«Low-code где возможно, code где нужно», — Digital Agency поделились основными трендами внедрения low-code в организациях госсектора
Специалистам Digital Agency удалось пообщаться с участниками конференции CNews «Low-code: как быстро создавать приложения», которая состоялась 10 октября 2023 года. Представители организаций государственного сектора поделились опытом внедрения российских low-code платформ. В данной статье мы собрали ключевые выводы спикеров, а также а топ-5 наиболее популярных заблуждений в отношении использования low-code.
Зачем государству low-code?
Согласно презентованному исследованию фонда «Сколково», сегодня возможности масштабирования приложений, разработанных на базе low-code платформ, выходят далеко за рамки уровня пилотных внедрений. Постепенный переход крупных российских компаний на отечественные low-code решения подтверждает возможность работы данных решений на архитектуре уровня «Enterprise».
По данных отчета PEX Network 49% компаний готовы инвестировать во внедрение low-code. Для сравнения в 2022 году таких компаний было всего 23%. Если чуть более внимательно посмотреть на цифры, то можно заменить, что 31% опрошенных уже используют low-code / no-code платформы.
Для частного сектора использование low-code платформ — общепринятая практика. Выгоды от использования данного класса программного обеспечения очевидны:
- сокращение «time to market»
- снижение расходов на разработку и поддержу
- активное вовлечение бизнес-заказчиков в процесс создания продукта
Однако в государственном секторе дела обстоят иначе. Нам удалось отыскать всего несколько кейсов разработки систем на базе low-code платформ. Среди них:
- Минцифры России (единая электронная система досудебного обжалования, Naumen)
- МИД России (единое окно подачи обращений сотрудников, Comindware)
- Минстрой России (система обеспечения градостроительной деятельности, Visary)
- Федеральное казначейство (Service Desk, Naumen)
- Федеральное агентство водных ресурсов (система бюджетного планирования, Comindware)
Миф №1. Не подходит для крупных проектов
В октябре 2023 Naumen публиковали результаты опроса 42 организаций, относящихся к крупному бизнесу. Из них 70% используют low-code. На базе low-code создаются финансовые системы, банковские приложения, CRM, ERP, ITSM системы и многие другие.
Сегодня большинство платформ могут похвастаться достаточно богатой функциональностью: конструкторы экранных форм с неограниченными возможностями, инструменты настройки сложных ролевых моделей, исполняемые процессы, инструменты настройки обмена сообщениями с внешними системами, сервисы мониторинга работоспособности и контроля версии, инструменты для организации DevOps, CI / CD и пр.
Более того растут показатели производительности low-code платформ. Например, Comindware в минимальной конфигурации выдерживает нагрузку в 1 млн экземпляров процессов в сутки, генерируемых 10 000 пользователей.
Миф №2. Ограниченные возможности кастомизации
Очевидно, что услуги дизайнера не потребуются при создании приложений на базе low-code. Необходимо понимать, что, приступая к созданию приложения, на старте вы уже будете иметь готовые веб и мобильные интерфейсы. Как правило, базовых настроек достаточно для оформления будущего приложения в соответствии с брендбуком организации.
Возможности адаптации внешнего вида создаваемых приложений достаточно широкие: настройка цветовой палитры, шрифтов, графических элементов, пользовательская верстка интерфейсных блоков, адаптация навигационного меню, разработка уникальных рабочих столов и дашбордов для визуализации данных на интерактивных графиках и диаграммах.
В то же время в подавляющем большинстве случаев в приоритете у бизнеса не визуальная привлекательность, а функциональность приложения. Как раз последнее и является сильной стороной современных low-code решений. Собрать функциональность можно как за счет переиспользования готовых сервисов, так и настройки собственных.
Вместе с тем, ведущие игроки на рынке имеют готовые API, интеграционные адаптеры. Фактические low-code платформы — не закрытые коробочные решения, а инструменты, которые встраиваются и оркестрируют уже существующие решения / фрагменты решений.
Миф №3. Проблемы с постановкой на баланс и оформлением интеллектуальных прав
риобретение заказчиком лицензий на low-code платформу не сопровождается передачей исключительных прав. Правообладателем остается вендор — разработчик программного обеспечения. Соответственно лицензия на low-code платформу — это «Право пользования активом», которое отражается госорганизацией на 111 счете бюджетного учета.
Однако приложения, разработанные на базе low-code платформы — интеллектуальная собственность заказчика. Организация может произвести государственную регистрацию разработанного сервиса в качестве программы для ЭВМ в Роспатенте и внести сведения в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. В этом случае целесообразно рассматривать затраты на разработку данного приложения как «Вложения в нефинансовые активы» и учитывать на 106 счете. После ввода в эксплуатацию новое приложение встанет на 102 счет как «Нематериальный актив».
Миф №4. Зависимость от внешних подрядчиков
С формальной точки зрения, возможно всего 2 варианта разработки приложений, систем, сервисов: создание объекта своими силами (in-house разработка) или привлечение внешних подрядчиков (аутсорсинг разработки). Зависимость от внешних подрядчиков, как правило, возникает, если большая часть задач передается на аутсорс.
Не зависимо от выбранной технологической базы (low-code платформа или написание кода с нуля), процесс создания и развития систем регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676, ГОСТ 34: подготовка техзадания, разработка функциональности, разработка технической и рабочей документации, пусконаладка, предварительные испытания, опытная эксплуатация и приемочные испытания. Соответственно заказчик может либо пройти этот путь самостоятельно, набрав в штат разработчиков и полностью контролируя каждый шаг изнутри, либо передать часть задач внешнему исполнителю, доверившись его компетенциям.
Миф №5. In-house разработка — дорого
Стоимость разработки приложения обычно складывается из следующих параметров: фонд оплаты труда, страховые взносы, рабочие места команды проекта, аренда, закупка оборудования и специализированного ПО, обучение. При прочих равных условиях создание сервиса своими силами или с привлечением внешнего исполнителя должна быть одинакова. Вопрос лишь в готовности заказчика взять на себя ответственность за администрирование проекта, управление командной разработки и конечный результат.
Выводы
В завершении стоит отметить, что разработка на базе low-code действительно имеет свою специфику. Однако опыт внедрения low-code решений, которым поделились участники конференции, свидетельствует о том, что преимущества от внедрения данного класса систем в долгосрочной перспективе полностью покрывают возникающие на первых этапах организационные трудности.
Экономия финансовых ресурсов, сокращение сроков разработки и повышение востребованности сервисов конечными пользователями — ключевые преимущества low-code.
Digital Agency - интегратор российского программного обеспечения, технологический партнер Comindware. Записаться на индивидуальную демонстрацию low-code платформы Comindware можно по номеру +7 993 284 32 66 (Сергей).
Источник: https://companies.rbc.ru/news/Xc0QaZuQiH/digital-agency-rasskazali-ob-opyite-vnedreniya-low-code-v-gossektore/