадки.

1,8K прочитали

Коллектив ОКБ Яковлева во главе с генеральным конструктором А.С Яковлевым одни из немногих, которые представили миру идею воплощения концепции СВВП (самолет вертикального взлета и посадки) в советском палубном штурмовике Як-38. Эта концепция включала в себя разделение подъемно-маршевого и подъемного двигателей, что сразу привлекло внимание исследователей и военное руководство, однако такая машина изначально уступала по летным характеристикам классическим реактивным самолетам.

Необходимость возникновения идеи СВВП

В период 1950-х годов мир столкнулся с несомненной потребностью в революционных решениях в авиации. Сложность и высокие затраты на строительство многочисленных аэродромов для тактической авиации заставили военное руководство задуматься над альтернативами. Важно было найти способы рассредоточения реактивных боевых самолетов, которые могли бы действовать без наличия подготовленных аэродромов и стать менее заметными целями для противника.

Прототипы и испытания

Для реализации идеи самолета вертикального взлета и посадки были проведены масштабные эксперименты как в Великобритании, так и в СССР. Британская разработка Хоукер-Сиддли Р.1127 стала первым прототипом для будущего истребителя "Харриер", в то время как советские инженеры разработали Як-36. Опытный Як-36 был оснащен двумя турбореактивными двигателями Туманского Р27-300, и смог успешно осуществлять вертикальный взлет и посадку путем отклонения сопел более чем на 90°.

Исследования и испытания Як-36 начались в 1963 году. Машина доказала свою работоспособность, но не привлекла внимания ВВС. Однако советские ВМС увидели потенциал в этом эксперименте и рассмотрели его как потенциальный палубный тактический истребитель. Это решение подтолкнуло к продолжению разработки и созданию Як-38.

Новый самолет для нового корабля

С появлением авианесущих крейсеров проекта 1143, военно-морские силы осознали, что им нужен сверхзвуковой самолет, который способен действовать в значительном радиусе от корабля. Этот самолет должен был быть способен атаковать цели, уничтожать вражеские вертолеты и легкомоторные самолеты, а также выполнять задачи с неровных взлетно-посадочных полос на суше.

Компоновочная схема Як-38 / Источник http://surl.li/mgomz
Компоновочная схема Як-38 / Источник http://surl.li/mgomz

Чтобы удовлетворить жесткие требования сверхзвуковой скорости, было необходимо разработать более мощный двигатель с возможностью форсажа, чем у британского Хокер Сидли «Харриер», но этого сделать не удалось. Поэтому главный конструктор С.Г. Мордовин предложил сочетание двух подъемных двигателей и одного подъёмно-маршевого двигателя с поворотными соплами для возможности изменения вектора тяги, тем самым самолет получил два режима: вертикального и горизонтального полета. Это привело к созданию Як-36М, который подтвердил работоспособность данной схемы.

В 1977 году палубный штурмовик Як-36М вступил в строй на палубе авианесущего крейсера «Киев» (проект 1143), но уже под новым обозначением Як-38. Однако, несмотря на определенные достижения, он столкнулся с ограничениями, связанными с дальностью полета, боевой нагрузкой и летными характеристиками. Вопреки этим сложностям, производство Як-38 продолжалось, а ВВС работали над устранением ограничений СВВП. Схожие проблемы появились также у британцев и американцев, занимавшихся созданием «Харриеров» из-за которых они даже теряли свои самолеты. Наличие двухместного учебно-тренировочного Як-38У упростило процесс освоения этого самолета для летчиков и уберегло от катастрофических случаев.

Операция «Ромб»

Весной 1980 года, в рамках операции «Ромб», четыре Як-38 были отправлены в Афганистан для испытаний. Этот типично высокогорный регион с жарким климатом представлял собой настоящий вызов для СВВП. Даже при значительно сниженной боевой нагрузке, летные характеристики Як-38 оказались неудовлетворительными. Это привело к началу работ по созданию улучшенной модификации, получившей название Як-38М.

Новая модификация Як-38М, также известная как «Фоджер» по кодификации НАТО, представляла собой значительный шаг вперед. Эти штурмовики были более мощными и оснащались новой силовой установкой, воздухозаборниками, сбрасываемыми топливными баками, некоторыми изменениями в конструкции фюзеляжа, оборудовании и и вооружении, что улучшило их производительность. Серийное производство началось в 1984 году, и последние 50 самолетов были собраны в 1988 году. Несмотря на то, что Як-38М постепенно вытеснил своего предшественника, но дальность полета на внутренних баках сократилась из-за увеличения расхода топлива, а улучшения в боевой нагрузке и скоростных характеристиках оказались незначительными, что привело к потере интереса к СВВП.

Возникновение сверхзвукового наследника

В 1973 году Яковлев осознал, что потенциал Як-38 будет значительно ограничен. Это стало началом разработки его сверхзвукового преемника, Як-141. Самолет был оснащен двумя подъемными двигателями, установленными спереди, и одним подъемно-маршевым двигателем. Последний обладал форсажной камерой и впечатляющей системой сопла с регулируемым вектором тяги.

Як-141 в полёте / Источник https://clck.ru/367yUd
Як-141 в полёте / Источник https://clck.ru/367yUd

Як-141, по кодификации НАТО «Фристайл», совершил свой первый полет 9 марта 1987 года. Этот великолепный аппарат представлял собой вершину советской инженерной мысли в области военной авиации. Он стал первым в мире сверхзвуковым самолетом укороченного взлета и вертикальной посадки. Обладал внушительными характеристиками для СВВП: его максимальная скорость достигала 1800 км/ч, а дальность полета позволяла атаковать цели в радиусе до 690 километров от корабля. Этот самолет также мог нейтрализовать вражеские вертолеты и низколетящие самолеты транспортной и патрульной береговой авиации.

Источник https://clck.ru/367yWV
Источник https://clck.ru/367yWV

На Западе Як-141 вызвал огромный интерес. Его передовые технологии и потенциал сделали его одним из самых обсуждаемых объектов военной авиации. Однако в 1991 году развал Советского Союза резко изменил картину. Программа разработки и производства самолета столкнулась с серьезными финансовыми и организационными трудностями. Вместе с развалом СССР, многие мощные оборонные программы были отложены или приостановлены, включая будущее «141-ого».

Як-141 / Источник https://clck.ru/367yWV
Як-141 / Источник https://clck.ru/367yWV

Исчезновение Як-141 с военной арены было потерей для российской авиационной промышленности. Этот самолет продемонстрировал великолепные характеристики и перспективы, но их реализация прервалась вследствие исторических событий. Тем не менее, наследие разработчиков ОКБ «Яковлева» остается важным шагом в развитии военной авиации, а технологические достижения возможно еще окажут влияние на последующие проекты.